Файл: Биография философа 6 Дуализм философии Р. Декарта 7 Приоритет разума 12 Основа бытия 13.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавлени
Введение 2
1.Биография философа 5
2. Дуализм философии Р. Декарта 6
2.1. Приоритет разума 11
2.2. Основа бытия 12
2.3. Принцип мышления 13
2.4. Когнитивный принцип 13
2.5. Способ реализации 14
2.6. Производственные субстанции 15
2.7. Познание 16
2.8. Сущность философского метода 17
Заключение 18
Список использованной литературы: 21
Введение 3
1. Биография философа 6
2. Дуализм философии Р. Декарта 7
2.1. Приоритет разума 12
2.2. Основа бытия 13
2.3. Принцип мышления 13
2.4. Когнитивный принцип 14
2.5. Способ реализации 15
2.6. Производственные субстанции 16
2.7. Познание 17
2.8. Сущность философского метода 18
Заключение 19
Список использованной литературы: 22
Введение
Философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, связанных с функциями науки. Наряду с такими важными функциями, как обобщение, интеграция, синтез всех видов знания, открытие наиболее общих законов, отношений, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая шкала философского разума позволяет ему выполнять функции прогнозирования, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не разработанных специальными научными методами.
На основе общих принципов рационального мировоззрения философская мысль группирует обыденные, практические наблюдения за различными явлениями, формулирует общие предположения об их природе и возможных путях познания. Функция «интеллектуальной разведки» служит для восполнения когнитивных пробелов, возникающих постоянно из-за неполноты, разной степени изученности тех или иных явлений, наличия «белых пятен» в когнитивной картине мира. Конечно, в конкретном научном плане эти пробелы придется восполнять специалистам-ученым, но их первоначальное осмысление осуществляется в той или иной общей системе мировоззрения. Философия наполняет их силой логического мышления. Кант объяснил, что схема опыта должна быть сначала набросана мыслью.
Человек устроен так, что его не удовлетворяют плохо связанные фрагменты знания; он испытывает сильную потребность в полном, непрерывном понимании мира как целого и единого. Индивидуальное, конкретное понимается гораздо лучше, когда осознается его место во всей картине. Это невыполнимая задача для частных наук, каждая из которых занимается своей областью исследований со своими методами. Философия также вносит значительный вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.
Интеграция, универсальный синтез знаний также связан с разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки в их «стыковке», согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, логических парадоксах, когнитивных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в понимании и преодолении которых философская мысль играет весьма значительную роль.
В конечном счете такие трудности связаны с проблемами соотношения мышления (языка) и действительности, то есть относятся к вечным философским проблемам.
Помимо задач, связанных с наукой, философия выполняет и свои особые функции: постижение самых общих основ культуры вообще и науки в частности. Наука сама по себе достаточно широкая, глубокая и масштабная не понимает, не оправдывает.
Специалистам, изучающим все виды конкретных явлений, нужны общие, целостные представления о мире, о принципах его «устройства», общих законах и т. однако сами они таких идей не развивают. В конкретных науках используются универсальные средства мышления (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением когнитивных приемов, средств. Мировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки изучаются и практикуются в области философии. Наконец, наука не оправдывает себя с точки зрения ценности. Возникает вопрос: можно ли включить в науку положительные, полезные или отрицательные, вредные для человека явления? Трудно дать однозначный ответ, потому что наука - нож, который в руках хирурга творит добро, а в руках убийцы - страшное зло. Наука не самодостаточна: она не может служить универсальным духовным проводником человеческой истории, хотя и нуждается в ценностном обосновании. Проблема понимания ценностных основ науки и общественно-исторической жизни народа в целом решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер.
Человеческие знания об окружающей реальности развивались постепенно на протяжении большого промежутка времени. То, что сейчас воспринимается как скучная заурядность, когда-то выглядело в глазах современников радикальным прорывом, величайшим открытием в истории человечества. Вот так когда-то, в далеком средневековье, была воспринята философия дуализма Декарта Рене. Одни возносили ее, другие проклинали.
Но прошли века. Сейчас о Декарте говорят достаточно редко и очень мало. А ведь из теории этого французского мыслителя когда-то появился рационализм. Кроме того, философ был также известен как превосходный математик. Многие ученые создавали свои концепции на тех размышлениях, которые когда-то записал именно Рене Декарт. А его главные труды вплоть до настоящего времени входят в сокровищницу человеческой мысли. Ведь Декарт – автор теории дуализма.[1]
-
Биография философа
ДЕКАРТ (Descartes), Рене , 31 марта 1596 г. – 11 февраля 1650 г.
Французский философ, физик, математик и физиолог Рене Декарт (латинизированное имя – Картезий; Cartesius) родился в Лаэ близ Тура в знатной, но небогатой семье. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу (окончил в 1614 г.) и в университете в Пуатье (1616). В 1617 г. (в начале Тридцатилетней войны) поступил на военную службу, которую оставил в 1621 г.; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения – «Рассуждение о методе...» (1637, рус. пер. 1953), «Размышления о первой философии...» (1641, рус. пер. 1950), «Начала философии» (1644, рус. пер. 1950). В 1649 г. по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.
