Файл: Задания к лекции Задание в литературе приводятся разные определения понятия социальная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) процессы атрибуции;
2) групповые процессы;
3) оказание помощи;
4) аттракция и аффилиация;
5) агрессия;
6) преступления;
7) установки и их изучение;
8) социальное познание;
9) социальное развитие личности (социализация);
10) кросскультурные исследования.
Задание к лекции 2
Задание 1. Каковы основные признаки социальной группы?
Ответ:
Можно выделить несколько основных признаков социальной группы:
1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и т.д., которые формируются с возникновением и развитием группы.
Конкретный человек не может обладать интегральной характеристикой группы. Так, относительное единодушие членов группы в том или ином вопросе обусловливается общественным мнением, но оно не представляет собой совокупности индивидуальных мнений. Оно просто является квинтэссенцией идеи, по поводу которой участники взаимодействия пришли к соглашению. При этом мнения конкретных индивидов могут существенно расходиться с общественным мнением. Социальный контроль, который существует в каждой группе, безусловно, влияет на формирование и развитие интегральных психологических характеристик.
1) существование основных параметров группы как единого целого. Параметр в данном случае – это показатель, характеризующий определенное свойство. Социальная группа имеет следующие параметры: композицию и структуру, групповые процессы, групповые нормы и санкции.
Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы.
Любая социально-психологическая характеристика группы начинается, как правило, с описания композиции. Следует заметить, что место данной группы в более общей социальной структуре также является композиционной характеристикой. Так, описание школьного класса может начинаться с описания школы и ее специфики. Тогда группа может быть изучена в социальном контексте своей среды.
Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Описывая структуру школьного класса, учитель характеризует успеваемость, социальные роли (формальные и неформальные), социометрические позиции и статус конкретных учащихся. Иными словами, он дает характеристику актуального состояния формальных и неформальных отношений членов группы. Как правило,
неформальные отношения определяются чувствами, которые участники взаимодействия испытывают друг к другу, а формальные – обязанностями и правами членов группы, обусловленными совместным делом и основной целью группы.
К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений. Вполне понятно, что анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал группу в течение определенного периода. Особое значение здесь придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерство и руководство), уровню развития группы как социального единства (стадии развития коллектива), процессу группового давления (конформизм), процессам изменения отношений и т.д.
Любые изменения жизнедеятельности социальной группы (деятельность, общение, отношения членов группы) могут рассматриваться как групповые процессы.
3) способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера или руководителя. В то же время способность действовать независимо от группы и влиять на ее решения характеризует социальную силу личности.
4) Благополучие личности в данных группах обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития. Осознание своей принадлежности к новой группе выступает важным признаком самой группы, поскольку каждый ее участник имеет такое осознание. На первых этапах существования группы это то малое, что объединяет большинство ее членов.
Осознание принадлежности к группе – один из немногих общих признаков субъектов в так называемых номинальных группах, которые не существуют как реальные объединения, но исследуются в определенном социальном контексте. Так, например, могут быть изучены доминирующие социальные ориентации старшеклассников 90-х годов. В данном случае старшеклассники выступают как определенная социальная группа, хотя и номинальная. Каждый человек является одновременно участником большого количества различных номинальных групп, так как любая социальная функция может рассматриваться как отличительный признак номинальной группы. Студент университета, скорее всего, будет реагировать на большинство замечаний по поводу студентов университетов вне зависимости от того, касаются они лично его или нет. Можно ничего не говорить человеку лично, но, зная его социальные функции и принадлежность к группе, нетрудно предвосхитить его реакцию на те или иные суждения, в зависимости от их положительного или отрицательного контекста.
5) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с изменениями во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте.
6) для педагогов наиболее важным признакам группы является установление определенных отношений между ее членами. Все социальные отношения бывают двух типов: конвенциональные (формальные) и межличностные (неформальные). Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.
Таким образом, группа имеет две структуры – формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает весьма значимую информацию об особенностях данной группы.
Задание 2. Какого бы определения понятия «социальная психология» мы ни придерживались, одно несомненно: она обязательно включает психологию групп. Ознакомьтесь с классификацией групп (по Г.М. Андреевой), дайте каждой из них характеристику и приведите по одному примеру на каждую разновидность группы.
