Файл: Государственные пособия гражданам, имеющим детей (Анализ государственной семейной политики в области поддержки материнства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
1.1 Сущность социального обеспечения семей с детьми
1.2 Классификация пособий, предоставляемых семьям, имеющим детей
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
2.1 Анализ государственной семейной политики в области поддержки материнства
2.2 Федеральные программы по поддержке семей с детьми
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
ВВЕДЕНИЕ
Статья 7 Конституции Российской Федерации, принятая народным голосованием 12 декабря 1993 года [1] (затем-Конституция РФ), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в коем осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Система общественной защиты жителей в Российской Федерации регулярно формируется и улучшается. Федеральным законодательством формируются главные направления государственной политики в сфере общественной поддержки российских семей. В то же время необходимо учитывать реальные проблемы уровня жизни и здоровья российских семей в реализации программ по стимулированию рождаемости. Следует также уделять внимание здоровью и качеству жизни детей и пожилых членов семьи, в том числе в рамках закона о социальном обеспечении [2].
Объектом исследования являются общественные отношения по социальному обеспечению семей с детьми.
Предметом исследования являются:
- право социального обеспечения по теме исследования;
- научные публикации по вопросам исследований, которые изложены в списке литературы.
Цель данной работы – знание теоретико-методических основ реализации системы социального обеспечения семей с детьми; анализ современного состояния системы социального обеспечения семей с детьми; совершенствование законодательства Российской Федерации в системе компенсационных выплат.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность социального обеспечения семей с детьми;
- классифицировать льготы, предоставляемые семьям с детьми; - проанализировать вопрос государственной семейной политики в области охраны материнства;
- раскрыть содержание федеральных программ поддержки семей с детьми;
- анализ путей повышения социальной защищенности семей с детьми;
- в заключение подвести итоги и сделать выводы по исследованию.
При написании данного исследования в качестве основы использован традиционный для юридических наук формально-логический метод исследования. В исследовании использованы другие специальные метод, такие как: системно-структурный подход, функциональный анализ правовых явлений и др.
Теоретической основой исследования послужила работа по праву социального обеспечения. При подготовке работы были использованы труды Е.Г. Азаровой, Н.С. Бондаря, В.А. Баранова, А.В. Буяновой, Н.С. Волковой, Ю.Б. Корсаненковой и др.
Теоретическая значимость изучения состоит в важности теоретических заключений, произведенных в заключении.
Практическая значимость проявляется в понимании проблем в области социального обеспечения семей с детьми.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
1.1 Сущность социального обеспечения семей с детьми
Семья как социальный институт постоянно считалась той базой, в какой созданы все без исключения сложнейшие конструкции общественной организации.
Адаптируясь к новым социальным условиям, семья меняет свою форму, определенные функции, методы общения, но институт семьи остается неизменным.
Сегодня положение детей значительно осложнилось, и вопрос о правах семьи и детей становится все более актуальным. Незаконная торговля, контрабанда, похищения, экономическая и сексуальная эксплуатация, а также проблемы биоэтики, злоупотребления, эксплуатация и коммерческое использование их здоровья являются повседневной реальностью, которая окружает детей во всех регионах мира. Такое положение является нарушением прав каждого ребенка.
Будущее каждой нации и людей в целом допустимо находится в зависимости от подрастающего поколения, по этой причине обеспечение прав семьи и детей, их правовая защита – несомненная цель не только мирового общества, но и каждого отдельного государства в частности.
В процессе многовековой эволюции становления и развития отечественной и зарубежной правовых систем и проводимой последовательной стандартизации в виде принципов и норм международного права очерчено определение приоритетных интересов в области защиты семьи и прав детей.
Закрепление национальных принципов и норм защиты семьи и прав ребенка в условиях глобализации международной жизни сопровождается внедрением универсальных международных стандартов [3].
Государственная защита материнства, детства и семьи, закрепленная в ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, является комплексный социально-экономический и правовой характер, осуществляется государством с помощью разнообразных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого.
Статья 1 Семейного кодекса Российской Федерации с 29 декабря 1995 годы №223-ФЗ [4] (далее –СК РФ) провозглашает, то что семейство, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под охраной государства; признается лишь брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния.
Среди основных принципов семейного права СК РФ ссылается на государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства (пункт 1 статьи 1 СК РФ). Эти положения отраслевого законодательства исходят из основного закона страны – Конституции Российской Федерации, закрепляющей в статье 38 защита государством материнства, детства и семьи, гарантированных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, статья 72 Конституции предусматривает, что охрана семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Например, в Республике Татарстан действует закон от 14 октября 2010 года №71-ЗРТ" о мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовно-нравственному развитию в Республике Татарстан" [5].
Причинами введения института защиты семьи в нашей стране стали "не совсем" последовательные действия государства в области регулирования семейных отношений, а также эволюция самой семьи .
