ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
-
Конспект психологического вечера на тему «Средства арт-терапии как помощь при стрессе»………………………………………………………3 -
Психокоррекционная программа «Средства для повышения уровня воображения у учащихся младшего школьного возраста»…………….7 -
План лекции для студентов очной формы обучения «Психокоррекция как современный аспект помощи личности»…………………………...14 -
Методическая копилка «Мышление в подростковом возрасте»……...15 -
Основные задачи арттерапии и мнение на тему «является ли арттерапия и артпедагогика действенным средством психокоррекции»………….39 -
Программа праздника для детей дошкольного возраста с элементами игровой терапии…………………………………………………………..40 -
Коррекционная программа «Коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста»…………………………………………………...43 -
Методическая копилка «Диагностика агрессивности у учащихся подросткового возраста»…………………………………………………48 -
План психологического вечера с элементами психодрамы……………60 -
Произведение в рамках библиотерапии………………...………………61
Конспект психологического вечера на тему «Средства арт-терапии как помощь при стрессе»
Цель: познакомить со средствами арт-терапии как помощи при стрессе.
Задачи:
-
Познакомить с понятиями «стресс», «арт-терапия»; -
Проанализировать подходы в арт-терапии; -
Выявить средства арт-терапии как помощи при стрессе; -
Отработать приёмы арт-терапии как помощи при стрессе.
Оборудование: ноутбук, проектор, листы, карандаши.
Ход психологического вечера
1. Организационный момент.
Приветствие, актуальность.
Здравствуйте, уважаемые участники психологического вечера! Мы с Вами знаем, что напряжение и усталость – частые спутники стресса. И каждый из нас встречается со стрессом каждый день в большей или меньшей степени. Помимо этого необходимо помнить, что частое переживание как сильных отрицательных, так и сильных положительных эмоций могут спровоцировать эмоциональный стресс. Но далеко не каждый человек знает, как бороться с этим состоянием. Актуальность нашего психологического вечера обусловлена повышенным темпом жизни, повышенными требованиями, которые зачастую приводят к стрессу и даже апатии. Так как же нам побороть это состояние?
2. Теоретическая часть.
Ознакомление с целью и задачами, понятийным аппаратом, подходами арт-терапии.
Целью нашей сегодняшней встречи является знакомство со средствами арт-терапии как помощи при стрессе.
Задачи вечера представлены на слайде.
Итак, что же такое стресс? Стресс в переводе с английского означает «нагрузка, напряжение». Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Таким образом, состоянию стресса может быть подвержен абсолютно любой человек.
Способов борьбы со стрессом очень много, и одним из них является арт-терапия. Арт-терапия сформировалась как новое направление на рубеже 19-20 в. Ведущими арт-терапевтами 20 века являются М. Наумбург, Э. Крамер, Л. Лимбан и другие.
Итак, арт-терапию можно назвать одним из самых интересных, привлекательных и даже загадочных направлений практической психологии и психотерапии на сегодняшний день. Богатая на методики, она служит способом снятия напряжения, восстановления психоэмоционального состояния и др. Для множества людей она является также и хобби, позволяющим с пользой провести время, снизить воздействие стресса и восстановить силы.
Так, арт-терапия – это психотерапия, в которой используются творческие техники, то есть дословно – это излечение посредством творчества. Арт-терапию можно назвать своеобразным связующим звеном между сознанием и подсознанием человека.
Особенностью арт-терапии можно назвать её универсальность. Она применяется как в работе с взрослыми, так и в работе с детьми.
В арт-терапии существуют два основных подхода:
1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация.
2. На первом месте – терапевтические цели, творческие цели вторичны.
Арт-терапия подразумевает собой множество видов, к ним мы можем отнести:
-
Изотерапию; -
Сказкотерапию; -
Оригами; -
Музыкотерапию; -
Пескотерапию; -
Танцевально-двигательную терапию и др.
Таким образом, арт-терапия подразумевает собой множество видов творческой деятельности, среди которых человек может сам выбрать понравившийся, и отработать на себе.
Все перечисленные виды пользуются популярностью при борьбе со стрессом. Художественная деятельность предоставляет возможность научиться компенсировать негативные переживания средствами искусства. Творческая деятельность позволяет человеку «выпасть из реальности», вовлекаясь в процесс рисования. Это способствует выходу из ситуации стресса. Кроме того, «выпадая», человек получает наиболее простую возможность самодистанцироваться. Происходит расслабление вследствие ухода от ситуации. Наконец, терапевтический эффект проявляется в самом рисунке. Возвращение в состояние ребёнка помогает отобразить наиболее актуальные страхи, желания или состояния в рисунке.
Я Вам предлагаю отработать один из самых популярных видов арт-терапии – изотерапию.
3. Практическая часть.
Арт-процесс, этапы.
