Файл: Практическое занятие Составление психологопедагогической характеристики на ребенка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
    1. Практическое занятие 1. Составление психолого-педагогической характеристики на ребенка

    2. Цель: углубление представлений и формирование практических умений по составлению психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста.

    3. Задание:

  1. Изучите содержание схемы составления психолого-педагогической характеристики на ребенка и пример написания характеристики.

  2. Составьте характеристику на ребенка, опираясь на предложенную схему. Схема пишется единым текстом, каждая новая мысль – с нового абзаца. Для образца ниже предложен приме пример характеристики на ребенка-дошкольника.
    1. Схема написания психолого-педагогической характеристики ребенка


1. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя Иванова Оксана Дмитриевна

Дата рождения 23.04.2019

Общее физическое развитие___________________________________________________

Состояние здоровья__________________________________________________________

Состав и особенности семьи__________________________________

2. Особенности жизни в семье.

а) взаимоотношения ребенка с родителями (с кем из родителей больше общается, к кому больше привязан);

б) организация деятельности ребенка в семье (чем чаще занимается ребенок, играют ли с ним, если да, то кто и во что); помогает ли ребенок взрослым, есть ли у него игрушки, кто их убирает, есть ли детский уголок.

  1. Игра – основной вид деятельности ребенка.

а) участие в играх: какие виды игр предпочитает ребенок (процессуальные или ролевые); если ролевые указать, какая сфера действительности (сюжет) привлекает ребенка – быт, труд взрослых, общественные события;

б) выполняемые роли в игре;

в) активность в игре – является ли инициатором игр или пассивным исполнителем замысла других детей;

г) продолжительность игры (провести специальные наблюдения); если ребенок прекращает игру раньше, чем товарищи, необходимо выяснить причину (на основе мотивировки самого ребенка, наблюдений воспитателя и собственных);

д) сопоставить поведение ребенка в разных видах деятельности (игровой, элементах трудовой и учебной деятельности, на музыкальных занятиях) – если позиции ребенка разные (степень уверенности), установить, чем обусловлено это различие.


  1. Особенности отдельных познавательных процессов.

а) уровень развития познавательных процессов ребенка ( на основе данных эксперимента);

б) уровень развития речи (диалогической, монологической, степень развития фонетической стороны речи (все ли произносит фонемы, умеет ли выделять в слове фонемы), словарный запас (большой , средний, небольшой) в сравнении с другими детьми, построение предложений).

  1. Особенности интересов дошкольника.

Перечислить все то, что интересует данного ребенка: слушание музыки, рисование, любит ли слушать других детей и взрослых, пытается ли сам рассказывать, как получается.

  1. Общая характеристика поведения.

а) особенности поведения (спокоен, сдержан или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость);

б) отношение к товарищам по группе (любит ли других детей, равнодушен, не любит), на чем строятся эти отношения;

Привести данные социометрического исследования.

  1. Особенности характера.

а) ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (жизнерадостность, общительность, настойчивость, эгоизм т.д.);

б) есть ли повышеннная обидчивость, упрямство, агрессивность, скрытность, замкнутость и пр.

в) преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное);

г) отношение к своим успехам и неудачам в разных видах деятельности (игре, занятиях и др.).

  1. Отношение к детскому саду и воспитателям.


а) любит бывать в детском саду, почему?

б) взаимоотношения с воспитателями (отношение воспитателей к ребенку, отношение ребенка к воспитателям, на чем строятся отношения); какой вид общения преобладает (деловой, познавательный, личностный);

в) приемы (способы) воздействия на ребенка со стороны воспитателя и результаты этого воздействия.
Психолого-педагогическая характеристика

Петров Лев Юрьевна, 5 лет.

Лев, 01.09.2018 года рождения. Детский сад посещает с сентября 2020 года. К условиям детского сада адаптировался быстро.

Общее физическое развитие и состояние соответствует норме.

В настоящее время Лев воспитывается и растет в полной семье. Большое участие в воспитании принимает бабушка: отводит в детский сад, на кружки, общается. Мальчик опрятный, ухоженный, достаточно легко идет на контакт, хотя требуется время для адаптации к новому человеку, обстановке. Поведение адекватное, эмоции неяркие, уравновешенные.



Самооценка несколько завышена, что соответствует возрастной норме. При этом Лев осознает, что у него имеются и положительные и отрицательные черты.

На занятиях активен, внимателен, проявляет интерес к выполнению предлагаемых заданий, обсуждению вопросов, усвоению нового материала. С удовольствием включается в совместную деятельность со взрослым, выражен познавательный интерес. При выполнении деятельности проявляет большой интерес к оцениванию его действий со стороны взрослого. Активный, работоспособный, темп работы умеренный. Работоспособность сильно зависит от степени привлекательности деятельности и успешности в ней. В случае неуспешности и отсутствии поддержки со стороны взрослого быстро устает, расстраивается, отказывается от выполнения. При наличии стимулирования в виде поощрения или объяснения взрослого охотно возвращается к деятельности.

Сформированы предпосылки учебной деятельности. Лев следует указаниям взрослого точно и быстро. В случае непонимания задает вопросы. Умения формируются быстро, легко переносит усвоенные знания и действия в новые условия. В ответах и действиях не подражает другим детям, выдвигает свои варианты, проявляет инициативу.

В самостоятельной деятельности предпочтение отдает конструированию из строительного материала, обыгрыванию созданных построек. Проявляет творчество. Любит читать и слушать, когда читают ему, любит играть в сюжетно-ролевые игры с другими детьми.

В сюжетно-ролевой игре предпочитает ведущие роли, самостоятельно придумывает сюжет. Длительность игры часто определяется тем, играет он один или с кем-то. При включении в игру сверстников-мальчиков длительность увеличивается. Любит подвижные игры.
Запас знаний и умений высокий. Высоко развита связная речь, легко формулирует свои мысли при диалоге и монологе. Запоминает быстро, надолго, объем памяти достаточный. Легко обобщает, сравнивает, анализирует, выделяет лишний предмет из предложенных, устанавливает смысловые связи по сюжетной картинке.

Поведение в группе адекватное. Лев коммуникабельный, достаточно быстро устанавливает контакт со сверстниками. В контактах устойчив, предпочитает общаться с определенным кругом сверстников, в
основном мальчиками, стремится к лидерству. Обидчив, особенно в ситуациях, когда не удовлетворяются его желания, ставятся на них запреты. Особенно сильно реагирует обидой на несогласие с его желаниями папы и его второй жены. В общении с воспитателями реже, сдерживает слезы, но надолго расстраивается. Объяснение ситуации, вводимых ограничений и нахождение с мальчиком в контакте помогает успокоиться быстрее.
Воспитатель

МДОУ «Детский сад № ____» ________________

Характеристика предъявляется по месту требования.