Файл: Горные машины и оборудование вв е де н ие в с пе ци а льн о с ть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

81
Куски, имеющие размеры больше допустимых, называют не- габаритными и подвергают дополнительному дроблению, для чего при- меняют различные методы разрушения пород.
На большинстве карьеров и в разнообразных условиях применяют скважинные заряды. К основным параметрам взрывных скважин отно- сятся глубина, диаметр и угол наклона (рис. 3.9).
Глубина скважины l с
определяется высотой взрываемого уступа
Н
у
, углом наклона скважины к горизонту  и величиной перебура сква- жины l п
ниже отметки подошвы уступа. Перебур необходим для качест- венного разрушения пород в подошве уступа. а б
Рис. 3.9. Параметры взрывных скважин:
а – наклонных со сплошным зарядом;
б) вертикальных с рассредоточенным зарядом при многорядном расположении;
1 – заряд ВВ; 2 – забойка; 3 – воздушный промежуток
Забойка скважины должна быть плотной, а ее длина l з
 до- статочной для предотвращения утечек продуктов взрыва, выброса поро- ды и образования сильной ударной воздушной волны. Для забойки ис- пользуют буровую мелочь, песок с размерами частиц до 50 мм.
Различают горизонтальные, наклонные и вертикальные скважины.
В основном в настоящее время применяют вертикальные скважины. За- ряд ВВ в скважине может быть сплошным или рассредоточенным, а расположение скважин в пределах взрываемого блока  однорядным и многорядным.
Параметрами взрываемых зарядов при их однорядном рас- положении являются: расстояние между скважинами в ряду а, а при многорядном  расстояние между скважинами а, между рядами b и чис- ло рядов n.

82
Горизонтальное расстояние от оси скважин до нижней бровки ус- тупа W называется линией сопротивления по подошве уступа.
Буровзрывные работы  это комплекс бурения и взрывания сква- жинных зарядов. Бурение скважин на уступе осуществляется в один, два или три ряда при помощи станков вращательного или ударно- вращательного действия, которые подразделяются на шнековые и ша- рошечные. Станки шнекового бурения типа СБШ-СБР-125 и СБР-160
(рис. 3.10) применяют для бурения наклонных и вертикальных скважин по углю диаметром 125160 мм и глубиной до 25 м. Станки шарошеч- ного бурения используются на крепких скальных породах и имеют в ка- честве рабочего органа вращающиеся долота  шарошки с зубьями из твердого сплава. Станки подразделяются на легкие, средние и тяжелые.
К легким (до 40 т) относятся станки СБШ-200 (d скв
= 150200 мм); к средним (до 60 т)  2СБШ-200Н, СБШ-250МН, СБШ-250К (d скв
= 220
270 мм); к тяжелым (до 120 т)  СБШ-320 и СБШ-400 для бурения скважин диаметром до 400 мм. Станки имеют гусеничный ход.
Бурение скважин осуществляется вертикально или наклонно глубиной до 60 м.
а)
б)
Рис. 3.10. Буровые станки для открытых работ:
а) СБШ-160/200-40Д; б)
СБШ-250 МНА-32


83
Для ведения взрывных работ в качестве взрывчатого вещества применяют в основном гранулированные ВВ (гранулиты, игданиты), реже  порошкообразные ВВ (аммониты, аммоналы). Взрывают заряды главным образом при помощи детонирующего шнура или электриче- ским способом.
К вспомогательным процессам при взрывном разрушении отно- сятся погрузочно-разгрузочные работы, транспортирование ВВ к месту заряжания, заряжание и забойка скважин. Доставка ВВ в карьер и заря- жание скважин осуществляются с помощью зарядных машин МЗ-3, МЗ-
4 и др. Сменная производительность машин по зарядке составляет
1520 т. Забойка скважин производится буровой мелочью или с помо- щью забоечных машин-бункеров ЗС-2 и ЗС-1Б, транспортирующих и засыпающих в скважину забоечный материал. Производительность их до 150 скважин в смену.
3.7.2. Выемочно-погрузочные работы
Выемка и погрузка горных пород – отделение от массива мягкой или предварительно разрыхленной крепкой породы с последующей по- грузкой в средства транспорта или непосредственно в отвал. В качестве основных средств механизации используются экскаваторы, в этом слу- чае выемка и погрузка сливаются в один процесс – выемочно- погрузочные работы.
Экскаватор – самоходная машина цикличного или непрерывного действия. Они могут быть одноковшовые и многоковшовые. Экскавато- ры цикличного действия (одноковшовые) последовательно выполняют операции копания и перемещения горной массы в ковше, поворачиваясь вокруг своей оси. Многоковшовые экскаваторы непрерывного действия
(цепные, роторные) производят выемку и погрузку горной массы в ре- зультате перемещения ковшей по круговой траектории.
Важнейшие типы одноковшовых экскаваторов  прямая и обрат- ная механическая лопата и драглайн.
У механической лопаты ковш жестко скрепляется с рукоятью. У драглайна ковш подвешивается к стреле на стальном канате. Из экска- ваторов с жесткой связью наиболее широко применяются экскаваторы карьерные гусеничные ЭКГ-4,6Б (5А), ЭКГ-8и, ЭКГ-12, ЭКГ-20, а также гидравлические (прямая и обратная лопаты) ЭГ-8, ЭГ-12, ЭГ-20, ЕК-
400, ЕК-450FS и еще много других в т.ч. и зарубежных фирм Komatsu,
CAT, Caterpillar, Liebherr. Особенность гидравлических экскаваторов – использование гидропривода рабочего оборудования, поворотной плат-

