Файл: Контрольная работа по дисциплине Правоведение План работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра «Правоведение»
Контрольная работа
по дисциплине
«Правоведение»
План работы
Конституция России – понятие, юридические свойства. Этапы конституционного развития России. Теоретико-правовые характеристики конституционного строя Российской Федерации……. | 3 |
Задание……………………………………………………………………… | 8 |
Правовое регулирование логистических и транспортных технологий… | 9 |
Список использованной литературы……………………………………… | 13 |
Конституция России – понятие, юридические свойства. Этапы конституционного развития России. Теоретико-правовые характеристики конституционного строя Российской Федерации
Конституция является основным законом государства, регулирующим обширную сферу общественных отношений, затрагивает интересы как общества в целом, так и граждан по отдельности. Конституции присущи определенные свойства, через реализацию которых можно определить ценность Основного закона
Традиционно выделяют такие свойства Конституции, как верховенство, стабильность, высшая юридическая сила, базовый характер
Верховенство. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Стабильность означает:
- возможность общественного правосознания усвоить основные правовые предписания;
- предсказуемость изменения права;
- отсутствие частых, поспешных изменений;
- определенность; традиционный характер;
- хорошая известность для населения;
- измеряемость и предсказуемость государственной хозяйственной деятельности;
- порождение чувства безопасности у субъектов и т.д.
Высшая юридическая сила Конституции РФ предполагает, что все иные нормативно-правовые акты, принимаемые на территории РФ, не могут противоречить Конституции России, а в случае такого противоречия подлежат применению положения Конституции РФ.
Базовый или учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности.
Конституция - центр правовой системы. Это означает, что охрана конституции осуществляется законодателем путем установления в самой конституции и в иных законах системы способов и средств предупреждения, пресечения и выявления нарушений конституции, средств защиты в целях восстановления действия принципов и норм конституции и привлечения к ответственности виновных в нарушении конституции. Защита конституции непосредственно связана с активными действиями заинтересованных и компетентных органов и лиц по осуществлению охраны конституции /13/.
Конституция РСФСР 1918 г. Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства как систему Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатуру пролетариата в форме Республики Советов.
В Конституции нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности. Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось так же создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.
Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп.
Третий раздел Конституции закреплял систему органов власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).
Конституция РСФСР 1925 года появилась по причине вхождения России и других независимых республик в СССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Последняя устанавливала, что «союзные республики в соответствии с ней вносят изменения в свои Основные законы».
По этой причине в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, который утвердил текст Конституции 1925 года, он упоминается как «измененный текст Конституции».
Конституция 1925 года не включала текст Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, но отмечала, что исходит из основных её положений и дублировала многие из них.
Конституция 1925 года заметно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, избавилась от положений о мировой революции и интересах всего человечества. Новый Основной закон стал более строгим с юридической точки зрения.
Конституция РСФСР 1925 года имеет некоторые особенности.
Во-первых, в ней отражен факт вхождения РСФСР в СССР. По предметам, которые были отнесены к компетенции Союза, на территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР.
Во-вторых, по причине образования субъектов РСФСР в её Конституцию были включены положения, которые определяли их статус и полномочия Федерации в отношениях с ними.
Конституция РСФСР 1937 года имеет ряд особенностей. Во-первых, она сохранила классовую сущность, воплощала диктатуру пролетариата.
Во-вторых, одной из особенностей Конституции РСФСР 1937 являлось то, что в ней впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан, которые включали широкий их перечень. Однако возможность воспользоваться политическими правами гарантировалась лишь в соответствии с интересами трудящихся и для укрепления социалистического строя.
В-третьих, устанавливалась руководящая роль коммунистической партии.
В-четвертых, Конституция РСФСР 1937 впервые утверждалась как конституция построенного социализма. В ней закреплялись все главные экономические основы социализма.
В-пятых, конституции данного этапа как правовые акты приобрели более совершенный юридический вид. В них были четко обозначены основные государственно-правовые институты и особенности их функционального назначения. Появились следующие главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».
В-шестых, в Конституции РСФСР 1937 года более развернуто установлены принципы её вхождения в СССР. Впервые в Конституции появилась норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР. В отдельной статье четко устанавливались предметы ведения РСФСР.
В-седьмых, в Конституции 1937 года заметно полнее отражено федеративное устройство РСФСР. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, была прописана норма о национальных округах.
Конституция РСФСР 1978 года ещё более откровенно подчеркивала роль коммунистической партии, которая провозглашалась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». В Конституции РСФСР 1978 года сохранялась классовая ориентированность демократии, которая называлась «социалистической демократией». Однако её рамки были существенно расширены. В Конституции был закреплен более широкий перечень прав граждан (например, введены право на жилище, право на охрану здоровья и т.д.). Впервые закреплялось положение, согласно которому наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни выносились на всенародное обсуждение и голосование. Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством /11/.
Конституционный строй РФ — это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами государства /112/.
К ним Конституция Российской Федерации относит:
- суверенитет народа;
- признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
- федерализм;
- республиканскую форму правления;
- разделение властей;
- правовое, демократическое, социальное, светское государство;
- политический плюрализм;
- социальное рыночное хозяйство;
- многообразие и равноправие форм собственности;
- признание и гарантирование местного самоуправления /1/.
Задача
Сотрудник организации Н. заявил о своем желании ходить в ежегодно оплачиваемый отпуск в летние месяцы, мотивируя свое желание наличием двух несовершеннолетних детей. Обязан ли работодатель предоставлять ему отпуск только в удобное для него время?
Решение
Данная ситуация разрешается нормами трудового законодательства (Трудовой Кодекс РФ) /7/. Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст.114). Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года. Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время (ст.123).
В удобное время предоставляют отпуск работникам:
- лицам, воспитывающим детей-инвалидов – ст.262.1
- работники, имеющие трех и более детей до 12 лет – ст.262.2
- работникам в возрасте до восемнадцати лет – ст. 267
Кроме этого, по желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя (ст.123).
В данный список не входит родитель двух несовершеннолетних детей.
Правовое регулирование логистических и транспортных технологий
Правовое регулирование логистических и транспортных технологий строится на нормативно-правовой базе федерального, регионального и местного уровня.
Как следует из положений пункта «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации, к ведению Российской Федерации относятся федеральные транспорт и федеральные пути сообщения /1/.
Транспортная Стратегия Российской Федерации предусматривает реализацию с долгосрочных целей развития транспортной системы до 2030 года и на прогнозный период до 2035 года /9/.
Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте хозяйствующих субъектов с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования /2/.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.