Файл: Урок изобразительного искусства "Изображение пространства".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок изобразительного искусства

"Изображение пространства"

6-й класс

Цель: Познакомить с особенностями изображения пространства как одного из основных средств художественной выразительности в изобразительном искусстве.
Задачи:

Предметные:

- учиться показывать отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего мира и связь персонажей общим сюжетом;

- анализировать, выделять главное и обобщать, показывать возникновение потребности в изображении глубины пространства, определять понятие «точка зрения», сравнивать объекты по заданным критериям;

- использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи.

Метапредметные:

-учиться определять цель учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;

- планировать и организовывать свою деятельность;

- выбирать свои мировоззренческие позиции.

Личностные:

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- понимать значение знаний для человека.

Тип урока: Формирование новых умений

Методы и формы обучения: Беседа, репродуктивный, практический, творческий поиск, исследование; фронтальная, индивидуальная
ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

I Мотивационно-ориентировочный этап урока

- На прошлом уроке мы повторяли виды и жанры в изобразительном искусстве. Давайте вспомним, чтобы определить вид изобразительного искусства, на какой вопрос мы отвечаем? (Как изображено?)

- Какие виды изобразительного искусства вам знакомы? (Живопись, графика, скульптура)

- Какой вопрос мы себе зададим, чтобы определить жанр изобразительного искусства? (Что изображено?)

- С какими жанрами изобразительного искусства мы познакомились в течение этого года? (Натюрморт, портрет, анималистический жанр…)


Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется…(Пейзаж)
- Сегодня мы продолжаем изучение пейзажа, как жанра.
На прошлом уроке  мы  сформулировали определение пейзаж.
Итак, пейзаж – это ...(изображение природы).
II Поисковый этап урока

Что интересного из истории возникновения и развития жанра пейзажа вам запомнилось? Сегодня нам понятно, что пейзаж – это прежде всего изображение пространства. Но понимание способов изображения пространства было разным в различные эпохи.
Давайте обратимся к страницам учебника. За короткий промежуток времени вы должны прочитать заданную часть параграфа, рассмотреть иллюстрации и рассказать об особенностях изображения пейзажа конкретной эпохи.

Первый ряд изучает Эпоху Древнего Египта на стр. 142.

Второй ряд – эпоху Древней Греции и Древнего Рима на стр. 143.

Третий ряд – Искусство Средних веков на стр. 144.

На слайде размещены иллюстрации, перемещающие нас в эпоху Древнего Египта. Скажите, как изображали пространство мастера Древнего Египта? (никогда не показывалась иллюзия отдалённости, изображение было плоским, не вырывалось из плоскости стены, размер изображаемых фигур людей зависел от их социального статуса, фигура человека изображалась по канону – строгому правилу, принятому образцу).
На следующем слайде рассмотрите иллюстрации. Что можно сказать об особенностях изображения в Древней Греции и в Древнем Риме? (человек изображался более правдоподобно, в движении, между фигурами появились пространственные связи, а пейзаж в более поздних римских росписях лишь украшал изображение, не был единым, легко переходил в узор).
Рассмотрите иллюстрации на следующем слайде, а группа ребят третьего ряда нам расскажет об особенностях изображения пейзажа в эпоху Средневековья. ( В Средние века искусство стало преимущественно религиозным. Пространство иконы имеет свои законы. Оно приближается к молящемуся  человеку. Особенности обратной  перспективы).
III Систематизация и закрепление знаний

Сегодня предмет нашего разговора – перспектива. Приходилось ли вам раньше слышать это слово? Приведите примеры предложений со словом

перспектива. Что означает слово перспектива в изобразительном искусстве? (ответы учеников).

