Файл: Биография философа 6 Дуализм философии Р. Декарта 7 Приоритет разума 12 Основа бытия 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но что касается человека и его души, то здесь невозможно обойтись без нематериальной души и Бога. Деятельность человеческой души, считал Декарт, не может быть объяснена механическими принципами. И именно эти принципы во времена Декарта были основой всего естественнонаучного и научного объяснения вообще. Особенность человеческой души и ее деятельности - мышления, состоит в том, что последняя абсолютно пластична. Декарт согласен с тем, что человеческая душа способна принять абсолютно любое содержание и приспособиться к любой доступной форме реальности. В этом его специфика. И именно поэтому душа, согласно Декарту, есть особая нематериальная сущность, духовная субстанция божественного происхождения. Ведь никакое материальное образование не может обладать такими свойствами.[1]

В связи с этим, однако, возникает другая проблема - как возможно, чтобы способ движения нашего мышления, то есть деятельность души, совпадал с формами самого внешнего мира, наиболее объективным содержанием. Как они совпадают, если совпадают? А если они не совпадают, то само знание невозможно, а объективное знание недостижимо.

Что же тогда и кто, быть может, примирит движение нашего разума с движением самой действительности? А Бог его знает, ответил Декарт. И это так, потому что не кто иной, как Бог, согласует с Декартом порядок и связь идей с порядком и связью вещей. Именно он в учении Декарта является гарантом объективности нашего знания.

Декарт считает, что ничего другого быть не может, потому что душа и материя, мысль и протяженность - совершенно разнородные субстанции, которые не могут взаимодействовать по законам естественной причинности. Их взаимодействие - чудо, и только Бог может творить чудеса. Поэтому именно Бог, который не может быть «обманщиком», у Декарта гармонизирует логику нашего мышления с объективной логикой вещей.

Проблема взаимодействия души и тела была позже названа психофизической проблемой. Эта проблема остается в значительной степени актуальной в психологии, которая часто не может превзойти Декарта. Во всяком случае, именно Декарт ввел понятие мышления, до которого не дошли многие современные философы, психологи и особенно натуралисты. Здесь Декарт далеко отходит от своего собственного механицизма и очень точно определяет существенные различия, отличающие человеческое мышление от машинного.[7]


Как уже не раз говорилось, главным отличием человеческого мышления в классической философии является его универсальность. «В то время как разум является универсальным инструментом, способным служить при различных обстоятельствах, - пишет в этой связи Декарт, - органы машины нуждаются в особом расположении для каждого отдельного действия. Поэтому немыслимо, чтобы в машине было так много различных механизмов, чтобы она могла действовать во всех случаях жизни так, как заставляет нас действовать наш разум».

Второе различие между человеческой мыслью и машиной, согласно Декарту, хотя он и называет его первым, - осмысленная речь. «С помощью тех же двух средств, - пишет он, - можно узнать разницу между человеком и животным; ибо замечательно, что нет людей настолько глупых и глупых, не исключая полоумных, которые не способны связать несколько слов и составить из них речь, чтобы передать мысль. Напротив, ни одно животное, каким бы совершенным оно ни было и при каких бы счастливых условиях оно ни родилось, не может совершить ничего подобного. Это происходит не из-за отсутствия органов, ибо сороки и попугаи могут произносить слова так же, как мы, но не могут, однако, говорить так, как мы, то есть показывая, что они думают то, что говорят, тогда как люди, рожденные глухонемыми и лишенные, подобно животным, органов, которые служат другим людям для речи, обычно сами изобретают некоторые знаки, которые они объясняют»

Но Декарт, в отличие от своих предшественников, и в частности Помпонацци, утверждает, что мышление не может быть отождествлено ни с каким телесным органом, а разумная душа «не может быть выведена из свойств материи». Но что такое душа, которая не привязана ни к какому материальному органу, кроме чистого духа?

Итак, в этом вопросе мы имеем типичный спиритуализм Декарта. В то же время он признает независимое существование материальной субстанции, которая существует независимо от Бога и души по своим собственным законам. Это дуализм философии Декарта, дуализм двух субстанций - мысли, идеального и протяженного, материального. Из этого дуализма исходят и последователи Декарта - картезианцы.

