Файл: Задание 1 Людям свойственно сравнивать себя с окружающими и на основе этого оценивать самих себя. Ктото о себе очень высокого мнения, считает, что он лучше большинства людей..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАДАНИЕ 1

Людям свойственно сравнивать себя с окружающими и на основе этого оценивать самих себя. Кто-то о себе очень высокого мнения, считает, что он лучше большинства людей. А кто-то, наоборот, оценивает себя низко, считает ни на что не годным. Самооценка очень важна, так как она влияет на успешность человека в жизни. Определите свою самооценку
Из теории

Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления

Сознание - это высшая форма развития и проявление психики человека. Сознание осуществляет мысленное построение действий, контроль и управление поведением человека, определяет его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Содержательно сознание включает в себя совокупность знаний о мире и о себе самом. Последнее трактуется как самосознание. Самосознание - это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения.

Самосознание предполагает осознание своего Я во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценкуи саморегуляцию.

Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Знание о себе накапливается в процессе самопознания и фиксируется в виде “Я-концепции”. “Я-концепция” - это
относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. “Я-концепция” подразделяется на ИДЕАЛЬНУЮ “Я-КОНЦЕПЦИЮ”, т.е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, и РЕАЛЬНУЮ “Я-КОНЦЕПЦИЮ”, т.е. каким видит себя человек на данный момент.

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия.

Различают текущую и личностную самооценки.

Текущая самооценка - это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции человеком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения.

Личностная самооценка - это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Таким образом, адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.



Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем ок­ ружающих.

Различают неадекватную завышенную самооценку - переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку - недооценку себя субъектом (рис.).
Самооценка высокая неадекватная (завышенная) или адекватная

Самооценка средняя адекватная

Самооценка низкая неадекватная (заниженная) или адекватная
Рис. Виды самооценки личности
Определите свою самооценку

Инструкция

Из списка человеческих качеств выбери те 10, которые тебе больше всего нравятся в людях, и запиши их в левой части таблицы. Потом выбери другие 10 качеств, которые тебе не нравятся, и запиши их в правой части.

Затем отметь галочками те из выбранных положительных и отрицательных качеств, которые, как ты считаешь, свойственны тебе.

Список качеств:

Аккуратность

Вдумчивость

Вспыльчивость

Гордость

Грубость

Жизнерадостность

Заботливость

Застенчивость

Завистливость

Злопамятность

Искренность

Капризность

Медлительность

Мечтательность

Мстительность

Настойчивость

Нежность

Непринужденность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Обидчивость

Осторожность

Отзывчивость

Презрительность

Радушие

Решительность

Сдержанность

Сострадательность

Стыдливость

Терпеливость

Трусость

Уверенность

Упорство

Уступчивость

Энтузиазм

 

Нравится

 Не нравится








Обработка результатов

Из количества отмеченных в левой части таблицы качеств вычти количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность – это показатель твой самооценки. Максимально возможное значение показателя +10 баллов, минимальное –10 баллов.

Интерпретация результатов

Меньше -2 низкие показатели самооценки


-1-1 ниже среднего

2-4 средние

5-7 выше среднего

Больше 7 высокие
В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

  • Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

  • В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек «эффективно» рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

  • Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки


Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество. 
Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.