Файл: На уровне основного общего образования по пяти предметам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На уровне основного общего образования по пяти предметам – это математика,
информатика, физика, химия и биология – результаты определены на базовом и
углубленном уровнях. Кроме того, в стандарте нашли свое отражение вопросы
финансовой грамотности, вопросы навыков XXI века.
Обновлены в нем в части детализации и конкретизации образовательные
результаты.
Почему этот ключевой момент важен для всей системы образования? Дело в том, что
Стандарт является единственным государственным нормативно-правовым документом,
который создает нормирующий фундамент для других методических документов, по
которым работает вся система образования.
И вот одна из особенностей сформулированных, конкретизированных требований к
Стандарту заключается в том, чтобы не просто насытить конкретными результатами
Стандарт, но и в том, чтобы они были сформулированы в деятельностном ключе, вопервых, а во-вторых, в том, чтобы эти результаты были проверяемыми.
Стандарт сохраняет возможность дифференциации.
Это не просто декларация. Если в прежнем Стандарте основного общего образования
содержался тезис о возможностях дифференциации образовательных программ, то в
обновленном Стандарте эта возможность дифференциации появляется уже на уровне
двухуровневых результатов по 5 предметам: по математике, по биологии, химии,
информатике, и, соответственно, вот эти предметы лежат в основе естественно-научной
грамотности. И школа вправе выбирать уровень изучения таких предметов.
Детализации и конкретизации подверглись не только предметные результаты.
Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные и предметные.
В обновленном Стандарте результаты, связанные с личностными результатами и с
метапредметными, усилены и систематизированы. Усилены они в каком смысле: в смысле
конкретизации формулировок и четкой классификации этих образовательных результатов.
Если сегодня в Стандарте в отношении характеристики личностных результатов
присутствует 10 формулировок этих требований, то в обновленном Стандарте 36
требований, распределенных по всем направлениям воспитательной деятельности.
Воспитательная деятельность и личностные результаты сквозной нитью проходят через
обновленный Стандарт, эти вещи взаимосвязаны.
Программа воспитания и способы организации, способы реализации воспитательной
деятельности в образовательной организации не ограничены тем, что только через
программу воспитания достигаются личностные результаты. Каждый предмет в том числе
обладает воспитательным потенциалом.
Результаты достижения личностных результатов не являются предметом аттестации. Но
это не означает, что они не являются предметом оценки достижения образовательного
результата. Другое дело, что эта оценка, система оценивания достижения
образовательного результата, мы полагаем, и правильная эта позиция, как мы считаем, –
это должна быть функция педагога и школы. То есть система оценивания внутри школы
должна быть.
Несколько слов про метапредметные результаты. Сегодня в действующем Стандарте
основного общего образования и начального общего образования порядка 16
метапредметных результатов, которые даны единым списком, без систематизации,
без структурирования. В обновленном ФГОС три больших блока метапредметных
результатов:
это блок, связанный с базовыми логическими действиями, блок, связанный с базовыми
исследовательскими действиями, и блок, связанный с работой с информацией.
Это вот ключевой раздел, который называется «Овладение универсальными учебными
познавательными действиями».
Два других раздела также в меньшей степени соприкасаются с предметными областями и
с предметами, но в большей степени соприкасаются с личностными результатами. Это
универсальные коммуникативные действия, это действия, связанные с общением:
действия, связанные с совместной деятельностью, командной деятельностью и так далее.
И еще один блок – это универсальные регулятивные действия: самоорганизация и
самоконтроль.
Фактически в 2 раза увеличилось количество детализированных метапредметных
результатов. Вот такой детализации подверглись все три группы образовательных
результатов.
Обращаю внимание на формулировки. Вот эти отглагольные формы означают акцент на
деятельность, с одной стороны, и второй момент, все эти образовательные результаты
были сформулированы с учетом возможности их оценивания. Фактически, помимо того,
что необходимо было конкретизировать предметные результаты, нужно было их задать
таким образом, чтобы было понятно, как и с помощью чего их можно оценить.
В Стандарте вводится обязательность привлечения к реализации основной
образовательной программы в случае необходимости разных категорий
педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическое
сопровождение учебного процесса.
Раньше прямой такой нормы, прямого такого требования в кадровом обеспечении
Стандарта не было. Поэтому нужно очень внимательно посмотреть, насколько в данном
случае те программы, которые реализуются в образовательных организациях,
действительно нуждаются в таком вот кадровом аудите и в подкреплении реализации
программы специалистами, которые участвуют в истории, связанной с психологопедагогической поддержкой не только детей, не только родителей, но и педагогов. Для
особых категорий детей это очень важный момент и очень важный залог качества
реализации образовательной программы
В Стандарте вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним
школьным учебником по одному предмету на одного обучающегося.
Бумажным учебником. Если в прежнем Стандарте было «и/или», то есть технически было
возможно, имея возможность обеспечения доступом к электронному учебнику, эту тему
закрыть, вот этот Стандарт этого не позволяет. Плохо это или хорошо, можно спорить.
Нельзя спорить против факта о том, что сегодня в начальной школе до трети детей у нас с
проблемами со зрением. По большому счету, вот эта норма связана с тем, чтобы
ограничить взаимодействие на уровне начальной школы между ребенком и гаджетом.
2 июля 2021 года Президент подписал закон по внесению изменений в Закон «Об
образовании в Российской Федерации», и сегодня школа или учитель может не
разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а взять программу из реестра и
работать по ней. Кроме того, школа может использовать частично или полностью ту
документацию, которая содержится в примерной основной образовательной программе
, –
это календарный план-график, расписание – и тоже не разрабатывать что-то свое, а
пользоваться выверенными документами. Ну и третья составляющая конструкции – это
универсальные кодификаторы, которые разработаны Федеральным институтом
педагогических измерений, и которые могут использоваться для мониторинга в системе
образования как на федеральном уровне, так и для разработки образовательными
организациями измерительных материалов.
Вариативность остается, Закон об образовании никто не меняет, и, если учитель хочет
разрабатывать свою программу, никто ему препятствовать в этом не будет. Но для
большинства учителей мы создаем возможность пользоваться примерными рабочими
программами, разработанными авторитетными учеными-практиками для того, чтобы не
заниматься бюрократией, а иметь больше времени на профессиональное развитие, на
работу с детьми.
Примерные рабочие программы и создание единого образовательного
пространства
Примерные рабочие программы соответствуют требованиям федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивают:
• равный доступ к качественному образованию,
• единые требования к условиям организации образовательного процесса,
• единые подходы к оценке образовательных результатов.
Примерная рабочая программа по предмету даѐт представление о целях, общей стратегии
обучения и его результатах, о воспитании и развитии обучающихся средствами учебного
предмета.