84 формы и механизма хода. Гидропривод обеспечивает одновременную подвижность стрелы, рукояти и ковша, большее усилие копания.
Рис. 3.11. Экскаватор ЭКГ-12 с оборудованием прямой лопаты
Рис. 3.12. Экскаватор ЭО-5116-1 с оборудованием обратной лопаты


85
Рис. 3.13. Гидравлический экскаватор CAT с оборудованием прямой лопаты
Рис. 3.14. Драглайн ЭШ 15/90
Экскаваторы вскрышные гусеничные (ЭВГ) типа ЭВГ-35/65, ЭВГ-
15/40, ЭВГ-100/100 имеют стрелу и рукоять увеличенной длины и пред- назначены в основном для непосредственного перемещения породы в

86 отвал. Передвижение всех экскаваторов осуществляется за счет гусе- ничного хода.
Из экскаваторов с канатной связью широкое применение имеют драглайны. Драглайны – шагающие экскаваторы типа ЭШ-10/60, ЭШ-
15/90, ЭШ-100/100 – используются на карьерах для перевалки пород вскрыши в выработанное пространство, из забоев, расположенных как ниже, так и выше горизонта установки экскаватора. Выпускаются ша- гающие драглайны с ковшом вместимостью от 4 до 120 м
3
и длиной стрелы до 125 м.
Важнейшими типами многоковшовых экскаваторов являются цеп- ные и роторные.
Рис. 3.15. Экскаватор цепной продольного копания ЕМ-201

87
Цепные многоковшовые экскаваторы имеют рабочий орган – ковшовую раму, которая служит для направления цепи с ковшами. Рама одним концом шарнирно закреплена на корпусе, а другой ее конец под- вешен на укосине и полиспастах. Выемка породы в забое производится ковшами, которые прижимаются к забою весом рамы. Емкость ковшей
– от 250 до 4500 л. Производительность экскаваторов составляет от 800 до 10 000 м
3
/ч. Передвижение осуществляется за счет железно- дорожного, гусеничного или шагающего хода.
Роторные экскаваторы типа ЭР-25, ЭР-100 и другие имеют рабо- чий орган в виде роторного колеса с ковшами, установленного на конце стрелы. Диаметр роторного колеса от 2,5 до 18 м. Число ковшей на ро- торе – от 6 до 12, а емкость ковшей от 300–800 до 4000–8000 л. Экска- ваторы бывают небольшой (до 630 м
3
/ч), средней (630–2500 м
3
/ч), боль- шой производительности (2500—5000 м
3
/ч), сверхмощные – производи- тельностью свыше 5000 м
3
/ч. Один из мощных современных экскавато- ров – ЭРГ-1600 40/10-31 производительностью до 4500 м
3
/ч, или 100 тыс. м
3
/сут.
Марка модели имеет следующие обозначения: 1600 – емкость ковша, л; 40 – высота черпания, м; 10 – глубина черпания, м; 31 – ход выдвижения стрелы, м. Диаметр роторного колеса 11,5 м, на котором находятся 10 ковшей.
Рис. 3.16. Роторный экскаватор ЭРП-1250-16/1,0

88
Главным для многоковшовых и роторных экскаваторов является то, что их работа основана на поточности всего комплекса производст- венных процессов выемки, транспортирования, разгрузки и отвалообра- зования. Применение этих машин возможно только на рыхлых или сы- пучих породах и лишь в теплое время года.
На карьерах с годовым объемом работ до 3 млн. т и расстоянием транспортирования 0,3–0,5 км в качестве основного выемочно- погрузочного оборудования используются колесные скреперы и одно- ковшовые погрузчики. Тягачом скрепера могут быть трактор К-700, ав- томобили типа МАЗ или БелАЗ. Вместимость ковша скрепера составля- ет 6–15 м
3
, а у мощных — от 15 до 40 м
3
. Производительность скрепе- ров с ковшом вместимостью 15 м
3
составляет от 250 до 400 м
3
/ч.
Рис. 3.17. Самоходный скрепер МоАЗ 6014
Одноковшовый погрузчик представляет собой колесное само- ходное шасси с опускающейся стрелой, на конце которой шарнирно за- креплен ковш. Современные погрузчики типа ПГ-10, ПГ-15, ПГ-25 име- ют ковш вместимостью соответственно 6; 7,5 и 14,25 м
3
Основной схемой работы погрузчика на рабочей площадке явля- ется челноковая. При этом погрузчик после загрузки ковша отъезжает задним ходом на расстояние 6–10 м, достаточное для подъезда автоса-