-
Итак, пожалуйста, возьмите карандаши и чистый лист бумаги. Япредлагаю вам вспомнить моменты вашего разочарования, гнева, агрессии или злости. -
Теперь закройте на несколько минут глаза и прислушайтесь к себе, постарайтесь в это время не концентрироваться на проблеме, отпустите ее. -
Теперь начните рисовать на бумаге абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Главное — не задумываетесь над тем, что рисуете. Картинка должна быть лишена сюжета, еще лучше, чтобы она была абстрактной. Когда будете вовлечены в процесс рисования, вернитесь к проблеме, сконцентрируйтесь на ней, прислушайтесь к себе. -
Внимательно посмотрите на свой рисунок и «успокойте» его с помощью цветных карандашей, выбирайте те цвета, которые больше всего нравятся. Проследите, чтобы рисунок полностью был покрыт этим цветом. -
Так как рисунок выполнен карандашами, он не будет закрашиваться целиком, а будет снова и снова как бы проявляться. Это даст увидеть и осознать, что «злой» и «агрессивный» рисунок, покрытый любимыми цветами, вовсе уже не выглядит таковым.
4. Заключительная часть.
Подведение итого, рефлексия.
Опишите, пожалуйста, ваши ощущения в начале рисования и в конце. Какое состояние Вам больше нравится? Будете ли применять эту технику снова? Аргументируйте ответ. (Ответы участников)
Итак, на сегодняшнем психологическом вечере мы с Вами обсудили, что такое стресс, арт-терапия, какие бывают средства и даже успели отработать одну из техник.
Расскажите, что Вам понравилось больше всего?
Спасибо за участие!
Психокоррекционная программа «Средства для повышения уровня воображения у учащихся младшего школьного возраста»
-
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на повышение уровня воображения у учащихся младшего школьного возраста.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что главной задачей начальной школы является обеспечение развития личности ребенка. А источниками этого развития выступают два вида деятельности: учебная и творческая.
Назначение данной психокоррекционной программы, исходя из требований ФГОС, заключается в развитии личности школьника, его творческих способностей. Основные проблемы начальной школы в основном фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно в младшем школьном возрасте сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей.
Цель программы – оказание помощи в повышении уровня воображения у учащихся младшего школьного возраста.
Реализация цели программы обеспечивается в процессе решения следующих задач:
-
Обогащение знаний и представлений школьников об окружающем мире. -
Раскрытие и развитие творческих способностей каждого ребенка. -
Создание атмосферы, благоприятной для продуцирования воображения и творчества детей. -
Развитие внимания, памяти, мышления, двигательных навыков, речи младших школьников. -
Применение разнообразных средств для повышения уровня воображения:
Формы работы:
Данная психокоррекционная деятельность организуется и реализуется преимущественно в групповой форме по 10-15 человек.
Программа состоит из 8 занятий, проводящихся еженедельно, в течение 2 месяцев.
На каждое занятие отводится 35 минут.
2. Используемые психодиагностические методики.
В диагностическом блоке возможно использование следующих психодиагностических методик:
-
Методика составления рассказа по картине. (Мурашковская И.Н.) -
Методика «Дорисовывание фигур» (Дьяченко О.М.) -
Методика «Придумай рассказ» (Немов Р.С.)
3. Планируемые результаты.
Предполагается, что после реализации психокоррекционной программы повысится уровень воображения у детей младшего школьного возраста.
Данную гипотезу целесообразно подтвердить/опровергнуть путём проведения контрольной диагностики.
4. Общая структура занятий.
Вводная часть:
-
Особое приветствие. -
Знакомство детей с правилами работы.
Основная часть:
-
Упражнения и игры, направленные на создание положительной мотивации, раскрепощённости. -
Упражнения и игры, направленные повышение уровня различных видов воображения.
Заключительная часть:
-
Подведение итогов занятия. -
Ритуал прощания.
Программа строится по следующему плану:
№ занятия | Структура занятия | Цель | Оборудование |
1 | Игра «Анти-время» Упражнение «Литературные опыты» | Создание положительной мотивации и развитие вербального воображения. | - |
2 | Игра «Чудеса техники» Упражнение «Изучение географической карты» | Раскрепощение учащихся и развитие вербального воображения. | Географическая карта. |
3 | Игра «Перевоплощение» Упражнение «Изобразите по-своему» | Раскрепощение учащихся и развитие художественного изображения. | Бумага, альбомы, карандаши. |
4 | Игра «Представь и услышь» Упражнение «Иллюстрирование книги» | Устранение эмоциональных преград и развитие художественного воображения. | Бумага, альбомы, краски. |
5 | Игра «Скажи в рифму» Упражнение «Сказочный лес» | Развитие художественного и вербального воображения, поэтического творчества. | Цветная и бархатная бумага, открытки, картон, кисти, ножницы, клей, музыка. |
6 | Игра «Кто больше подберёт рифм» Упражнение «Фантастический образ» | Развитие художественного и вербального воображения, поэтического творчества. | Обрывки тканей, пуговицы, ленты, клей, ножницы. |
7 | Упражнение «Сочиняем и рисуем сказку» | Развитие художественного и литературного воображения. | Бумага, альбомы, краски или карандаши. |
8 | Упражнение «Путешествие в сказку» | Развитие вербального и невербального воображения. | Бумага, цветные карандаши. |