Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере ООО «АртСтрой»)».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обуславливается текущей ситуацией в экономике страны. В Западных странах, где текущие экономические условия являются стабильными, хозяйствующие субъекты уделяют огромное внимание управлению рисками. В условиях прогрессирующей рыночной экономики и затянувшегося экономического кризиса деятельность организации на территории РФ подвергается большим рискам. Тогда как в экономке Российской Федерации, где экономическое положение страны в целом, не позволяет вести стабильную эффективную хозяйственную деятельность, при таких условиях внимание управлению коммерческими рисками практически не уделяется. Хотя, казалось бы, что в таких условиях управление коммерческими рисками должно являться основой экономической деятельности предприятий. Неустойчивая финансовая среда, в которой находятся организации, все чаще и чаще подгаживает хозяйствующие субъекты к ведению осторожного бизнеса, просчитывая каждый шаг до мелочей, для этого руководство организаций вынуждено хотя бы периодически проводить опенку рисков, находить эффективные пути решения проблем, а также уметь правильно прогнозировать изменения в рыночной системе.
Существование коммерческих рисков как неотъемлемой части предпринимательской деятельности привело к необходимости разработки конкретных методов и приемов их выявления при принятии и реализации управленческих решений. Организации работают в различных условиях, имея разную внутреннюю среду, уровень производственного потенциала, кадровый состав и т. д. В связи с этим у каждой организации возникают риски, непосредственно присущие только ей и связанные со спецификой производстве иной, технологической, коммерческой, финансовой и других видов деятельности.
Риски негативно влияют на деятельность организаций, а именно снижают их результативность, приводят к крупным денежным потерям и даже к банкротству. Предугадать исход тех или иных событий сложно, но имея хорошо проработанный механизм оценки коммерческих рисков и угроз экономической безопасности предприятия на основе данных финансовой отчетности, риски могут быть сведены к минимуму.
Целью курсовой работы является изучение и особенностей анализа коммерческих рисков предприятия и их влияние на результаты деятельности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа коммерческих рисков предприятия;
- проанализировать влияние коммерческих рисков на финансовые результаты деятельности предприятия;
- определить направления минимизации влияния коммерческих рисков на финансовые результаты деятельности.
Объектом курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью «АртСтрой».
Предметом работы является анализа коммерческих рисков предприятия и их влияние на результаты деятельности.
При написании курсовой работы использовались следующие методы финансового анализа: сравнение, горизонтальный и вертикальный методы исследования баланса, коэффициентный метод, графический и другие.
На сегодняшний день в отечественной научной литературе достаточно глубоко теоретически изучены вопросы по анализу коммерческих рисков предприятия. В трудах А.П. Алыгина, Л.Г. Бадалова, К.В. Балдин, Е.Н. Барпкаев, Е. В. Каранина, А. В.Лукьяненко, И. А. Кузьмичева, Макарова В. А. широко обсуждаются и раскрываются такие понятия, как риски, их виды.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретические основы анализа коммерческих рисков предприятия
1.1 Сущность и виды коммерческих рисков предприятия
Риск, представляя собой экономическую категорию, занимает определённое место в системе экономических понятий, которые в свою очередь связаны с реализацией хозяйственного процесса предприятия. Риск проявляется в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и напрямую связан с формированием его прибыли, характеризуется вероятными экономическими последствиями в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Риск представляет собой объективное явление в деятельности организации, т.е. сопровождает её на всех этапах её деятельности. Несмотря на то, что определённые параметры коммерческого риска зависят от субъективных решений управляющего персонала, объективная природа его проявления является неизменной [12, c. 47].
Вероятность возникновения коммерческого риска проявляется в том что рисковая ситуация может случиться, а может и не случится. Уровень этой вероятности определяется действием факторов, которые не зависят от человека, и от факторов которые непосредственно происходят по воле человека, однако вероятностная природа экономического коммерческого риска является постоянной его характеристикой.
А.П. Алыгин видит риск как действия для преодоления неопределённостей в ситуациях, когда нет выбора, в процессе которых является возможным оценить вероятность как в качественном так и в количественном выражении для достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели [1, c. 85].
Классификация коммерческих рисков представляет собой систематизацию различного рода коммерческих рисков на основании имеющихся видов и критериях, которые помогают объединить множества коммерческих рисков в единые общие понятия.
Основные элементы, которые лежат в основе рисков:
- время появления;
- факторы, послужившие появлению риска;
- характер учета;
- уровень наносимого ущерба;
- сфера появления коммерческого риска и другие.
Риски можно разделить по времени возникновения: ретроспективные, текущие и перспективные риски. Анализ ретроспективных рисков, их характера и способы минимизации коммерческого риска даёт возможность более точно прогнозировать перспективные и текущие риски.
По факторам появления риски подразделяются на:
Экономические (коммерческие) риски - это риски, связанные с негативными изменениями, как в экономике организации, так и в экономике стране. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сосредоточены частные риски, считается изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность в срок выполнять обязательства по платежам).
Политические риски это риски, связанные с возникновением убытков или сокращением размеров прибыли, из-за изменения политической обстановки как в стране так и за её пределами.
По характеру учета риски делятся на:
Внешние риски (риски которые никак не связаны с работой предприятия или его клиентами, контрагентами, проявляющими интерес к деятельности организации). На их уровень воздействует большое количество различных факторов, таких как: экономические, политические, социальные, географические, демографические и др.