2.1. Приоритет разума


Дуализм в философии – это одновременно и противопоставление, и союз идеализма и материализма. Это такое мировоззрение, которое рассматривает в человеческом мире проявление и борьбу двух антагонистических друг другу факторов, их антагонизм образует все то, что есть в реальности. В этой неразрывной паре существуют противоречивые начала: Бог и сотворенный им мир; белое добро и темное зло; такое же противоположное белое и черное, наконец, присущие всему живому свет и тьма - именно это дуализм в философии. Он является философской базой теории психофизического параллелизма. При этом концепция превосходства разума и его базовый приоритет в основе научного познания и обычного бытия доказывалась Декартом так: на свете чересчур много разных явлений и произведений, содержание которых постигнуть нельзя, это затрудняет жизнь, но зато позволяет выставлять сомнения по поводу того, что видится простым и ясным. Из этого нужно вывести тезис, что сомнения будут во все времена и при любых условиях. Сомнение проявляется уделом мысли – умеющий рационально сомневаться человек умеет размышлять. Вообще, мыслить способен лишь человек, который существует в реальности, а значит, способность мышления будет базой одновременно и бытия, и научного познания. Умение мыслить – это функция человеческого разума. Из этого нужно сделать вывод, что именно человеческий разум будет главной первопричиной всего существующего. Так сближались рационализм и дуализм Декарта.[10]



2.2. Основа бытия


Как и многие тезисы Декарта, учение о дуализме раскрывается философски расплывчато. При изучении философии человеческого бытия Декарт какое-то время искал базовое определение, которое дало бы возможность определить все стороны этого термина. В итоге продолжительных размышлений он выводит фактор философской субстанции. Субстанция (по его мнению) – это то, что умеет существовать без чужой помощи – то есть для присутствия субстанции не надо принципиально ничего, кроме существования ее самой. Но этим свойством может располагать только единственная субстанция. Именно ее и определяют как Бога. Он существует всегда, он непонятен для человека, всесилен и является абсолютной основой всего существующего.[3]

Так рассуждал Декарт. Дуализм в этом отношении показывает свою двойственность не как слабость, а, наоборот, как сильную сторону концепции.

2.3. Принцип мышления


Человеческое мышление ученый делает основой всех принципов общей философии и науки. Он проводит преобразования, имеющие тайный смысл и исключительно важное значение для человеческого развития и его подлинной культуры вплоть до нашего времени. Сущность этих действий характерна для философского дуализма Декарта. В базу человеческой жизни и деятельности, существования и действия с этого времени поставлены не только такие важные ценности, как духовность – основа человека, но и безусловно бессмертная, нацеленная на путь к Богу человеческая душа (это было признаком всей средневековой концепции). Новым в этом выступало то, что подобные ценности были непосредственно связаны с активностью человека, его свободой, самостоятельностью, а вместе с тем и ответственностью каждого члена общества. Важность подобного поворота в человеческой мысли четко и понятно отметил Гегель, который указал на поиск Декартом сущности самого ученого на основе его научных и даже нравственных принципов. Гегель указал, что подавляющее число мыслителей в качестве нормализирующего признака находили авторитет христианской церкви, Декарт же этого не сделал.

Таким образом, дуализм в философии стал одной из первых и мягких попыток оттеснить религиозную составляющую в философии.[1]

2.4. Когнитивный принцип


«Я мыслю, следовательно, я существую». Подобным образом философская наука опять нашла свою собственную реалистичную почву. Постановили, что человеческое мышление происходит из такого же мышления, как из чего-то нужного, в самом себе материально достоверного, а не из туманного внешнего.[4]


Умозрительная философская форма рационалистического дуализма Рене Декарта, в которую была обтянута эта глобальная для человеческой сущности реформа, не отгородила от нее для современников и некоторых потомков действительно всеобъемлющие реальные социальные и большие духовно-нравственные итоги. Мышление помогало мыслящему человеку сознательно формировать свое собственное Я, остаться свободным и в то же время ответственным в размышлениях и работе, при этом считая себя не скованным моральными узами и ответственностью за любое другое мыслящее существо на Земле. Пусть ученый сделал только одно бесспорное утверждение - о непосредственном существовании мыслящего, но в этом тезисе философии дуализма Декарта объединено большое количество идей, некоторые из них (в частности, математические) имеют высокое понимание, как идеи человеческого мышления.

2.5. Способ реализации


Французский средневековый философ Р. Декарт решал проблему соотношения реального и идеального следующим методом: в рамках нашего мышления есть концепция Бога как абсолютно Совершенного Существа. Но весь предыдущий опыт живущих людей говорит о том, что мы, люди, хотя и разумные, но существа все же ограниченные и далеко не совершенные. И возникает вопрос: "Как эта не совсем простая концепция получила такое признание и дальнейшее развитие?" Декарт считает единственно правильной мысль, что сама по себе эта идея была внушена человеку извне, а ее автор, созидатель, и есть всемогущий Бог, создавший людей и вложивший в человеческий разум понятие о самом себе как об абсолютно Совершеннейшем Существе. Но из этого понятного тезиса следует и необходимость наличия внешнего мирового окружения как предмета человеческого познания. Ведь Бог не может лгать своим детям, он сотворил мир, повинующийся постоянным законам и понятный человеческому разуму, который он также сотворил. И он не может не разрешить людям изучать его творение. Таким образом, сам Бог делается у Декарта определенным гарантом понимания в будущем человеком мира и объективности этого познания. Слепое благоговение перед всемогущим Богом вытекает в большее доверие к существующему разуму. Таким образом у Декарта проявляется вера в Бога. Дуализм выступает как вынужденная слабость, оборачивающаяся сильной стороной.[5]


