Файл: Становление российской государственности 1516 веков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Становление российской государственности 15-16 веков
Центральное и местное управление
6. Внутренняя и внешняя политика России в 16веке
Сословно-представительная монархия в России: основные особенности становления и развития.
21. Социально-экономическое развитие России в 16 веке
Социально-экономическое развитие России в 16 веке.
Опричнина Ивана Грозного. Сущность, цели, итоги
Начало и развитие опричнины. Основные события.
Результаты опричнины Ивана Грозного
Тема четырнадцатая. Правление федора иоанновича
Династический кризис конца XVI века?????????????
Таким образом, суть причин поражения восстания выглядит следующим образом:
Основными событиями этого периода времени можно считать
Русским полководцам удалось решить ряд стратегических задач:
2.1 Начало перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму
Борьба за западнорусские земли
Итоги Смуты .
Их можно поделить на экономические, военные и политические.
Экономическим итогом Смуты стало разорение большей части территории страны. Её грабили интервенты, казаки, ногайцы, крымские татары и собственные повстанцы и разбойники. Казна была пуста. В 1614 денег едва хватало для содержания послов, которых отправляли в Голландию. С другой стороны, Смута способствовала ускоренному освоению Сибири при царе Михаиле Фёдоровиче.
Военным итогом Смуты стали территориальные уступки Швеции на северо-востоке и Речи Посполитой на западе. Россия впервые утратила выход в Балтийские море. Вернуть его смог только Пётр I спустя 100 лет. Западные границы вернулись примерно на линию 1500 года, то есть ещё в период правления Ивана III. Армия стала слабее из-за общей разрухи. Если со Швецией подписали мирный договор, то с Речью Посполитой было достигнуто только перемирие на 14 лет и 5 месяцев. Польский королевич Владислав Ваза сохранял права на московский престол.
Политическим итогом Смуты стало утверждение на троне династии Романовых. Интересно, что её представители почти одновременно заняли посты светской и духовной власти. Михаил Фёдорович стал царём, а его отец Филарет – патриархом. Смутное время привело к изменению состава правительственного класса. Влияние старого боярства постепенно уменьшалось и его место стали занимать выходцы из новых родов, о которых мало было известно до начала XVII века. К таковым относились Нарышкины, Милославские, Лопухины и Долгорукие. Зато в событиях XVII века уже не видно представителей родов Холмских, Годуновых и Микулинских. Даже Боярская дума в XVII веке по своему составу наполняется теми, кого современники называли “случайными” людьми. Эти изменения привели к расстройству системы местничества и его отмене к 1682 году.
Территория и население Русского государства после Смуты
Территория России в XVII в. по сравнению с XVI столетием расширилась за счет включения новых земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля. Границы страны простирались теперь от Днепра до Тихого океана
, от Белого моря до владений крымского хана, Северного Кавказа и казахских степей.В 1643—1645 гг. В. Поярков по реке Амуру вышел в Охотское море, в 1648 г. С. Дежнев открыл пролив между Аляской и Чукоткой, в середине века Е. Хабаров подчинил России земли по реке Амур. В XVII в. были основаны многие сибирские города-остроги: Енисейск (1618), Красноярск (1628), Братск (1631), Якутск (1632), Иркутск (1652) и др.Территория страны делилась на уезды, количество которых достигало 250. Уезды, в свою очередь, разбивались на волости и станы, центром которых было село. В ряде земель, особенно из числа тех, которые недавно были включены в состав России, сохранялась прежняя система административного устройства. XVII в.— время расцвета приказной системы.К концу XVII в. население России насчитывало 10,5 млн. человек. По числу жителей Россия в границах XVII в. занимала четвертое место среди европейских государств (во Франции в то время жили 20,5 млн. человек, в Италии и Германии—13,0 млн. человек, в Англии — 7,2 млн. человек).Наиболее слабо была заселена Сибирь, где к концу XVII в. проживало примерно 150 тыс. коренного населения и 350 тыс. переселившихся сюда русских. Специфические условия Сибири привели к тому, что здесь не сложилось помещичье или вотчинное землевладение. Приток русского населения, обладавшего навыками и опытом пашенного земледелия, ремесленного производства, новыми, более производительными орудиями труда, способствовал ускорению развития этой части России. В южных районах Сибири складываются очаги земледельческого производства, уже в конце XVII в. Сибирь в основном обеспечивала себя хлебом. Однако по-прежнему основными занятиями большинства местного населения оставались охота, особенно на соболя, и рыболовство.Все более увеличивался разрыв между расширявшейся территорией и количеством людей, населявших ее. Продолжался процесс освоения (колонизации) страны, не закончившийся по сей день.
Политический строй.
После окончания Смуты на российском престоле оказалась новая династия, нуждавшаяся в укреплении своего авторитета. Поэтому в первые десять лет правления Романовых Земские Соборы заседали почти непрерывно.
Однако по мере укрепления власти и упрочения династии Земские соборы созываются все реже. Земский собор 1653 г., решавший вопрос о принятии Украины под власть Москвы, оказался последним.