Давайте сформулируем понятие перспектива в изобразительном искусстве. Перспектива – это... (изображение пространства).( Слайд 4, А.М.Герасимов «Большак», 1912г.).
Слайд 5.В эпоху Возрождение в европейском искусстве возобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Посмотрите на картину итальянского художника Паоло Учелло «Охота в лесу», написанную в 1460 году. Как художник выстраивает картину, как строит пространство? (Художник намечает линию горизонта. Отмечает на ней точку схода, проводит к ней линии от переднего края листа. Персонажей картины располагает вдоль этих линий, постепенно уменьшая их размер) Слайд 6.
Перед нами примеры пейзажей с одной точкой схода на линии горизонта
(Слайды 7-10представляют нам фотографии с изображением перспективы;
Слайды 11-14 показывают  нам произведения великого пейзажиста России Исаака Ильича Левитана). Учащиеся  под руководством учителя кратко комментируют увиденное).

Рассмотрим пример пейзажа с двумя точками схода (Слайды 15-16. В. Ван Гог «Сад с цветами», 1888 г ). Учащиеся  под руководством учителя кратко комментируют увиденное).

Работа парах:

Попробуйте  сформулировать правила линейной перспективы.
(Правила линейной перспективы:
– предметы по мере удаления становятся меньше;
– линии, уходящие вдаль, сходятся на линии горизонта в точке схода.
(Слайд 17) слушаем выступления учащихся, которые аргументируют свою точку зрения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. Постановка художественной задачи.

Итак, представим, что пред нами лежит чистый лист бумаги. С чего мы начнём выполнять линейный рисунок пейзажа с одной точкой схода, применяя изученные нами правила линейной перспективы? Каковы ваши предложения? (Слайды 18 – 24).

Учащиеся предлагают:

- Проведём линию горизонта (желательно не на середине листа, чуть выше или ниже середины).

- Отметим на ней точку схода.

- Справа и слева  от края листа  проведём линии схода так, чтобы они встретились в точке схода на линии горизонта.

- Пусть слева на нашем рисунке с края от дороги будет располагаться полоска деревьев, справа – столбы линии электропередачи. Наметим первое дерево, первый столб.


- От их макушки проведём линии в точку схода, так мы определим высоту всех следующих деревьев и столбов.

- Теперь будем вписывать в получившийся размер столбы и деревья (надо предупредить учащихся, что нажим на карандаш должен постепенно ослабевать, это правила воздушной перспективы, подробное изучение которой состоится на следующем уроке).

Добавляем в композицию  другие детали: облака, дорожки по бокам, травинки, ветви, провода, фактуру дороги, а может это река?

Примеры подобных композиций на следующих слайдах (Слайды 25-26).

V. Практическая работа учащихся

Задание – создать линейную композицию, учитывая правила линейной композиции. Учащиеся работают индивидуально карандашом, предварительно выбрав горизонтальное или вертикальное положение листа.

VI.Рефлексивно-оценочный этап урока

Импровизированная выставка. Закрепление изученного в ходе обсуждения работ.

Домашнее задание:

Внимательно рассмотреть репродукцию картины П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» на с.145 в учебнике, ответить на вопросы на с.145, по желанию найти информацию о создании этого шедевра.

Самоанализ урока изобразительного искусства, проведённого Галициной Н.Н.

Урок   был проведён в 6а классе.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Изображение пространства », раздел «Человек и пространство в изобразительном искусстве».

Целью данного урока является: Познакомить с особенностями изображения пространства как одного из основных средств художественной выразительности в изобразительном искусстве.

 

Были определены задачи педагога:

1. Образовательные:

- учиться показывать отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего мира и связь персонажей общим сюжетом;

- анализировать, выделять главное и обобщать, показывать возникновение потребности в изображении глубины пространства, определять понятие «точка зрения», сравнивать объекты по заданным критериям;

- использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи.

2. Развивающие:

- развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;

- учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;

развивать речь учащихся; способность выдвигать гипотезы, приводить аргументы.

3. Воспитательные:

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;


-формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- понимать значение знаний для человека.
По типу урока - это урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии. (Открывают знания сами учащиеся в процессе самостоятельной  исследовательской деятельности)

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.  На уроке прослеживалась межпредметная связь: история, литература.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования шестиклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Структура урока соответствовала требованиям ФГОС:

1.     Ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

     2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

·        показывать отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего мира и связь персонажей общим сюжетом;

ученик получит возможность научиться:

·        выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

·        участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученик

·       проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·       понимает причины успеха в учебной деятельности