Файл: Биография философа 6 Дуализм философии Р. Декарта 7 Приоритет разума 12 Основа бытия 13.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.8. Сущность философского метода


Свое учение о методе Декарт определяет в четырех четких тезисах: нельзя верить ничему без проверки, особенно если в чем-то не совсем уверен. Необходимо сторониться любой торопливости и предубеждений, брать в содержание своей теории лишь то, что видится уму так понятно и отчетливо, чтобы ни в коем случае не спровоцировать какую-нибудь причину к сомнению. Дробить любую проблему, взятую для исследования, на такое количество частей, которое необходимо для самого лучшего ее разрешения. Ставить свои идеи в конкретной последовательности, начиная с наиболее нетрудных и легко познаваемых тезисов, и понемногу усложнять текст словно по определенным ступеням, до представления наиболее трудных мыслей, предполагая наличие четкой структуры даже среди тех предложений, которые в естественном виде не связываются друг с другом. Постоянно создавать списки описаний такие тщательные и обзоры такие четкие, чтобы быть убежденным, что ничего не оставлено в стороне.[3]

Заключение


В чем заключается дуализм Декарта? У этого ученого часто трактуемое «мышление» пока только достаточно туманно объединяет в себе такие понятия, которые в будущем будут четко очерчены как сознание. Но рамки зарождающейся концепции сознания уже вырисовываются на философском научном горизонте. Понимание своих будущих действий - главная в свете декартовой концепции отличительная черта мышления, разумных актов человека. Тезиса о том, что человек имеет тело, Декарт и не собирается отрицать. Как специалист-физиолог он всегда изучал человека. Но как философ своего времени он твердо утверждает, что значение людей состоит отнюдь не в том, что они владеют материальным, «вещественным» телом и могут, как автомат, производить чисто физические действия и отдельные движения. И пусть природное течение жизни человеческого тела - причина, без которой не способно идти любое мышление, наша жизнь приобретает определенное значение только тогда, когда начинается мышление, то есть «движение» разумной мысли. А дальше идет и очередной, четко предопределенный шаг исследования Декарта - переход от тезиса «Я мыслю» к определению сущности Я, то есть сущности всего человека разумного. Стоит отметить, что этот французский философ был представителем прагматического, а не отвлеченного, «теоретического» познания. Он полагал, что сущность человека надо улучшать. Главным образом, философ Декарт в истории науки известен тем, что обосновал важность разума в ходе познания, сформировал теорию о рожденных мыслях, выдвинул учение о субстанциях, принципах и атрибутах. Также он стал автором концепции дуализма. Скорее всего, публикуя эту теорию, ученый пытался сблизить яростно отстаивающих свои взгляды идеалистов и материалистов.


Подводя общие итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что значение и влияние идей Декарта на дальнейшее развитие философской и психологической мысли было огромным. Одним из важнейших достижений французского мыслителя для психологии стало его рефлексивное учение, которое привело к отказу от идеи души как особой организующей и управляющей поведением человека и животных сущности. То, что раньше называлось, начиная с Аристотеля, растительной и животной душами, стало проявляться как действие рефлекторной машины, как деятельность телесного организма, устроенного и работающего по законам механики. Эта новая точка зрения сосредоточила усилия последующих ученых на объективном изучении явлений органической природы, а также выведенного из них большого спектра психических явлений.[7]

Понятие души или психического было также наполнено новым содержанием у Декарта. Только то, что сам субъект непосредственно осознает, было принято за психическое. Сведя психическое к сознанию и самосознанию, прежнее разделение души на растительную, чувственную и рациональную было устранено, и началось интроспективное понимание предмета и метода психологии. Согласно Декарту, психология трактовалась не как наука о душе, а как наука о сознании, и поскольку психическое (сознание) дано непосредственно только субъекту, то рефлексивная деятельность человека или интроспекция провозглашалась ведущим способом познания психического.[9]

Противопоставление методов изучения души и тела было вызвано общими дуалистическими установками в философии Р. Декарта, резко отличающими и отделяющими физику от метафизики, реальный мир и природу от Бога, животных от человека и, наконец, душу от тела в человеке. Очевидное разделение и противоречия философско-психологической системы Р. Декарта не могли не оставить глубокий след в последующем развитии философии и психологии. Они стимулировали развитие материалистических учений Т. Гоббса в Англии и Б. Спинозы в Голландии. Картезианская философия послужила отправной точкой для критических размышлений Д. Локка, положившего начало английскому эмпиризму XVIII века. Во многом взгляды Декарта были идейными источниками для формирования французского материализма в XVIII веке. Особенно заметно влияние картезианской доктрины на Ж. Ламетри - основателя французского материализма. Метафизические размышления Р. Декарт оказал непосредственное влияние на развитие идеалистических направлений в немецкой философии и психологии и почти всех интроспективных учений и направлений в европейской психологии и философии XVIII-XIX вв.



В честь ученого назвали его родной город, кратер на Луне и даже астероид. Также имя Декарта носит ряд следующих терминов: декартов овал, декартов лист, декартово дерево, декартово произведение, декартова система координат и так далее. Физиолог Павлов поставил памятник-бюст Декарта возле своей лаборатории.[7]

Список использованной литературы:


1. Асмус В.Ф. Декарт // М., 1956. С.299.

2. АВТ.КОЛЛ. "Философия:Учебное пособие для студентов вузов".- К.:Фита,1994.--384 c. 
3. Алексеев П.В.; "Философия".- М.:Проспект,1997.--568 c. 

4. Бессонов Б.Н. Философия Рене Декарта // Социально-гуманитарные знания, 1999, №6, С.76-91.

5. Быховский Б. Философия Декарта // М., 1940. С.35.

6. Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. М., 1989, т. 1, с. 253-261.

7. Розеншток-Хюсси О. Прощание с Декартом // Вопросы философии, 1997, №8, С.139-147.

8. Ростошинский Е.Н. Очерки философии. Часть II. СПб., 2003. С.31

9. Соловьев B.C. На пути к истинной философии // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. Т. М., 1988. С. 328.

10. Ляткер Я.А. "Декарт".- М.:Мысль,1975.-198 c.

11. Соколов В.В. "Философия духа и материи Рене Декарта"-1987.

12. Учебные материалы по психологии и психологические статьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/ (Дата обращения: 03.12.2019)