Отношение к особе государя стало в XVII в. почти ре-лигиозным. Царь подчеркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними. В торжественных случаях царь по-являлся в шапке Мономаха, бармах, со знаками своей власти — скипетром и державой. Царь правил, опираясь на совещательный орган — Боярскую Думу. Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Все члены Думы назначались царем. Ряд важных дел стал решаться в обход Думы, на основе обсуждения лишь с некоторыми приближенными.
Роль приказов в системе управления XVII в. возросла. Число их увеличилось. Приказы делились на временные и постоянные. Приказная система была несовершенна. Функции многих приказов переплетались. Судопроизводство не было отделено от управления. Множество приказов и неразбериха с их обязанностями порой не позволяли разобраться в делах, порождая знаменитую «приказную волокиту». И все же рост приказной системы означал развитие управленческого аппарата, служившего прочной опорой царской власти.
Изменилась и система местного управления: власть на местах переходила от выборных представителей местного населения к назначаемым из центра воеводам. Переход власти на местах в руки воевод означал значительное усиление правительственного аппарата и, по существу, завершение централизации страны.
Все происходившие в XVII в. в системе управления го-сударством изменения были направлены на ослабление выборного начала, профессионализацию аппарата управления и укрепление единоличной царской власти.
Система государственного управления
2.1 Начало перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму
В XVII в. с утверждением новой династии в России начала восстанавливаться и сословно-представительная монархия. Михаил Федорович Романов стал царем в шестнадцатилетнем возрасте. Молодому и неопытному государю требовалась поддержка. Сначала решающую роль в государственном управлении играли мать царя - великая старица Марфа и его родственники по материнской линии - бояре Салтыковы, но в 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Филарет (Федор Никитич Романов). В Москве он был провозглашен патриархом Московским и всея Руси и фактически стал соправителем Михаила.
В начале своего правления Михаил Федорович опирался на Земские соборы, которые заседали почти непрерывно: 1613-1615 гг., 1616-1619 гг., 1620-1622 гг. Один состав собора проводил несколько продолжительных «сессий». К этому времени устанавливается определенный порядок выборов в Земский собор от представителей сословий. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, зачитывали жителям городов и уездов, составлялись сословные выборные списки, которые получали «наказы» от избирателей. Число выборных не было фиксированным, но дворянские и посадские депутаты составляли большинство среди их участников. Земские соборы занимались законодательством, изыскивали средства для пополнения казны, ведали церковными и внешнеполитическими делами. В 20-х гг. XVII в. государственная власть окрепла, и Земские соборы стали созываться реже. В 1630-х гг. они уже обсуждали главным образом внешнеполитические вопросы и принимали решения о дополнительных налогах, необходимых для ведения войн.
Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой, которая по-прежнему остается верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Царь Михаил Федорович регулярно советовался с ней. Однако состав Боярской думы значительно изменился. В ее состав вошли родственники и приближенные царя, пополнилась она и большим количеством думных дворян, которых выдвинули благодаря различным личным заслугам; особенно резко выросло число думных дьяков. Для XVII в. характерно переплетение состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д.
Во второй половине XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает ослабевать. В правлении Алексея Михайловича (1645-1676) четко обозначается новая тенденция развития политического строя страны -переход от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной.
Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает высшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь. В России абсолютная монархия окончательно складывается во времена правления Петра 1. Но уже с середины XVII в. отчетливо прослеживаются мероприятия, направленные на укрепление самодержавной власти монарха.
На Земском соборе в январе 1649 г. было принято Соборное Уложение. Этот законодательный акт состоял из 25 глав и 967 статей. Главное внимание в нем уделялось судопроизводству и уголовному праву. Во второй главе Уложения «О государственной чести и как его государское здоровье оберегать» предусматривалась смертная казнь даже за преступный умысел против персоны монарха. Соборное Уложение регламентировало также положение различных сословий в государстве, порядок несения военной и государственной службы, вопросы государственного управления в центре и на местах. Тем самым был сделан важный шаг в направлении движения к абсолютизму.
Во второй половине XVII в. перестают созываться Земские соборы, монарху-самодержцу они больше не нужны. Последний Земский собор полного состава состоялся в 1653 г., после него цари ограничивались проведением государственных совещаний с представителями отдельных сословий по различным вопросам. С 80-х гг. XVII в. даже и эти урезанные Земские соборы тоже перестают созываться. Таким образом, отмирает важнейший сословно-представительный орган Российского государства.
В конце XVII в. изменяется положение и Боярской думы, которая оставалась боярской к этому времени только по названию, потому что в 1688 г. из 62 членов Боярской думы только 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные были выходцами из дворян или представителями других сословий. Из постоянно действующего государственного органа, обладающая массой полномочий, каковой она являлась в первой половине и середине XVII в., Боярская дума превращается в нерегулярно функционирующее учреждение. Место Боярской думы заняла так называемая Ближняя дума, состоявшая из небольшого числа наиболее доверенных царю лиц.