Файл: Образовательная программа От звука к букве. Формирование звуковой аналитикосинтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» (далее — Программа) переработаны в свете основополагающих требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее Стандарт) к структуре Программы и ее объему, условиям реализации Программы и результатам ее освоения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ»
Содержание Программы ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 5–7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
– систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
– организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает.
Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.
Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в образовательной области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.
Программа (ее теоретическая часть) опирается на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме.
В основе концептуальной идеи лежит теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка — это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, — путь амплификации.
А также:
– исследования отечественной науки о закономерностях речевого развития ребенка в дошкольном возрасте (Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и др.), которые предполагают пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности;
– положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым о деятельностном подходе в обучении;
– психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, которые научно обосновали и доказали, что умственные возможности детей в процессе обучения родному языку значительно больше, чем считалось ранее.
Общее число часов, отведённых на изучение курса — 31 час
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- Раскрытие основных направлений речевого развития детей и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей.
– Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа основывается на содержании раздела «Развитие речи» «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Р А Курбатовой, Н. Н. Поддьякова), предусматривающей аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и доработанный Л. Е. Журовой.
Вместе с тем в нее включены и более сложные задачи. Это ознакомление детей с моделированием, со знаковой системой языка, формирование первоначальных навыков чтения, включение в каждое занятие заданий по развитию моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
Основные задача: подготовка руки ребенка к письму.
Предмет изучения — звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется во всем многообразии (одновременно дошкольники знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат — гласный, синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Главное на этом этапе — научить ребенка не путать понятия «звук» и «буква»: звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем.
Работа по звуко-буквенному анализу проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о звуках и буквах.
Дошкольникам демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное и письменное изображение, что помогает лучше запомнить букву.
Использование образца и ограничение клеткой позволяет детям писать буквы одинаковой высоты и ширины, при письме сохранять одинаковое расстояние между буквами, а самое главное — тут же увидеть ошибку, если какая-нибудь буква пропущена (количество клеток равно количеству букв в слове).
Процесс написания букв в клетках создает положительное отношение к обучению, так как это действие почти не вызывает у детей затруднений. Кроме того, имеются задания на соединение, штриховку, что также способствует подготовке руки ребенка к письму.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных «А», «О», «У», «Ы», «Э», потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе — ознакомления с сонорными согласными.
При ознакомлении со звуками и буквами всегда дается изображение нескольких предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находится и в начале слова, и в середине, и в конце. Это сделано для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) может встречаться только в одном слове и в одном месте.
На первых занятиях предусмотрено много заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться.
Затем дети знакомятся с сонорными согласными («Л», «М», «Н», «Р»), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож).
Знакомство со следующей группой гласных букв (Я, Е, Ё, Ю — йотированные гласные) Йотированные буквы представляются как буквы, предназначающие мягкость согласным, после которых они пишутся. Если согласный звучит мягко, то после него пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости/глухости.
Программа на учебный год
• Способствовать развитию графических навыков.
• Познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки
ребенка к письму.
• Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
• Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольником (моделирование).
– писать слова с помощью графических изображений;
– писать печатные буквы в клетке, используя образец;
– соотносить звук и букву;
– писать слова, предложения печатными буквами;
– писать письменные буквы
• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года ребенок:
– знает буквы русского алфавита;
– пишет печатные буквы русского алфавита в клетке;
– ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
– рисует символические изображения предметов в тетради в линейку;
- знает элементы письменных букв русского алфавита.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обучение письму
1 | Гигиенические правила при письме. Печатная и письменная строчная и заглавная буква А а |
2 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква О о |
3 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква У у |
4 | Печатная и письменная строчная буква ы |
5 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Э э |
6 | Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы». |
7 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Л л |
8 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква М м |
9 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Н н |
10 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Р р |
11 | Закрепление пройденного материала. Игры «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква». |
12 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Я я |
13 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Ю ю |
14 | Печатная и письменная строчные и заглавные буква Е е |
15 | Печатная и письменная строчные и заглавные буква Ё ё |
16 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква И и |
17 | Закрепление пройденного материала. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». |
18 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Г г. Печатная и письменнаястрочная и заглавная буква К к |
19 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Д д. Печатная и письменная строчная и заглавная буква Т т |
20 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква В в. Печатная и письменная строчная и заглавная буква Ф ф |
21 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква З з. Печатная и письменная строчная и заглавная буква С с |
22 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Х х |
23 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Б б. Печатная и письменная строчная и заглавная буква П п |
24 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Ж ж. Печатная и письменная строчная и заглавная буква Ш ш |
25 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Ч ч. Печатная и письменная строчная и заглавная буква Щ щ |
26 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Ц ц |
27 | Печатная и письменная строчная и заглавная буква Й й |
28 | Печатная и письменная строчная буква ь |
29 | Печатная и письменная строчная буква ъ |
30 | Закрепление пройденного материала. Игры «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы». |
31 | Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко». |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Е.В. Колесникова «Прописи для школьников 6-7 лет». Москва: Просвещение, 2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Е.В. Колесникова «Прописи для школьников 6-7 лет». Москва: Просвещение, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ноутбук, Мультимедийное оборудование