Файл: Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования в условиях реализации фгос в мбоу средняя школа 11.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
организация
внеурочной деятельности и дополнительного образования в условиях
реализации ФГОС в МБОУ «средняя школа № 11»
г. Нижневартовска
Николаева Елена александровна,
заместитель директора по Вр Мбоу «сш м№11»
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход и реализация общеобразовательными учреждениями федеральных государственных образовательных стандартов. В нашем ОУ реализуется ФГОС НОО (1-4 кл.) и ООО (5-6 кл.), одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников. Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит обязательный раздел «Программа духовнонравственного развития и воспитания обучающихся», в который в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России включена программа внеурочной деятельности.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы и педагогов – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. Тем не менее воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. «Это приводит
к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни». Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, стала формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи стало осуществление
взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.
Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и стали возникать перед нашим ОУ проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня: не хватает свободных помещений для организации внеурочной деятельности, не достаточно ставок на дополнительное образование. Таким образом возникла необходимость использования возможностей учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Существуют и другие проблемы, с которыми мы столкнулись: отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие материальнотехнических условий; проблемы финансового обеспечения. В этой ситуации возникла необходимость в выявлении наиболее типичных социокультурных ситуаций, в условиях которых будет организовываться внеурочная деятельность, определении педагогических условий создания развивающей среды для воспитания и социализации и на основе полученных результатов – в разработке оптимальных моделей реализации внеурочной деятельности. В связи с этим в МБОУ «СШ №11» с 2010/11 учебного года началась экспериментальная работа по апробации вариативной модели организации внеурочной деятельности на основе диагностики индивидуальных потребностей детей.
В МБОУ «СШ №11» к моменту введения ФГОС НОО уже имелась неплохая база для развития внеурочной деятельности. Необходимо было соединить отдельные направления работы (учебную, воспитательную, дополнительного образования) в систему для создания развивающей среды по воспитанию и социализации младших школьников и выстроить её в соответствии с новыми подходами и требованиями к внеурочной деятельности.
Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности, вытекающей из особенности развития учреждения, было определено объединение ресурсов социума в интересах ребёнка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Данная идея определила стратегическую цель и задачи внеурочной деятельности ОУ.
Целью эксперимента стала разработка и внедрение механизма создания развивающей среды для социализации младших школьников в условиях внеурочной деятельности. На достижение цели направлено решение следующих задач:
1) изучить интересы и потребности обучающихся и их родителей;
2) создать условия для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей:
-
в образовательных мероприятиях школы и города (интеллектуальный марафон, предметные олимпиады, научно-практическая конференция), на областном, Всероссийском и Международном уровне (телекоммуникационные инициативы: олимпиады, викторины, проекты, конкурсы); -
в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования на базе как школы, так и внешкольных учреждений дополнительного образования (ЦДТ, музыкальная школа, художественная школа, ДК «Октябрь» и др.); -
в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих, гражданских акциях, конференциях); -
в экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ и внешкольных учреждениях культуры и дополнительного образования;
3) создать условия для реализации потенциальных возможностей и творческих интересов школьников на занятиях кружка «Цветной мир», «Фантазия» и участие в выставках;
4) повысить результативность работы по профилактике правонарушений, дезадаптации через осуществление информационно-организационного, нормативно-правового, психологопедагогического сопровождения средствами курса «ЮИД», кружка «Я-гражданин России» и др.;
5) разработать и реализовать систему мониторинговых исследований эффективности воспитательной работы в школе.
Что удалось сделать на сегодняшний день?
Для реализации задач проведена следующая работа:
1. Создана рабочая группа педагогов по организации внеурочной деятельности школьников.
Рабочей группой изучены основные документы ФГОС НОО, ООО, программы кружков и секций ОУ на соответствие требованиям ФГОС, проанализированы планы воспитательной работы с точки зрения возможности достижения воспитательных результатов первого и второго уровня.
2. Спланирована методическая работа учителей начальных классов, учителей -предметников по сопровождению введения ФГОС НОО, ООО.
3. Составлено в соответствии с требованиями ФГОС расписание занятий с целью реализации внеурочной деятельности.
4. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО, ООО и новыми тарифноквалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения.
5. Создана система стимулирующей оплаты труда.
6. Перераспределены ставки педагогов дополнительного образования для реализации часов внеурочной деятельности.
7. Пройдены курсы повышения квалификации учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов-предметников по проблемам внедрения ФГОС НОО, ООО.
8. Продумана система мероприятий, направленных на воспитание и социализацию школьников, в сотрудничестве с ЦДТ, «Патриот» и другими организациями города.
9. Разработаны и утверждены программы дополнительного образования детей интеллектуальной и патриотической направленности.
Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности и, в частности, выбора её содержательных направлений, ориентировались:
на запросы родителей, законных представителей;
на приоритетные направления деятельности школы;
учитывались интересы и склонности педагогов;
возможности образовательных учреждений дополнительного образования;
рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.
В ходе первого собрания родители определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации педагогов о целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых результатах.
Кроме того, была изучена занятость детей в учреждениях образования, культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей и формированию гражданской позиции школьников.
В целях расширения воспитательного пространства была разработана модель, основанная на интеграции начального, основного и дополнительного образования нескольких учреждений, находящихся в едином образовательном пространстве.
Были определены следующие формы сотрудничества:
-
проведение массовых мероприятий для параллелей, школы (спектакли театра, творческие выставки работ учащихся); -
эстетический всеобуч (проведение занятий, концертов силами преподавателей и воспитанников); -
занятия по выбору учащихся в секциях, студиях, ансамблях ОУ, ЦДТ, в др.; -
индивидуальное и коллективное участие в городских мероприятиях.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется через следующие составляющие:
оценку востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
сохранность контингента всех направлений внеклассной работы;
анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления
удовлетворённости воспитательными мероприятиями.
Мониторинг вовлечённости обучающихся во внеурочную деятельность, показывает 100% охват обучающихся.
Этих результатов позволяет достичь подобная интеграция:
-
формирование единого воспитательного пространства; -
социализация личности; -
формирование духовнонравственных качеств у школьников; -
развитие творческих способностей обучающихся; -
обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
Трудности, с которыми столкнулись учителя школы:
-
недостаточность разработанных программ по реализации духовнонравственного направления; -
нехватка знаний и опыта у учителей по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня; -
сложность перестройки мероприятий на обязательное достижение воспитательного результата.
Опыт школы является примером интеграции образовательного потенциала и ресурсов разных типов учреждений образования, культуры. Вся система работы по данному направлению призвана предоставить обучающимся возможность свободного выбора программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.
К моменту определения содержания экспериментальной деятельности до введения ФГОС НОО, ООО у школы уже сложился определённый опыт работы по организации активной деятельности обучающихся во внеурочное время. Программа развития школы содержала раздел «Развитие воспитательной системы в школе», структура работы педагогического совета школы предусматривала обязательное изучение вопросов, связанных с воспитанием обучающихся. Школа работала в режиме полного дня. Именно вторая половина дня позволяла на базе каждого класса функционировать группе продлённого дня, проводить индивидуальногрупповое консультирование, организовывать досуговую деятельность, психологопедагогическое сопровождение. У каждого школьника существовала возможность получения дополнительного образования. При подобной насыщенности содержания второй половины дня возникает риск перегрузить детей. Поэтому отметим, что охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности нашей школы, контроль и корректирование функционального состояния детей осуществляется систематически. На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления и обеспечению двигательной активности обучающихся.