Файл: Государственные пособия гражданам, имеющим детей (Анализ государственной семейной политики в области поддержки материнства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
1.1 Сущность социального обеспечения семей с детьми
1.2 Классификация пособий, предоставляемых семьям, имеющим детей
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
2.1 Анализ государственной семейной политики в области поддержки материнства
2.2 Федеральные программы по поддержке семей с детьми
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
2.1 Анализ государственной семейной политики в области поддержки материнства
Социально-экономическая и политическая сфера в Российской Федерации претерпевает серьезные изменения, что приводит к важным и глубоким процессам реформирования правовой системы Российского государства. Изменения в социальной сфере, не привели к ожидаемому положительному результату. В результате система построения социального государства противоречива и нуждается в модернизации.
Одним из направлений обновления российского законодательства и приведение его в соответствие с потребностями общества, являются меры, осуществляемые в рамках социального государства. Идея социального государства получает все большее признание и распространение в нашей стране. Конституция России в статье 7 определено, что Российская Федерация является социальным государством. Обязанности социального государства связаны не только с охраной труда и здоровья, установлением гарантированной минимальной заработной платы, но и с оказанием государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и престарелым, развитием социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты [15].
Исходя из этого, следует сделать вывод, что развитие системы социального обеспечения поддержки материнства как составной части социальной защиты населения является необходимым условием реализации целей социального государства. Невозможно переоценить важность социальных прав человека. Они являются важной составляющей конституционного статуса личности. Они направлены на сокращение неравенства в обществе и служат для граждан средством получения помощи от государства, которое берет на себя функции социальной защиты отдельных категорий населения путем перераспределения национального дохода. Кроме того, социальные права направлены на расширение возможностей использования материальных благ, призванные обеспечить достойные условия жизни. В то же время социальные права граждан имеют свою специфику, поскольку, исходя из государства, они всегда адресны, имеют целенаправленную направленность в целях поддержки строго определенных прав [16].
На современном этапе развития общества и государства социальное право сформировалось как отдельная отрасль права, что во многом приближает его к законодательной практике стран, входящих в Романо-германскую правовую систему. Однако, несмотря на активную законодательную деятельность, изменения в социальном праве не способствуют повышению уровня защиты прав граждан. Причины такого состояния видятся как в частых изменениях самого социального законодательства, так и в отсутствии комплексной стратегии законодательной реформы в этой области. Несмотря на то, что в последние годы в нашей стране многое сделано в социальной сфере, заявленная в Конституции Российской Федерации ориентация государства на личность и всестороннюю защиту ее социальных прав и свобод остается во многом декларативной. Нынешний этап развития социального законодательства является начальным и предполагает необходимость дальнейшей конкретизации плана модернизации данной отрасли права,разработки мер.
По мнению судьи Конституционного Суда России Н. С. Купера, " в теории и практике современного российского конституционализма только формируется новая концепция социальной защиты граждан и, в частности, социальных прав человека" [17]. Очевидно, что сегодня Российская Федерация не может в полной мере гарантировать исполнение тех социальных обязательств, которые провозглашены в Конституции Российской Федерации. Однако формирование социального государства, в основе которого лежит право, является важным аспектом модели построения нового общества, которая формируется в Российской Федерации. На основе реализации этой концепции, можно обеспечить стабильность правовой системы страны и заинтересованное участие граждан в проведении реформ.
Семья является важным социальным институтом, на котором строятся основные структуры социальной жизни.
Институт семьи, ее социокультурная сущность неизменны даже несмотря на адаптацию к изменяющимся социальным условиям.
Права семьи и детей в наше время является актуальным вопросом в связи с осложнением положения детей в современном обществе. Дети в современном обществе подвержены многим негативным явлениям: контрабанда, сексуальное насилие, торговля детьми, похищения, рабство, а также проблемы биоэтики, злоупотребления, эксплуатация и коммерческое использование их здоровья являются повседневной реальностью, которая окружает детей во всем мире. Все вышеперечисленное является грубым нарушением прав ребенка
.Будущее любой нации как социальной группы зависит от того, каким будет ее молодое поколение. В результате государство привержено обеспечению прав семьи и детей и защите их негативных последствий.
2.2 Федеральные программы по поддержке семей с детьми
В сфере поддержки семей с детьми на федеральном уровне принимаются меры по оказанию жилищной помощи. Вопрос жилья для граждан, имеющих право на социальную помощь по закону, является наиболее сложным. Из всех способов реализации государственных обязательств наиболее эффективны государственные программы. На федеральном уровне действует несколько государственных программ, направленных на обеспечение доступным и комфортным жильем российских граждан. Таким образом, в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, есть подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"; "стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" [18.]
15 апреля 2014 года была принята Государственная программа "предоставление гражданам Российской Федерации доступного и комфортного жилищно-коммунального хозяйства". В то же время Федеральная целевая программа "жилье" на 2011-2015 годы в настоящее время является структурной частью программы "предоставление гражданам Российской Федерации доступного и комфортного жилищно-коммунального хозяйства".
Учитывая тот факт, что около 60% населения страны нуждается в улучшении жилищных условий, даже значительное увеличение объемов строительства новых бюджетных жилых домов, построенных за счет государства, не смогут помочь всем нуждающимся. Особые категории семей, такие как малообеспеченные и молодые семьи, нуждаются, на наш взгляд, в особой поддержке со стороны государства.
