Файл: Средства арттерапии как помощь при стрессе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление

  1. Конспект психологического вечера на тему «Средства арт-терапии как помощь при стрессе»………………………………………………………3

  2. Психокоррекционная программа «Средства для повышения уровня воображения у учащихся младшего школьного возраста»…………….7

  3. План лекции для студентов очной формы обучения «Психокоррекция как современный аспект помощи личности»…………………………...14

  4. Методическая копилка «Мышление в подростковом возрасте»……...15

  5. Основные задачи арттерапии и мнение на тему «является ли арттерапия и артпедагогика действенным средством психокоррекции»………….39

  6. Программа праздника для детей дошкольного возраста с элементами игровой терапии…………………………………………………………..40

  7. Коррекционная программа «Коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста»…………………………………………………...43

  8. Методическая копилка «Диагностика агрессивности у учащихся подросткового возраста»…………………………………………………48

  9. План психологического вечера с элементами психодрамы……………60

  10. Произведение в рамках библиотерапии………………...………………61


Конспект психологического вечера на тему «Средства арт-терапии как помощь при стрессе»

Цель: познакомить со средствами арт-терапии как помощи при стрессе.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями «стресс», «арт-терапия»;

  2. Проанализировать подходы в арт-терапии;

  3. Выявить средства арт-терапии как помощи при стрессе;

  4. Отработать приёмы арт-терапии как помощи при стрессе.

Оборудование: ноутбук, проектор, листы, карандаши.

Ход психологического вечера

1. Организационный момент.

Приветствие, актуальность.

Здравствуйте, уважаемые участники психологического вечера! Мы с Вами знаем, что напряжение и усталость – частые спутники стресса. И каждый из нас встречается со стрессом каждый день в большей или меньшей степени. Помимо этого необходимо помнить, что частое переживание как сильных отрицательных, так и сильных положительных эмоций могут спровоцировать эмоциональный стресс. Но далеко не каждый человек знает, как бороться с этим состоянием. Актуальность нашего психологического вечера обусловлена повышенным темпом жизни, повышенными требованиями, которые зачастую приводят к стрессу и даже апатии. Так как же нам побороть это состояние?


2. Теоретическая часть.

Ознакомление с целью и задачами, понятийным аппаратом, подходами арт-терапии.

Целью нашей сегодняшней встречи является знакомство со средствами арт-терапии как помощи при стрессе.

Задачи вечера представлены на слайде.

Итак, что же такое стресс? Стресс в переводе с английского означает «нагрузка, напряжение». Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Таким образом, состоянию стресса может быть подвержен абсолютно любой человек.

Способов борьбы со стрессом очень много, и одним из них является арт-терапия. Арт-терапия сформировалась как новое направление на рубеже 19-20 в. Ведущими арт-терапевтами 20 века являются М. Наумбург, Э. Крамер, Л. Лимбан и другие.

Итак, арт-терапию можно назвать одним из самых интересных, привлекательных и даже загадочных направлений практической психологии и психотерапии на сегодняшний день. Богатая на методики, она служит способом снятия напряжения, восстановления психоэмоционального состояния и др. Для множества людей она является также и хобби, позволяющим с пользой провести время, снизить воздействие стресса и восстановить силы.

Так, арт-терапия – это психотерапия, в которой используются творческие техники, то есть дословно – это излечение посредством творчества. Арт-терапию можно назвать своеобразным связующим звеном между сознанием и подсознанием человека.

Особенностью арт-терапии можно назвать её универсальность. Она применяется как в работе с взрослыми, так и в работе с детьми.

В арт-терапии существуют два основных подхода:

1. Искусство обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения субъективного опыта, арт-терапия рассматривается как средство развития личности и ее творческого потенциала, основной механизм – сублимация и трансформация.

2. На первом месте – терапевтические цели, творческие цели вторичны.

Арт-терапия подразумевает собой множество видов, к ним мы можем отнести:

  • Изотерапию;

  • Сказкотерапию;

  • Оригами;

  • Музыкотерапию;

  • Пескотерапию;

  • Танцевально-двигательную терапию и др.


Таким образом, арт-терапия подразумевает собой множество видов творческой деятельности, среди которых человек может сам выбрать понравившийся, и отработать на себе.

Все перечисленные виды пользуются популярностью при борьбе со стрессом. Художественная деятельность предоставляет возможность научиться компенсировать негативные переживания средствами искусства. Творческая деятельность позволяет человеку «выпасть из реальности», вовлекаясь в процесс рисования. Это способствует выходу из ситуации стресса. Кроме того, «выпадая», человек получает наиболее простую возможность самодистанцироваться. Происходит расслабление вследствие ухода от ситуации. Наконец, терапевтический эффект проявляется в самом рисунке. Возвращение в состояние ребёнка помогает отобразить наиболее актуальные страхи, желания или состояния в рисунке. 

Я Вам предлагаю отработать один из самых популярных видов арт-терапии – изотерапию.

3. Практическая часть.

Арт-процесс, этапы.


  1. Итак, пожалуйста, возьмите карандаши и чистый лист бумаги. Япредлагаю вам вспомнить моменты вашего разочарования, гнева, агрессии или злости.