2.6. Производственные субстанции


Концепция эта рассматривалась достаточно широко Декартом. Дуализм рассматривался им не только с материальной стороны, но и с идеалистической составной. Всемогущий Бог некогда был созидателем, сотворившим окружающий мир, который, как и Бог, делится своей сущностью на субстанции. Сотворенные им собственные субстанции также в состоянии быть сами по себе, независимо от прочих производных. Автономны они, лишь касаясь друг друга. А по отношению к всемогущему Богу – только производны.

Концепция Декарта разделяет вторичные субстанции на следующие направления: материальные субстанции; духовные составляющие. В дальнейшем он выделяет признаки обоих направлений существующих субстанций. Например, для материальных субстанций это обычное материальное притяжение, для духовных же – мышление. Рене Декарт дуализм души и тела соединяет и разделяет одновременно. В своих размышлениях ученый отмечает, что человек образуется и из духовных, и из обычных материальных субстанций. Именно подобными признаками люди отделяются от прочих живых неразумных существ. Эти размышления подталкивают к идее дуализма или двойственности природы человека. Декарт указывает, что не существует особой причины искать непростой ответ на интересующий многих людей вопрос о том, что может быть первопричиной появления мира и человека: их сознание или приобретенная материя. Обе эти субстанции объединены только лишь в одном человеке, а поскольку тот от природы (Бога) дуалистичен, они по факту не могут быть реальной первопричиной. Существовали они все время и могут быть всевозможными сторонами одного и того же бытия. Их взаимозависимость четко обнаруживается и видна всем.[5]

2.7. Познание


Одним из вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, был о методе познания. Рассматривая проблемы о человеческом познании, философ свою главную базу поиска знаний сооружает как раз на научном методе. Он предполагает, что последний уже достаточно долго используется в таких сферах, как математическая, физическая и прочие науки. Но в отличие от них, в философии такие способы не применяются. Следовательно, продолжая мысль ученого, вполне допустимо указать, что при использовании методов других естественнонаучных дисциплин в философии удастся увидеть нечто неведомое и полезное. В качестве научного способа Декарт брал на вооружение дедукцию.[6]

В то же время сомнение, с которого начинал ученый свои размышления, есть не твердая позиция агностика, а лишь предварительный методический способ познания. Можно не верить в то, что есть внешний мир, и даже в то, что есть в наличии человеческое тело. Но ведь само сомнение в этих терминах, несомненно, существует. Сомнение же можно воспринять как один из методов мышления: я не верю, т. е. мыслю, а так как я мыслю, значит, я еще существую. В этом отношении важнейшая проблема заключалась в том, чтобы увидеть очевидные истины, находящиеся в основе всего человеческого знания. Здесь Декарт предлагает решать задачу, взяв за основу методическое сомнение. Лишь с его помощью можно найти истины, усомниться в которых нельзя априори. Надо указать, что проверке на несомненность даются очень жесткие требования, заранее превосходящие те, что совершенно удовлетворяют человека, хотя бы даже при изучении математических аксиом. Ведь и в правильности последних можно легко усомниться. В данном же случае надо определить такие истины, в которых усомниться никак нельзя. Аксиомы Философская концепция Декарта в своей основе базируется на течении о врожденных принципах учения о бытии. Дуализм Декарта, его понимание сущности - в том, что, с одной стороны, часть имеющихся знаний люди получают в ходе какого-то обучения, но с другой - есть и такие, которые бесспорны без познания, для их понимания не надо проводить ни обучения людей, ни даже искать факты и доказательства. Такие врожденные факты (или тезисы) получали у Декарта названия аксиом. В свою очередь, такие аксиомы подразделяются на понятия или суждения. Ученый приводил примеры подобных терминов: Понятия: всемогущий Бог, человеческая душа, обычное число. Суждения: существовать и не существовать одновременно невозможно, целое в объекте будет всегда больше его части, из ничего может удаться только лишь обычное ничего. В этом проявляется концепция Декарта. Дуализм виден и в понятиях, и в суждениях.