Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 594
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Е.В. Астапова, в определении признаков придерживается позиции законодателя и относит к ним «наличие обособленного имущества и, соответственно, вытекающее из этого признака самостоятельное осуществление юридическим лицом своих прав и обязанностей, включая и несение ответственности по своим обязательствам» [7, с. 89]. Указанные признаки юридического лица называет также и Е.В. Разумовская, которая, однако, дополняет их «признаком организационного единства, а также признаком правосубъектности, т.е. способности самостоятельно участвовать в гражданских правоотношениях, а также защищать свои интересы в судебных органах» [17, с. 121]. Немаловажно при этом то, что данные признаки, за исключением организационного единства, характеризуются автором как экономический, материально-правовой и процессуально-правовой соответственно. В целом, подобный подход к признакам юридического лица разделяет и С.В. Николюкин, который называет в их числе «организационное единство, правосубъектность, обособленное имущество, а также несение самостоятельной ответственности по обязательствам, предопределенное наличием у юридического лица обособленного имущества» [16, с. 174].
Схожей точки зрения придерживаются А.П. Анисимов и М.Ю. Козлова, которые полагают, что «у юридического лица имеются такие признаки, как принадлежность ему обособленного имущества, возможность самостоятельно реализовывать права и обязанности, включая и выступление в суде в защиту своих интересов, а также организационное единство» [6, с. 115]. А.Я. Рыженков, также подразумевает под признаками юридического лица организационное единство, имущественную обособленность, самостоятельное участие в гражданских правоотношениях и т.д. Указанный подход к пониманию признаков юридического лица разделяют и другие ученые.
Тем не менее, наряду с подходами к понятию и признакам юридического лица, фактически дублирующими легальное определение, содержащееся в п. 1 ст. 48 ГК РФ, в отечественной правовой науке существуют и иные подходы. Так, А.С. Вражнов и В.В. Асанов полагают, что «в числе признаков юридического лица можно назвать наличие у него обособленного имущества, которым оно отвечает по своим обязательствам, а также ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом» [8, с. 46], что сужает круг признаков юридического лица.
Несколько по-другому понимает присущие юридическому лицу признаки М.В. Вронская, которая отнюдь не ограничивается организационным единством, имущественной обособленностью и имущественной ответственностью на началах самостоятельности, относя к числу указанных признаков также и другие, в числе которых признаки, которые можно именовать индивидуализирующими – наличие учредительных документов, государственную регистрацию, наименование, организационно-правовую форму существования и т.д. Немаловажно при этом то, что, по мнению автора, первая категория признаков является определяющей, поскольку отсутствие хотя бы одного из указанных признаков позволяет сделать вывод об отсутствии юридического лица как такового, в то время как значение второй категории признаков юридического лица заключается в том, что они позволяют индивидуализировать юридическое лицо [9, с. 162].
В целом, подобной точки зрения придерживается и Е.М. Михайленко, который также относит к признакам юридического лица «организационное единство, имущественную обособленность, самостоятельную имущественную ответственность, однако отмечает также и такой признак, как наличие своего имени» [15, с. 92].
В свою очередь, О.Н. Погодина предлагает относить к признакам юридического лица и наличие баланса или сметы организации [13, с. 24]. Очевидно, что указанные подходы отличаются расширительным толкованием признаков юридического лица. Стоит заметить, что расширительно толкует признаки юридического лица и И.В. Свечникова, которая в их числе называет следующие:
-
юридическое лицо ведет свою деятельность независимо от составляющих его физических лиц; -
волеизъявление юридического лица также является самостоятельным, независимым от составляющих его физических лиц; -
юридическому лицу принадлежит имущество, обособленное от имущества составляющих его физических лиц; -
обособленное имущество, принадлежащее юридическому лицу, позволяет ему нести самостоятельную ответственность по взятым на себя обязательствам; -
юридическое лицо обладает правосубъектностью, т.е. возможностью создавать для себя права и обязанности посредством заключения сделок и т.д. [21, с. 107].
В целом, подобной точки зрения придерживается и К.И. Соколовский, который относит к числу признаков юридического лица следующие:
-
осуществление юридическим лицом деятельность независимо от составляющих его физических лиц (данный признак обычно кратко обозначают как организационное единство); -
обладание юридическим лицом самостоятельными интересами и волеизъявлением, независимым от составляющих его физических лиц; -
самостоятельные участие юридического лица в гражданских правоотношениях посредством заключения договоров, выступления в суде и т.д.; -
принадлежность юридическому лицу имущества, отделенного, обособленного от имущества составляющих его физических лиц, и, как следствие, самостоятельное несение юридическим лицом юридической ответственности; -
наличие у юридического лица процессуальной правоспособности, проявляющейся в наличии у него права защищать свои интересы в суде и т.д. [22, с. 114].
Таким образом, можно сделать вывод, что подходы к признакам юридического лица, которые отличаются расширительным их толкованием, все же сводятся к признакам юридического лица, вытекающим из п. 1 ст. 48 ГК РФ, т.е. к организационному единству, имущественной обособленности и правосубъектности, которые, являются основными и вбирают в себя все многообразие признаков юридического лица, отмечаемое придерживающимися расширительного толкования авторами.