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ [19] (далее-Жилищный кодекс) определяет два основных критерия, которыми руководствуются органы социальной защиты при принятии решений о признании малоимущих. Во-первых, это малообеспеченные граждане на одного члена семьи. При этом максимальный размер дохода, ниже которого гражданин может считаться бедным, устанавливается местными органами власти. А, во-вторых, граждане с низкими доходами, при отсутствии у них имущества, подлежащего налогообложению, выше определенной стоимости.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъекта Российской Федерации допускаются его собственное право, заблаговременно (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") [20] регулирует отдельные вопросы.
Большинство регионов приняли свои собственные законы, регулирующие признание жителей этих регионов бедными. Тем не менее, многие из этих законов имеют существенные различия в квалификационных критериев для признания граждан в качестве бедных, и манера, в которой органы местного самоуправления вести учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемое по договорам социального найма жилого помещения соглашения от муниципального жилищных фондов [21], и часто сталкиваются на практике (например, апелляционное постановление Московского городского суда от 18 сентября 2014 года по делу № 33-22886) [22].
Статья 29 Жилищного кодекса не предусматривает постоянного проживания на территории в течение определенного периода времени в качестве условия предоставления жилья, однако некоторые региональные законы устанавливают конкретный срок проживания на территории населенного пункта (5-10 лет) в качестве условия регистрации для улучшения жилищных условий (так называемое требование о проживании). Также нарушаются положения статей 27 и 55 Конституции Российской Федерации, которые предусматривают, что права и свободы свободного передвижения, выбор места пребывания и проживания могут быть ограничены только Федеральным законом. Суды оценивают вопрос о конкретном сроке проживания как необходимое условие признания гражданина нуждающимся в жилье.
Так, на федеральном уровне активно развиваются программы поддержки малообеспеченных семей жильем.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
Правовая защита и социальное обеспечение ребенка начинаются с предоставления беременной женщине защиты и необходимых льгот. Права ребенка на жизнь и здоровье плохо совместимы с работой матери во время беременности. В будущем все беременные женщины, в том числе не состоящие в трудовых отношениях, особенно несовершеннолетние, должны получать пособия по беременности и родам как можно раньше. Уже сегодня необходимо существенно расширить права учреждений здравоохранения на выдачу справки об нетрудоспособности за весь период беременности-для здоровья женщины, условий ее работы или по рекомендации врача в интересах ребенка [23].
Оптимальное питание в первые полтора года жизни ребенка является материнское молоко, обеспечивающее адекватное развитие его организма при условии рационального питания кормящей женщины. Целесообразно поднять вопрос об обеспечении матери на весь период грудного вскармливания большим размером пособия по уходу, которое обеспечивает, среди прочего, ее качественное питание. Увеличение пособия может способствовать оптимальному кормлению младенцев. Так в Ульяновской области установлена ежемесячная денежная выплата беременным и кормящим матерям в размере 566,06 рублей.
Для младенцев (ясельного возраста) возраст жизненно важен для постоянного присутствия взрослого человека, что исключает последний шанс на любую другую регулярную деятельность, особенно оплачиваемую работу на условиях не только полной, но и неполной занятости. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации № 197-ФЗ [24] от 30 декабря 2001 года (далее-Трудовой кодекс) по просьбе женщины предоставляется отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Однако, страховым случаем является уход за ребенком только до достижения им возраста полутора лет (статья 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования")[25] . Необходимо гармонизировать нормы трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении, признающие страховым случаем уход за ребенком в возрасте до трех лет с выплатой соответствующего страхового покрытия застрахованному лицу или его супруге / супруге. Аналогичным образом, срок выплаты этого пособия должен быть продлен на лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию.
Наиболее распространенным видом социальной поддержки малообеспеченных семей является ежемесячное пособие на ребенка, которое в настоящее время предоставляется в соответствии с региональным законодательством и составляет небольшую часть его официально установленного прожиточного минимума. Представляется, что федеральный законодатель не вправе отказываться от установления минимального норматива ежемесячного пособия на детей в возрасте до 18 лет, по крайней мере на детей из многодетных и неполных семей.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" [26] предусмотрена новая форма денежная помощь семьям с детьми в случае рождения третьего ребенка или последующих детей после 31 декабря 2012 года. Субъектам Российской Федерации рекомендовано установить ежемесячную денежную выплату семьям, нуждающимся в поддержке до достижения ребенком возраста трех лет в размере, соответствующем региональному прожиточному минимуму ребенка.. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" предусмотрена новая форма денежная помощь семьям с детьми в случае рождения третьего ребенка или последующих детей после 31 декабря 2012 года. Субъектам Российской Федерации рекомендовано установить ежемесячную денежную выплату семьям, нуждающимся в поддержке до достижения ребенком возраста трех лет в размере, соответствующем региональному прожиточному минимуму ребенка. Однако консультативный характер этой выплаты позволяет регионам с высокой рождаемостью не вводить ее, тем более что для них указ не предусматривает Федерального софинансирования этих выплат. Таким образом, семьи из разных регионов страны несправедливо ставят в неравные условия в зависимости от демографической ситуации в конкретном районе. Представляется, что эта выплата должна производиться всем многодетным семьям с детьми указанного возраста, независимо от даты рождения и места жительства ребенка, а также без проверки потребностей семьи.