89 мосвала, который устанавливают под ковш погрузчика. После разгрузки ковша автосамосвал отъезжает, освобождая погрузчику проезд к забою для наполнения ковша. Сменная производительность погрузчиков дос- тигает 4000 т.
Рис. 3.18. Фронтальный погрузчик МоАЗ 40485
Рис. 3.19. Фронтальный погрузчик ТО-11А на базе колесного трактора К-702

90
3.8. Прочие способы добычи полезных ископаемых
К прочим способам добычи полезных ископаемых следует отне- сти физико-химический и подводный способы, которые в настоящее время из-за их высокой стоимости получили ограниченное применение.
Физико-химическим способом добываются полезные ископаемые и породы с помощью пробуриваемых в земных толщах скважин и на- гнетания в них растворителей. Таким образом, ведется в ограниченных размерах добыча серы, некоторых металлов, солей. С 40-х годов про- шлого века велась подземная газификация малокондиционных углей в
Донецком и Подмосковном бассейнах, однако из-за высокой себестои- мости газификации (добычи) 1 т условного топлива эти работы были прекращены.
Содержание полезных ископаемых под водой (в морях и океанах) очень высокое: так, например, объемы железомарганцевых руд в Атлан- тическом океане достигают 45 млрд. т, Индийском – 41 млрд. т и Тихом
– 112 млрд. т. Общие запасы таких руд примерно равны 300 млрд. т, а их состав характеризуется следующим образом: марганец – до 45%, ко- бальт – до 1%, никель – 1,5%, медь – до 2%. При этом кобальта на суше имеется 1 млн. т., а в вышеназванных образованиях – 2 млн. т. Известен ряд проектов добычи этих ценных полезных ископаемых. Наиболее пер- спективной является технология добычи подводным способом.

91
1   2   3   4   5   6   7   8   9

ГЛАВА 4. Горные машины и комплексы, применяемые при под-
земном способе добычи полезных ископаемых
4.1. Общие сведения
В настоящее время добычу угля, руд черных и цветных металлов и других полезных ископаемых в основном ведут механическим и буро- взрывным способами. Другие способы – физический, химический, гид- равлический широкого распространения не получили. Номенклатура применяемого на шахтах и рудниках оборудования обширна, и включа- ет в себя бурильные машины, проходческие и очистные комбайны, ме- ханизированные комплексы, погрузочные и погрузочно-доставочные машины, конвейеры и другие средства механизации основных и вспо- могательных производственных процессов.
4.2. Бурильные машины и установки и буровой инструмент
При буровзрывном способе проходки (проведении) горных выра- боток, а также выемке полезных ископаемых основными средствами механизации являются бурильные машины и установки, предназначен- ные для бурения шпуров и скважин и применяемые в комплексе с по- грузочными, погрузочно-доставочными и другими машинами и меха- низмами.
Шпуры — цилиндрические полости, выполненные в горном мас- сиве глубиной до 5 м и диаметром до 85 мм. Шпуры большего диаметра или большей длины принято называть скважинами. Горные машины, предназначенные для бурения шпуров, называются бурильными маши- нами и установками. Горные машины, предназначенные для бурения скважин, называются буровыми станками.
Применяются следующие способы бурения шпуров:
 вращательный;
 ударно-поворотный;
 вращательно-ударный.
Бурильные машины и установки классифицируются:
1. По типу бурильной головки:
 вращательного;
 ударно-поворотного;
 вращательно-ударного действия.
2. По массе:
 легкие (до 10 кг);

92
 средние (20–60 кг);
 тяжелые (свыше 60 кг).
3. По способу установки:
 ручные;
 колонковые;
 механические, устанавливаемые на манипуляторах буровых каре- ток.
4. По роду потребляемой энергии:
 электрические;
 пневматические;
 гидравлические;
 комбинированные.
5. По типу податчика:
 с реечной;
 с цепной;
 с канатной;
 с винтовой;
 с гидравлической;
 с пневматической;
 с комбинированной подачей.
6. По способу очистки шпура от продуктов бурения:
 с промывкой водой или воздушно-водяной смесью;
 с продувкой и отсосом пыли;
 очисткой шпура витой штангой.
7. По предельному диаметру буровой коронки:
 для бурения шпуров малого диаметра (до 52 мм);
 большого (52–85 мм).
Рис. 4.1. Установка переносная бурильная УБП-1Б