1.3 Классификация юридических лиц
Классификация юридических лиц отражена в главе 4 ГК РФ. В гражданском праве классификация юридических лиц зависит от двух основных моментов: является ли получение прибыли целью создания компании и участвуют ли учредители в высшем руководящем органе компании.
Для классификации юридических лиц учитывают, является ли извлечение прибыли основной целью деятельности (ст. 50 ГК РФ). Такая классификация делит юридические лица на коммерческие и некоммерческие (они не ведут деятельность с целью получения дохода). Обладают ли учредители правом участия (членства) в юридическом лице и формируют ли они его высший орган (ст. 65.1 ГК РФ). Такая классификация делит юридические лица на корпоративные и унитарные.
Классификация юридических лиц представлена в таблице 1.
Таблица 1. Классификация юридических лиц [3].
Виды юридических лиц | Коммерческие организации | Некоммерческие организации |
Корпоративные юридические лица (корпорации) |
|
|
Унитарные юридические лица | Государственные и муниципальные унитарные предприятия |
|
Коммерческие организации – основная цель деятельности: извлечение прибыли. Это хозяйственные товарищества и общества (чаще всего создаются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия).
Некоммерческие организации – во-первых, не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, хотя и могут осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено их уставами, это служит достижению целей, для которых они созданы, это соответствует таким целям; во-вторых, не распределяют полученную прибыль между участниками. Как некоммерческие организации создаются учреждения, потребительские кооперативы (например, жилищно-строительные), общественные организации и т.д.
Организационно-правовые формы как коммерческих, так и некоммерческих организаций исчерпывающим образом определены в ст. 50 ГК.
Значение деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит в том, что, прежде всего, различается их правоспособность (у первых по общему правилу – общая, у вторых – специальная).
Кроме того, различаются сферы деятельности (у первых – производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.п., у вторых – управление, культура, образование и т.д.). Естественно, и правовое регулирование деятельности юридических лиц в этих сферах не может быть одинаковым.
Юридические лица делятся на корпоративные и унитарные. Критерий деления – наличие или отсутствие права участия (членства).
Корпоративные юридические лица: учредители (участники) обладают правом участия (членства). К таким юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.), кооперативы и т.д. (ст. 65.1 ГК).
Право участия означает, что участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) в связи с таким участием обладают комплексом прав и обязанностей, которые условно именуют корпоративными правами (правильнее – корпоративные права и обязанности).
Корпоративные права есть собирательная категория, объединяющая имущественные и неимущественные организационные отношения.
Так, в обществе с ограниченной ответственностью имущественным является право участвовать в распределении прибыли, право получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Наряду с имущественными обязательственными правами участник обладает и правами организационными. К ним относится право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности и др. Участник корпорации имеет не только права, но и несет обязанности, которые тоже имущественные и организационные. Так, он должен участвовать в образовании имущества корпорации (вносить вклады, взносы) – обязанность имущественного характера. Участник обязан не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации – организационная обязанность (ст. 65.1 – 65.3 ГК).
Существование корпорации предполагает наличие участников (членов) корпорации и то, что ее «жизнь» определяется ими.
Унитарные юридические лица – их учредители не становятся участниками (членами), не имеют права участия (членства). К таким юридическим лицам относятся: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (ст. 65.1 ГК).
При сопоставлении корпоративных юридических лиц с унитарными создается впечатление, будто унитарные юридические лица «живут» сами по себе, независимо от учредителей (у учредителей нет права участия). Однако это не так.
В корпоративных юридических лицах есть «внутренние» отношения участников (членов) между собой, участников (членов) с корпорацией. Кроме того, существуют «внешние» отношения – с третьими лицами. Естественно, у унитарных юридических лиц есть отношения «внешние». «Внутренние» же отношения неодинаковы у разных унитарных юридических лиц. Так, государственное предприятие и муниципальное унитарное предприятие создаются по решению соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество такого предприятия находится в государственной и муниципальной собственности. Руководитель (орган) юридического лица назначается собственником и подотчетен собственнику (ст. 113 – 114 ГК).
Таким образом, во «внутренних» отношениях здесь участвует собственник (публично-правовое образование), с одной стороны, и унитарное предприятие – с другой. При этом собственник (и только он) полновластно управляет унитарным предприятием. Аналогично можно охарактеризовать отношения, складывающиеся между учреждениями, а также автономными некоммерческими организациями и их учредителями.
Такое унитарное юридическое лицо, как фонд, независимо от учредителя. Он не имеет права участия. Имущество фонда является его собственностью, и учредители не имеют на него имущественных прав. Управление фондом осуществляется высшим коллегиальным органом (учредитель не имеет отношения к управлению). И только если это предусмотрено законом, при ликвидации фонда его имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, возвращается учредителям (ст. 123.17–123.20 ГК).
Таким образом, можно сделать вывод, что сущность деления юридических лиц на корпоративные и унитарные состоит в том, что, благодаря данной дифференциации, становится возможным единообразное правовое регулирование однородных общественных отношений.