На смену патриархальной семьи со своими устоявшимися многовековыми традициями и обычаями, самостоятельно регулируя процессы, возникающие в семье, в относительно короткий промежуток времени вышел независимый, догма, иногда состоящей только из супругов с детьми, а иногда и без них, семьей, которая, несмотря на права и свободы (полное отсутствие права на "личную власть": власть мужа над женой, родителей над детьми), была не в состоянии решить многие вопросы самостоятельно. связанные с семейной жизнью и совершенно незащищенные от вмешательства в их дела третьих лиц (прежде всего государства), совершаемые в основном не в интересах семьи, а только в интересах ее отдельных членов. Именно эта модель семьи создала предпосылки для закрепления на высшем законодательном уровне принципа защиты семьи государством, поскольку все предыдущие порядки (в том числе духовно-нравственные традиции семейных отношений) были разрушены, а способность семьи справляться с негативными процессами как в обществе в целом, так и внутри себя, оказалась неэффективной [7].
В действующем законодательстве Российской Федерации, развитие конституционного Положения о защите семьи только фрагментарная (например, пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации; ст. 51 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [8] (далее – Закон Об основах охраны здоровья граждан); Глава 20 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ8 [9] (далее – УК РФ) о преступлениях против семьи и несовершеннолетних (правда, пункт. содержащиеся в нем санкции в первую очередь направлены на защиту прав и интересов несовершеннолетних, а не семьи в целом)).
Реформирование государственной семейной политики с целью укрепления и защиты института семьи как фундаментальной основы российского общества. 28 мая 2013 г., на втором заседании Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 [10] годы, Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Е. Б. Мизулиной представлена концепция государственной семейной политики на период до 2025 года (общественный проект) (далее – концепция), которая содержит комплексный анализ современного состояния института семьи, его место и роль в нынешней и будущей стратегии развития России, определяет и оправдывает существование в современном российском обществе факт "ослабления" институт семьи. В документе, вынесенном на общественное обсуждение, семья рассматривается как сложное социокультурное явление и рассматривается не только как социальная общность супругов, родителей и детей, но и как духовная единица, "Малая Церковь". Концепция анализирует эффективность принимаемых органами государственной власти мер по поддержке семьи, действующее законодательство, а также содержит комплекс законодательных предложений, направленных на реализацию основных целей государственной семейной политики, укрепление и развитие традиционных российских семейных ценностей. Одним из основных направлений государственной семейной политики РФ теория предусматривает улучшение и формирование института семьи, поддержка и восстановление традиционных семейных ценностей, в том числе увеличение авторитета родительской власти; защита семьи с незаконного вмешательства в семейную жизнь, и оказание содействия в исполнения её ключевых функций [11].
Представляется, что принятие указанных мер по реформированию государственной семейной политики обеспечит полноценную реализацию конституционных основ защиты семьи в Российской Федерации.
1.2 Классификация пособий, предоставляемых семьям, имеющим детей
Право социального обеспечения выделяет различные классификации льгот, предоставляемых семьям с детьми.
Таким образом, в зависимости от назначения пособия, закон о социальном обеспечении делит его на две группы:
1. Льготы, которые полностью или частично компенсируют временно потерянный заработок;
2. Пособия, которые предоставляются как "помощь в пополнении дохода в связи с наступлением различных обстоятельств" или как "дополнительная финансовая помощь" [12].
К первой группе относятся социальные пособия, которые выплачиваются гражданам вместо заработка в тот момент, когда они по объективным (т. е. действительным) причинам не в состоянии зарабатывать на жизнь. Специфика рассматриваемых льгот проявляется в связи с уполномоченным субъектом социально полезной деятельности (уходом за ребенком). В первую группу входят следующие пособия:
• пособие по уходу за больным ребенком;
• пособие по уходу за ребенком во время карантина;
• пособие по беременности и родам;
• ежемесячное пособие по уходу за ребенком за время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет [13]. В эту же группу входят и ежемесячное пособие супругам военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту и др.
Вторая группа состоит из льгот, которые проявляются в оказании материальной помощи гражданам в то время, когда им необходимо произвести или производить дополнительные (увеличенные по сравнению с обычными) расходы. При этом пособия выплачиваются только в качестве помощи к базовому доходу семьи, поэтому они не соизмеримы с оплатой труда, а устанавливаются по фиксированной ставке. К таким пособиям относятся:
• единовременное пособие при рождении ребенка;
• единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
• ежемесячное пособие на ребенка и др. [14].
В зависимости от продолжительности выплаты выделяются следующее пособия:
1) единовременные;
2) ежемесячные;
3) периодические.
Единовременные пособия предназначены для покрытия разовых дополнительных расходов. Эта группа включает следующие пособия: единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие для женщин, зарегистрированных на ранних сроках беременности.
К категории ежемесячных пособий для семей с детьми относятся: 1) ежемесячное пособие по уходу за ребенком; 2) ежемесячное пособие на ребенка; 3) ежемесячное пособие на ребенка призывника и др.
Периодические пособия семьям с детьми включают: пособия по беременности и родам; уход за больным ребенком; уход за ребенком, находящимся в карантине. Их особенность обусловлена определенной продолжительностью срока их оплаты.
Таким образом, социальное обеспечение семей с детьми играет важную роль, ведь они являются важным проявлением реализации положений социального государства в Российской Федерации. Социальное обеспечение в этой сфере направлено на поддержание базовой ячейки общества в сложный период жизни.