Файл: Задания к лекции Задание в литературе приводятся разные определения понятия социальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания к лекции № 1.

Задание 1. В литературе приводятся разные определения понятия «социальная психология» и дается перечень проблем, составляющих предмет социально-психологической науки, который у разных авторов тоже различается. Рассмотрите и законспектируйте суждения и аргументы авторов (Г.М.Андреевой, А.В. Петровского, Б.Д. Парыгина, М.Р. Битяновой, К.К.Платонова, Р.С. Немова); напишите и обоснуйте: какое определение предмета социальной психологии вам кажется верным, если исходить из прикладного значения этой науки?

Ответ: По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.

Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о массовидных явлениях психики. В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение. Иногда большой акцент делался на изучении психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр., внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии. Соответственно были выделены термины:

• общественная психология – уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов;

• социальная психология – наука об общественной психологии.

Второй подход напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии – личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. Выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения.

Третий подход в каком-то смысле пытался синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблема социальной психологии представлялась достаточно широкой. Однако, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований.

Таким образом, предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых явлений.


Таким образом, социальная психология как наука изучает следующие явления:

1.Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.

2.Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

3.Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы, конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.

4.Массовидные психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, религия, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

Довольно детальный анализ того, что же должна изучать социальная психология дает в своей книге А.Л. Журавлев. Им выделяются основные объекты изучения социальной психологии, то есть носители социально-психологических явлений. К ним относятся:

1)личность в группе (в системе отношений),

2)малую группу (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.),

3)большую социальную группу (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т. п),

4)взаимодействие в системе «личность – личность» (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и т. д.),

5) взаимодействие в системе «личность – группа» (лидер ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, новичок – школьный класс и т. д.),

6)взаимодействие в системе «группа – группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.)

Подводя итог анализу различных точек зрения о понимании предмета социальной психологии, необходимо дать ей определение. На данный момент одним из наиболее полных и часто цитируемых определений социальной психологии является определение, данное ведущим специалистом в области отечественной социальной психологии –

Галиной Михайловной Андреевой.

Социальная психология – это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Задание 2. Как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать ее:

а) как часть социологии;

б) часть психологии;

в) самостоятельную область исследования, находящуюся между

психологией и социологией в качестве независимой дисциплины.

Определите три предмета исследования социальной психологии,

исходя из каждой позиции.

Ответ: Предмет науки – это то ключевое понятие, вокруг которого строится весь понятийный аппарат. Таким ключевым в социальной психологии является понятие "общение". Такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, влияние, подражание, внушение, убеждение, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность порождаются именно общением. В результате общения складываются социально- психологические особенности личности, происходит процесс познания людьми друг друга, формируются структура и динамика малых и больших групп.

Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?»

Психология и социология — «материнские» дисциплины по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология — это лишь часть социологии и психологии.

Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки.

Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе.

В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий.

С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией.

Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т. д.


Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.

Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Это прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д.

Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др.

Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих.

Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.

Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики.

Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния.

Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создаваемых человечеством на протяжении веков.

Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте.

Предметная зона, возникшая на стыке социальной психологии и общей социологии, включает в себя три группы изучаемых явлений:

социально-психологические явления в больших группах (социальная психология классов, наций, демографических и профессиональных групп и т.д.);

социальная психология явления в малых группах (психологический климат, положения лидерства и ведомых, конформизм, референтные группы, групповой контроль и др.);

·социально-психологические явления в массовидных формах поведения (толпа, публика, аудитория, паника и др.).


Предметная зона, находящаяся на стыке социальной психологии и общей психологии связана с выявлением и изучением социально-психологических явлений личности (процесс социализации, социальные роли, статус, позиции, механизмы психологической защиты и т.п.).

Предметная зона, относящаяся только сугубо к социальной психологии, также делится на три группы изучаемых феноменов:

социально-психологические явления, включающие в себя ценностные ориентации, аттитюды (социальные установки), мнения, настроения, социальные потребности людей;

механизмы и способы, взаимовлияния и взаимодействия людей (подражание, внушение, заражение, убеждение);

социально-психологические аспекты коммуникационных и информационных процессов (мода, имидж, реклама, слухи, сплетни).

Задание 3. Используя дополнительную литературу, изучите вопрос о месте социальной психологии среди других наук, и прежде всего в психологии и социологии.

Ответ: Занимая важное место в системе наук о человеке, психология тесно взаимосвязана с другими науками. Например, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Связь с естественными науками выражается в изучении физиологических и биологических процессах мозга, которые лежат в основе психики. С гуманитарными науками психологию сближает изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения, интерес к особенностям психического, душевного склад человека в различные эпохи, роль языка в культурном и психическом развитии, проблема творчества. Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой -- в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики. Очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека. Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки соприкосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, психологическом обосновании особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.