  2. Теперь закройте на несколько минут глаза и прислушайтесь к себе, постарайтесь в это время не концентрироваться на проблеме, отпустите ее.

  3. Теперь начните рисовать на бумаге абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Главное — не задумываетесь над тем, что рисуете. Картинка должна быть лишена сюжета, еще лучше, чтобы она была абстрактной. Когда будете вовлечены в процесс рисования, вернитесь к проблеме, сконцентрируйтесь на ней, прислушайтесь к себе.

  4. Внимательно посмотрите на свой рисунок и «успокойте» его с помощью цветных карандашей, выбирайте те цвета, которые больше всего нравятся. Проследите, чтобы рисунок полностью был покрыт этим цветом.

  5. Так как рисунок выполнен карандашами, он не будет закрашиваться целиком, а будет снова и снова как бы проявляться. Это даст увидеть и осознать, что «злой» и «агрессивный» рисунок, покрытый любимыми цветами, вовсе уже не выглядит таковым.

4. Заключительная часть.

Подведение итого, рефлексия.

Опишите, пожалуйста, ваши ощущения в начале рисования и в конце. Какое состояние Вам больше нравится? Будете ли применять эту технику снова? Аргументируйте ответ. (Ответы участников)

Итак, на сегодняшнем психологическом вечере мы с Вами обсудили, что такое стресс, арт-терапия, какие бывают средства и даже успели отработать одну из техник.


Расскажите, что Вам понравилось больше всего?

Спасибо за участие!

Психокоррекционная программа «Средства для повышения уровня воображения у учащихся младшего школьного возраста»

  1. Пояснительная записка.

Данная программа направлена на повышение уровня воображения у учащихся младшего школьного возраста.

Актуальность программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что главной задачей начальной школы является обеспечение развития личности ребенка. А источниками этого развития выступают два вида деятельности: учебная и творческая.

Назначение данной психокоррекционной программы, исходя из требований ФГОС, заключается в развитии личности школьника, его творческих способностей. Основные проблемы начальной школы в основном фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно в младшем школьном возрасте сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей.

Цель программы – оказание помощи в повышении уровня воображения у учащихся младшего школьного возраста.

Реализация цели программы обеспечивается в процессе решения следующих задач:

  1. Обогащение знаний и представлений школьников об окружающем мире.

  2. Раскрытие и развитие творческих способностей каждого ребенка.

  3. Создание атмосферы, благоприятной для продуцирования воображения и творчества детей.

  4. Развитие внимания, памяти, мышления, двигательных навыков, речи младших школьников.

  5. Применение разнообразных средств для повышения уровня воображения:

Формы работы:

Данная психокоррекционная деятельность организуется и реализуется преимущественно в групповой форме по 10-15 человек.

Программа состоит из 8 занятий, проводящихся еженедельно, в течение 2 месяцев.

На каждое занятие отводится 35 минут.

2. Используемые психодиагностические методики.

В диагностическом блоке возможно использование следующих психодиагностических методик:

  • Методика составления рассказа по картине. (Мурашковская И.Н.)

  • Методика «Дорисовывание фигур» (Дьяченко О.М.)

  • Методика «Придумай рассказ» (Немов Р.С.)


3. Планируемые результаты.

Предполагается, что после реализации психокоррекционной программы повысится уровень воображения у детей младшего школьного возраста.

Данную гипотезу целесообразно подтвердить/опровергнуть путём проведения контрольной диагностики.

4. Общая структура занятий.

Вводная часть:

  • Особое приветствие.

  • Знакомство детей с правилами работы.

Основная часть:

  • Упражнения и игры, направленные на создание положительной мотивации, раскрепощённости.

  • Упражнения и игры, направленные повышение уровня различных видов воображения.

Заключительная часть:

  • Подведение итогов занятия.

  • Ритуал прощания.

Программа строится по следующему плану:

занятия

Структура занятия

Цель

Оборудование

1

Игра «Анти-время»

Упражнение «Литературные опыты»

Создание положительной мотивации и развитие вербального воображения.

-

2

Игра «Чудеса техники»

Упражнение «Изучение географической карты»

Раскрепощение учащихся и развитие вербального воображения.

Географическая карта.

3

Игра «Перевоплощение»

Упражнение «Изобразите по-своему»

Раскрепощение учащихся и развитие художественного изображения.

Бумага, альбомы, карандаши.

4

Игра «Представь и услышь»

Упражнение «Иллюстрирование книги»

Устранение эмоциональных преград и развитие художественного воображения.


Бумага, альбомы, краски.

5

Игра «Скажи в рифму»

Упражнение «Сказочный лес»

Развитие художественного и вербального воображения, поэтического творчества.

Цветная и бархатная бумага, открытки, картон, кисти, ножницы, клей, музыка.

6

Игра «Кто больше подберёт рифм»

Упражнение «Фантастический образ»

Развитие художественного и вербального воображения, поэтического творчества.


Обрывки тканей, пуговицы, ленты, клей, ножницы.

7

Упражнение «Сочиняем и рисуем сказку»

Развитие художественного и литературного воображения.

Бумага, альбомы, краски или карандаши.

8

Упражнение «Путешествие в сказку»

Развитие вербального и невербального воображения.

Бумага, цветные карандаши.