Файл: Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с преподаванием в классе, с наблюдениями за повседневной жизнью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 3

Введение

Игровая деятельность – моделирование различных жизненных ситуаций – является преобладающей для детей дошкольного возраста. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.1

Игра - самый доступный вид деятельности для детей, способ обработки впечатлений, полученных от окружающего мира. В игре четко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональности, активности и развивающейся потребности в общении.

Интересная игра увеличивает умственную активность ребенка, и он может решить более сложную задачу, чем в классе. Но это не означает, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра является лишь одним из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдения, разговоры, чтение и другое.

Играя, дети учатся применять свои знания и навыки на практике, использовать их в разных условиях. Игра представляет собой самостоятельную деятельность, в которой дети вступают в общение со своими сверстниками. У них общая цель, совместные усилия по ее достижению, общий опыт. Игровые переживания оставляют глубокий отпечаток на уме ребенка и способствуют формированию хороших чувств, благородных устремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненной силы, удовлетворению его интересов, социальным потребностям.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с преподаванием в классе, с наблюдениями за повседневной жизнью.

Они учатся решать свои собственные игровые задачи, находят лучший способ выполнять свои планы, использовать свои знания, выражать их словами.

Часто игра служит причиной для передачи новых знаний, для расширения горизонта. С развитием интереса к работе взрослых, в общественной жизни, в героических поступках людей, у детей есть первые мечты о будущей профессии, желание подрожать любимых героев. Все это делает игру важным средством создания направления ребенка, которое начинает складываться в дошкольном детстве.


Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой учебного процесса.

1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения

1.1. История вопроса

Слово «игра», «играть» на языке русского языка совершенно многозначны. Слово «игра» используется в смысле развлечения, в переносном смысле. Е.А. Поправский сказал [4,с.15], что понятие «игра» в целом имеет определенную разницу между разными народами. Таким образом, у древних греках слово «игра» означало действия, свойственные детям, в основном выражаясь тем, что мы называем «придаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию шутки и смеха. Позже, на всех европейских языках, слово «игра» использовалось для обозначения широкого круга человеческих действий, с одной стороны, не требующих тяжелой работы, а с другой стороны, доставляющих удовольствие и веселье людям. Таким образом, этот круг понятий начал включать в себя всё, от детской игры в солдатиков, до трагической игры актёров на сцене театра.

Слово «игра» не является научной концепцией в строгом смысле этого слова. Возможно, это связано с тем, что ряд исследователей попытались найти что-то общее между самыми разнообразными и разными качествами, обозначенными словом «игра», и у нас пока нет удовлетворительной демаркации этих действий и удовлетворительного объяснения различных форм игры.

Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе на относительно низком уровне истории развития, дают достаточные основания для гипотезы о появлении и развитии детских игр. На разных этапах развития общества, когда основной метод получения пищи собирался с использованием простых инструментов, не было никакой игры.

Дети рано принимали участие в жизни взрослых. Усложнение орудий труда, переход на охоту, животноводство и растениеводство привели к значительному изменению положения ребенка в обществе. Необходима специальная подготовка к будущему охотнику, пастуху и тому подобному. В связи с этим взрослые стали делать орудия труда, которые являются точной копией орудия взрослых, но меньшими, специально приспособленными для детей. Появились игры - упражнения. Детский орудия стали увеличиваться с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых.

2

Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в том, чтобы подготовить детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях работы, а взрослые всячески вносят свой вклад в игры детей, над которыми строятся игры-соревнования, которые являются своего рода экзаменом и общественным смотром достижения детей. В будущем уже появляется сюжетная (или сюжетно-ролевая) игра. Игра в который ребенок берет на себя и выполняет роль, соответствующую любым действиям взрослых. Дети, оставшиеся сами по себе, объединяют и организуют свою конкретную игровую жизнь, воспроизводящую основные черты социальных отношений и трудовой активности взрослых.

Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе в хронологическом порядке первым является ролевая игра, которая служит основным источником социального сознания ребенка в дошкольном возрасте.

Таким образом, детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества.

2. Значение и виды игр

Игровая деятельность – это естественная потребность ребенка, которая основана на интуитивном подражании взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к работе, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игра представляет собой особый вид человеческой деятельности. Она возникает в ответ на социальную необходимость подготовить молодое поколение к жизни.3

Для игр, чтобы стать подлинным организатором жизни людей, их деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересной и значимой, если дети могут играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Для детей игра является второй воображаемой жизнью, которую они воплощают в реальную жизнь. Во время игры, дети все свои мечты и эмоции вкладывают в игровую деятельность, тем самым открывая центры воображения и анализа, которые развиваются для дальнейшего интегрирования в настоящую жизнь.

Каждый отдельный тип игры имеет много вариантов. Дети очень творческие. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Для них это всегда творческая и изобретательская деятельность.

Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, поэтому не классифицировались. Известный психолог Леонтьев А.Н., который утверждал: «... чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, в
которых он играет, а попасть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда разработка игры придет к нам в своем истинном внутреннем содержании».4

Самая распространенная теория игр в 19-20 веках:

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которой играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она даёт ребенку.5

З. Фрейд считал, что из-за чувства собственной неполноценности, ребёнок побуждается к игре.

Хотя эти объяснения игры кажутся разными, однако все эти авторы утверждают, что игра основана на инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.

Принципиально иной подход к объяснению игры русские и советские ученые:

А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский выступают за оригинальность игры как подлинно человеческой деятельности.

Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, а затем многие психологи и педагоги углубили анализ игры и строго научно объяснили этот вид детской деятельности.

Детские игры характеризуются следующими особенностями:

1. игра является формой активного отражения жизни окружающих людей ребенка.

2. отличительной особенностью игры является сам способ, которым ребенок используется в этой деятельности

3. игра, как и любая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей

4. игра – это форма творческого отражения реальности ребенком.

5. игра является оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность

7. дети в игре разносторонне развиваются, меняется и развивается также сама игра.6

Существуют различные виды игр: подвижные, дидактические, драматизации, конструктивные.

В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют желание жить вместе со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и деятельности взрослых.


Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста называли ролевые игры А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: прежде всего, с наблюдениями за окружающей жизнью, прослушиванием историй и разговоров со взрослыми.

Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть является социальной по своему происхождению. Появление игры связано не с действием каких-либо врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, и с появлением ролевой игры наступил новый этап в психическом развитии ребенка – дошкольный возраст. Б.Д. Эльконин подчеркнул, что удлинение детства происходит не путем построения нового периода над существующим, а своеобразным вклиниванием.7

Игра социальна не только по происхождению, но и по содержанию. Все исследователи, описывая ролевую игру, отмечали, что она оказала сильное влияние на окружающую ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении действий детей и взаимоотношений взрослых между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.

Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.8

Д.Б. Эльконин выделил в структуре ролевой игры такие составляющие, как сюжет – та сфера реальности, которая отражается в игре;

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры;

Сюжет и содержание игры воплощаются в роли;

Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм с минимизированной системы действий с четко определенными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Д.Б. Эльконин показал, что центральным компонентом сюжетно – ролевой игры выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.