Внутренние риски (риски, которые непосредственно связаны с деятельностью предприятия и его клиентами, контрагентами). На уровень этих коммерческих рисков влияет уровень знаний в области коммерческого риска управляющего компанией, который должен выбрать оптимальный маркетинг план, стратегию деятельности компании и др.
По последствиям от реализации, риски можно разделить на:
Чистые риски (простые, статистические) данные вид коммерческих рисков характерен тем, что практически всегда приводит к потерям. Причинами появления данных коммерческих рисков могут быть преступления, несчастные случаи, войны, стихийные бедствия и др.
Спекулятивные риски (динамические, коммерческие) могут в себе нести как негативные последствия, так и позитивные, например получение дополнительной, не запланированной прибыли. Факторами появления спекулятивных коммерческих рисков могут быть изменение налогового законодательства, конъюнктуры рынка, рост или снижение курсов валют и др.
На всех этапах жизненного никла деятельность предприятия подвержена рискам, формируемых под влиянием внешней и внутренней среды. В течение всего жизненного цикла экономические показатели деятельности предприятия изменяются под влиянием определенных факторов. Стремление предприятий привести показатели своей деятельности к нормативным уровням обуславливает применение дополнительных ресурсов, формируемых для снижения отрицательного влияния факторов внешней и внутренней среды. Характер и уровень коммерческого риска непосредственным образом влияют на затраты ресурсов.
Анализ факторов коммерческого риска приводит к выводу о том, что совокупный риск предприятия необходимо снижать за счет варьирования величины организационного риска. Именно факторы данной группы оказывают максимальное влияние па совокупный риск [6, c. 254].
Таким образом, необходимо отметить, что любая деятельность связанная с предпринимательством подвергается рискам. Основными составляющими внешней среды являются политические, экономические, финансово-кредитные, производственно-хозяйственные и социальные условия, которых организация реализовывает свою деятельность и к изменению которых компании необходимо постоянно приспосабливаться. Неопределенность ситуации можно охарактеризовать тем, что, в конечном результате она зависит от множества факторов, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда возможно предугадать (социально-политические изменения, природные бедствия изменение научно-технического прогресса, изменение предпочтений, спроса потребителей, изменение конъюнктуры рынка и т.п.).
1.2 Этапы анализа коммерческого риска предприятия
Как правило, оценку каждого коммерческого риска проводят по единой схеме, но с корректировкой на индивидуальные особенности рискового события. Когда есть информация о наступлении таких событий в прошлых периодах (например, известна сумма ущерба и вероятность его получения), такой повторяющийся риск легко оценить по историческим данным.
Этапы анализа коммерческих рисков предприятия представим в приложении 1.
В соответствии с приложением 1 анализ коммерческих рисков можно подразделить на два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
Анализ коммерческого риска нужно производить в следующей последовательности
- выявление внутренних и внешних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска;
- анализ выявленных факторов;
- оценка конкретного вида коммерческого риска с финансовой стороны;
- установка допустимого уровня риска;
- анализ отдельных операций по выбранному уровню риска;
- разработка мероприятий по снижению риска [13, c. 98].
Для успешного формирования информационной базы анализа и оценки коммерческих рисков нужно придерживаться следующих моментов: информационная база должна иметь собственное внешнее проявление в форме соответствующих положений локальных актов организации и в форме упорядоченных служебных операций, направленных на сбор сведений и их обработку; полученная из разных каналов информация должна храниться в специально отведенном месте; информацию, содержащуюся на бумажных носителях, нужно держать в отдельном ящике или сейфе, для хранения электронных файлов выделяется отдельная папка на жестком диске компьютера; полученную информацию необходимо обобщать в создаваемых итоговых документах, предназначенных для принятия управленческих решений и внутренней отчетности.
Для успешного создания и управления информационной базы управления и оценки коммерческих рисков требуется владение базовыми категориями, важнейшей из которых является категория риска. В контексте риск-менеджмента риск следует рассматривать применительно какому-либо ресурсу, представляющему значимость для организации. Часто бывает так, что понятие коммерческого риска путают с понятием угрозы. Угроза есть потенциальная возможность наступления неблагоприятного события, которое с определенной степенью вероятности может привести к негативным последствиям. Угрозы не поддаются эффективному управлению, их можно лишь учитывать и избегать. Риск, в отличие от угрозы, поддается прогнозированию, учету и сознательной волевой регуляции, что предполагает, в частности, использование специфического инструментария. В целях формирования информационной базы анализа и оценки коммерческих рисков риск следует рассматривать как определенный комплексный показатель, который выводится на основании той или иной методики. Имеющиеся угрозы, конечно же, подлежат учету, однако данные об их изучении в итоге включаются в риск (к примеру, при расчете показателя коммерческого риска банкротства организации могут быть включены сведения об имеющихся экономических угрозах, таких как кризис отрасли, убыточность предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность). Отсюда проистекает непосредственная цель существования информационной базы анализа и оценки коммерческих рисков – обеспечение лиц, ответственных за риск-менеджмент, информацией, необходимой для выявления основных коммерческих рисков и вычисления их показателей. Принятие управленческих решений на основании сведений о рисках не входит в целеполагание рассматриваемой нами информационной базы. Исходя из приведенных соображений, выделим основные компоненты информационной базы анализа и оценки рисков, а именно: