Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 577
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В данном случае, можно согласиться с точкой зрения Крысановой Н.В., что речь идет об установленной законом специальной правоспособности отдельных видов юридических лиц [12, с. 13]. Так, например, кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом. При этом кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ст. 1, 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).
Аналогичные нормы действуют и в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий. Установление специальной правоспособности для этих юридических лиц, вызвано необходимостью осуществления эффективного государственного контроля за их деятельностью.
В силу абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). При этом право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иным правовым актом (абз. 2 ч. 3 ст. 49 ГК РФ).
Таким образом, правоспособность заключена в том, что юридическое лицо обладает гражданскими правами, которые соответствуют целям его деятельности и предусмотренным в учредительных документах, нести обязанности, связанные с этой деятельностью. Можно констатировать, что правоспособность юридического лица, возникшая с момента государственной регистрации юридического лица, не может быть реализована в полном объеме до совершения определенных действий (например, получения лицензии); она может расширяться и сужаться в период существования юридического лица.
2.3 Прекращение юридических лиц
Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица – ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.
Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):
-
слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация; -
присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность; -
разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование; -
выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций; -
преобразование организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.
Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [4]. Например, в п. 6.1 ст. 15 Закона N 208-ФЗ об АО подробно указано, какую информацию должно содержать уведомление о реорганизации. И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться не представленным.
Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица – это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.
Именно этим признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация – это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.
При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование публикация в специализированном издании – «Вестнике государственной регистрации».
Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие – правопреемство.
Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.
Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.
При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.
Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.
При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.
Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.
Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.
Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.
Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации – передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.
Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.
Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц. При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).
Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.
3 РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
На основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года была принята Концепция развития гражданского законодательства [1]. Главной её целью стало совершенствование норм гражданского законодательства. Необходимо было устранить пробелы и коллизии правовых норм. С тех пор Гражданский кодекс претерпел множество изменений, включая и то, что с 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон No 99-ФЗ [3], который в корне модернизировал систему юридических лиц.
Так, например, изменения коснулись самого понятия юридического лица. Если раньше, им признавалась организация, которая имеет в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении, а также отвечает по обязательствам указанным имуществом и может приобретать имущественные и личные неимущественные права, то в настоящее время были упразднены слова «оперативном управлении или хозяйственном ведении», вместо этого, юридическое лицо стало организацией, которое имеет обособленное имущество, а также несет гражданские обязанности и обладает гражданскими правами.
Благодаря внесенным изменениям, законодатель уточнил материально-правовой признак юридического лица – имущественную обособленность. Данный признак включает в себя два аспекта: внешний и внутренний. В первом
случае речь идет о разграничении имущества юридического лица и иных участников гражданского оборота, в том числе его членов, учредителей, во втором случае – о формировании имущественной базы юридического лица и обеспечении ее достаточности для осуществления организацией уставной деятельности.
Достаточно большие изменения претерпела классификация юридических лиц. Если раньше они делились на коммерческие и некоммерческие организации, то теперь деление происходит на ином уровне. В предыдущей редакции к некоммерческим организациям относились потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, учреждения, благотворительные и другие фонды. Список не являлся исчерпывающим, что свидетельствовало о возможности его дополнения. В настоящее время законодатель значительно расширил список некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, различные фонды, адвокатские и нотариальные палаты и так далее.
Кроме того, в части потребительских кооперативов уже подготовлены изменения в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 No 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Они вступили в силу с 1 января 2019 года. Так, законодатель исключает из видов потребительских кооперативов «садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы». Теперь они будут