Ответ:
Итак, исходным уровнем является деление групп на реальные и условные. Поскольку реальные группы далее классифицируются, а условные нет, давайте уточним, какую группу можно считать условной. Ни в психологическом словаре, ни в работах Андреевой нет никакого определения условных групп. Поэтому мы предлагаем считать таковыми некие социальные сообщества, которые могли бы существовать, поскольку имеют общий признак. Например, к числу условных групп можно отнести группу ученых США – лауреатов Нобелевской премии. Понятно, что в реальной жизни такая группа отсутствует, но создать ее можно.
На следующем уровне Андреева делит реальные группы на естественные и лабораторные. К числу лабораторных групп относятся социальные группы, созданные для экспериментов. Сам смысл их существования, способ существования и срок заданы исследовательскими целями. Конечно, существует вероятность переростания подобных групп в реальные, однако нам такие случаи не известны.
Естественные социальные группы делятся Андреевой на большие и малые. В последних публикациях Л. Столяренко предлагается обсудить возможность существования и неких средних групп. Однако расшифровка понятия, критерии выделения социальной общности при этом не даются, поэтому возможность существования таких групп остается пока теоретически не проработанным вопросом.
К числу больших групп Г. Андреева относит организованные (партии, профсоюзные движения, религиозные общины) и неорганизованные группы (молодежь, крестьянство). При этом она сама оговаривается, что критерий организованности является достаточно слабым признаком и всегда применяется с определенной долей условности. Критики классификации Андреевой из числа отечественных ученых предлагают на этом этапе вводить деление групп на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).
В малые группы в схеме Андреевой включены два вида групп. Один из них именуется становящейся группой. С наименованием второго вида малых групп существует определенная неразбериха. В первых изданиях своего учебника по социальной психологии Г. Андреева использовала термин «коллектив». Идеологическая сумятица периода конца 1980-х – начала 2000-х привела к появлению термина «развитые группы». Сейчас полноправно используются оба термина, термин «развитые малые группы» лучше описывает современную нам социально-психологическую реальность.
К числу не попадающих в предложенную схему сама Андреева указывает на два вида групп. Во-первых, это диффузная группа, например, зеваки на месте автомобильной аварии или на пожаре. Границы такой группы размыты, выраженных лидеров нет, членство в такой группе ничем не обозначено. Во-вторых, окказиональная группа, или группа по случаю. К числу таковых можно отнести неорганизованных болельщиков футбольного клуба «Зенит», например. У них уже есть цели, символика, лидеры, однако эта группа, как правило, функционирует только в день игры «Зенита» или, если игра на выезде – за день до игры и день после игры.
К числу окказиональных групп можно отнести выпускников любого вуза, проводящих свои встречи через каждые пять лет, например. Тут тоже есть и цели, и лидеры, и смысл, однако срок существования такой группы мал и прерывист.
Задание 3. Прочитайте утверждение и ответьте на вопрос.
Толпа импульсивна, изменчива и возбудима... Импульсы, которым она повинуется, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Толпа не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.
Согласны ли вы с предложенной трактовкой? Почему?
Ответ: Я согласна этой мыслью Фрейда, толпа лишается сознательного я, которое дает критическое мышление. Толпа представляет собой бессознательную часть, ей не важна логика и факты, она не анализирует и не мыслит, она эмоционирует и ищет организатора во вне, который поможет реализовать желаемое, организует действия.
Желание поджечь дом, чтобы свершить возмездие? Почему нет, давай подожжем, и отомстим. Такой пример можно наблюдать в истории думаю не раз.
Желание овладеть кумиром? Прикоснуться к нему? И вот толпа на концерте и начинает рвать на части своего кумира в буквальном смысле. Кто-то кусочек костюма, кто-то клок волос. (Пример в к/ф «телохранитель» фанаты жаждали получить себе кусочек Уитни Хьюстон) Если взять одного из этих фанатов в спокойном состоянии вне толпы, то вряд ли он захочет подойти к своему кумиру оторвать клок волос на память.
Но бывают и действительно героические поступки, когда люди исключают свои личные интересы из своего поведения в том числе и инстинкт самосохранения, и героически идут стеной на врага на войне.
В толпе человек становится анонимным лицом, он чувствует безнаказанность, и также он чувствует себя единым целым с огромной толпой, мощь и потенциал умножается многократно и дает чувство всемогущества.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. учеб. заведений. – М.: Аспект Пресс, 2010.
2. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. – М.: НОУ ВПС МПСИ, 2009.
3.Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: Питер, 2006.