Р. Декарт появился на свет в конце шестнадцатого века во Франции в семье именитых и богатых дворян. Будучи представителем привилегированного французского сословия, Рене в детстве получил великолепное (как для того времени, так и для современности) образование в лучших образовательных учреждениях в стране. Сначала он обучался в иезуитской коллегии Ла Флэш, затем окончил университет Пуатье. Ему присвоили степень бакалавра права.
Постепенно у него вызревала мысль о всевластии науки (не Бога!) в этом мире. И в 1619 году Р. Декарт окончательно и бесповоротно принял твердое решение заниматься только наукой. Уже в это время он сумел заложить основы философии. При этом Рене Декарт особо отмечал тезис плотной взаимосвязи всех естественных и гуманитарных наук. После этого он был представлен ученому-математику Мерсенну, который оказал на Декарта большое влияние (как на философа и как на математика). Началась его плодотворная деятельность как ученого. В 1637 году была опубликована его самая знаменитая работа, написанная на французском языке, - «Рассуждение о методе». Именно с этого момента дуализм Рене Декарта стал обоснован, начала развиваться новоевропейская рационалистическая философия нового времени.[1]
2. Дуализм философии Р. Декарта
-
ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт.
Дуализм Декарта
Атрибут - неотъемлемое свойство чего-либо. Субстанции имеют атрибуты. С помощью ума можно получить Знание (духовное царство), которое применимо в материальном царстве. Эти субстанции изолированы, нужно синхронизировать знание и материальную сферу с помощью Бога. Это гарант синхронности веществ.
Часы и часовщик (создавший их). Когда часы идут, это не зависит от Творца, Бог настроил часы (две субстанции), которые идут синхронно, и не зависят от Творца. Декарт пытался возвеличить человеческий разум. «Теория возрожденных идей». Бог - творец духовных и материальных субстанций. В нашем сознании с самого рождения существуют простейшие идеи, заложенные Богом.[4]
-
Дедуктивный метод
Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры освободиться от старых догм и построить новую науку и саму жизнь «с нуля». Критерием истины, говорит Декарт, может быть только «естественный свет» нашего ума. Декарт не отрицает познавательной ценности опыта, но видит его функцию исключительно в том, что он пришел на помощь разуму там, где его собственных сил недостаточно для познания.
Размышляя об условиях достижения достоверного знания, Декарт формулирует «правила метода», по которым можно прийти к истине. Первоначально мысли Декарта очень многочисленны, в «Рассуждении о методе» они сведены им к четырем основным положениям, составляющим «квинтэссенцию» европейского рационализма:
1) начать с несомненного и самоочевидного, то есть с противоположного тому, о чем нельзя думать,
2) разделите любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения,
3) Начните с простого и постепенно переходите к сложному,
4) постоянно перепроверяйте правильность выводов.
В основе философии Декарта лежит дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Материя отождествлялась с протяженностью (или пространством), движение сводилось к движению тел. Общей причиной движения, согласно Декарту, является Бог, создавший материю, движение и покой. Человек - соединение безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мыслью и волей. Безусловным основанием всякого знания, согласно Декарту, является непосредственная определенность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Он рассматривал существование Бога как источник объективного значения человеческого мышления.[5]
Главной чертой философского мировоззрения Декарта является дуализм души и тела, «мыслящей и протяженной» субстанции. Отождествляя материю с протяженностью, Декарт понимает ее не столько как субстанцию физики, сколько как пространство стереометрии. В отличие от средневековых представлений о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) бесконечна и однородна; она не имеет пустот и делима до бесконечности (это противоречило возродившимся во времена Декарта идеям античной атомистики, считавшей мир состоящим из неделимых частиц, разделенных пустотой). Декарт рассматривал каждую частицу материи как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к движению тел, всегда происходит только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей причиной движения в дуалистической концепции Декарта является Бог, Который создал материю с движением и покоем и сохраняет их.
В решении главного вопроса философии Декарт является представителем так называемого дуализма, когда в качестве исходных берутся два принципа - материальный и идеальный. Более того, Декарт был материалистом в своей физике, то есть с точки зрения объяснения природы, он считал, что достаточно только материи и движения: дайте мне материю и движение, сказал он, и я покажу, как устроена Вселенная, то есть здесь не требуется никакой сверхъестественной силы, Бога. То же самое и с объяснением животных. Животное, - думал Декарт, это просто сложная машина.[11]
Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек - реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мыслью и волей. Взаимодействие между телом и душой осуществляется, по Декарту, через особый орган - так называемую шишковидную железу. Из всех способностей человеческой души Декарт ставил волю на первое место. Согласно Декарту, главное действие аффектов или страстей состоит в том, что они побуждают душу желать того, к чему подготовлено тело. Сам Бог соединил душу с телом, тем самым отличив человека от животных. Декарт отрицал существование сознания у животных. Как автоматы, лишенные души, животные не могут мыслить. Человеческое тело (как и тело животных) есть, по Декарту, лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, благодаря механическому воздействию окружающих предметов, совершать сложные движения.[2]
Декарт изучал строение различных органов животных, а также строение их эмбрионов на разных стадиях развития. Физиологические работы Декарта основаны на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попытался выяснить сущность «непроизвольных» и «произвольных» движений и описал схему рефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная и центробежная части рефлекторной дуги. Декарт считал рефлекторными не только сокращения скелетных мышц, но и многие вегетативные акты.