Файл: Подростковый возраст считается самым трудным, но в тоже время исключительно важным периодом для психического развития ребенка, формирования его личности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5
1
«Кто Я»
Способствовать осознанию особенностей своей личности (характер, темперамент); Способствовать формированию позитивного самоотношения, способности к рефлексии;
Обучать приемам аутотренинга.
1
2
«Мои сильные стороны»
Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга.
1
3
«Мои слабые стороны»
Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга.
1
4
«Мои ресурсы»
Создавать условия для выделения в себе черт личности, отличающихся от других, учить регулировать свое эмоциональное состояние.
1
5
«Моя инди -видуальность»
Создавать условия для формирования позитивного самоотношения; Развивать способность к рефлексии, обучать приемам аутотренинга.
1
II
Этап «Я во внешнем мире»
7
6
«Как я живу»
Способствовать самоанализу, развивать умение анализировать и определять составляющие своей жизни; Способствовать формированию умения выносить моральные оценки, анализировать ситуацию учить регулировать свое эмоциональное состояние
1
7
«Умение сказать «НЕТ»
Способствовать формированию умения различать хорошее и плохое; избегать опасных ситуаций; Создавать условия для формирования способности к волевому усилию.
Профилактика созависимого поведения.
1
8
«Цели маленькие и большие»
Создавать условия для формирования способности к целеполаганию; умения планировать поэтапно пути достижения цели; Способствовать осознанию Я - реального и возможности самосовершенствоваться в деятельности.
1
9
«Каким я хочу быть»
Способствовать самоанализу подростка, развивать умение определять и анализировать свои психологические характеристики;
Создавать условия для осознания возможного пути от Я реального к Я идеальному.
1
10
«Мое место в мире»
Расширять представления подростка о возможностях планирования профессионального пути, о взаимосвязи профессии и образа жизни человека; Способствовать пониманию учащимся возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям.
1
11
«Навыки общения»
Создавать условия для формирования конкретных социальных навыков и приемов межличностного взаимодействия.
1
12
«Люди с Марса. Люди с Венеры»
Создавать условия для осознания своей половой принадлежности, формирования адекватного образа мужчины и женщины.
1
III
Этап «Мир будущего»
3
13
«Что есть сегодня»
Способствовать анализу компонентов своей личности и жизненной ситуации.
1
14
«Что будет завтра»
Способствовать умению анализировать последствия своих действий; формировать понимание об ответственности за свое будущее; осознать наиболее значимые жизненные события и достижения и пути реализации этих целей.
1
15
«Мой путь Уникален»
Подвести итоги курса занятий; закрепить осознание своей уникальности и неповторимости.
1
Всего
15
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (Планы занятий).
1 Этап «Мой внутренний мир».
Занятие 1 «Кто Я»
Цель: Способствовать осознанию особенностей своей личности (характер, темперамент); Способствовать формированию позитивного самоотношения, способности к рефлексии;
Обучать приемам аутотренинга.
-Первичная беседа «Что ты знаешь о себе»
-Анкета «Мои предпочтения»
-упражнение «Кто Я»
-обучение аутотренингу
Занятие 2 «Мои сильные стороны»
Цель: Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга
-Рассмотри себя: мои плюсы, особенности организма, черты характера
-Беседа «Самый-самый»
-упражнение «Никто не знает, что я…»
-обучение аутотренингу
Занятие 3 «Мои слабые стороны»
Цель:. Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга.
-Беседа по терапевтической сказке «Щечка»
- Мои минусы: особенности организма, черты характера
-обучение аутотренингу
Занятие 4 «Мои ресурсы»
Цель: Создавать условия для выделения в себе черт личности, отличающихся от других, учить регулировать свое эмоциональное состояние.
-Беседа по результатам диагностических исследований «Темперамент, характер, способности»; обсудить понятие Скрытые возможности
-упражнение «Ласковое слово»
-учить регулировать свое эмоциональное состояние
Занятие 5 «Моя индивидуальность»
Цель: Создавать условия для формирования позитивного самоотношения; Развивать способность к рефлексии, обучать приемам аутотренинга..
-Беседа «Индивидуальность, в чем она?»
-упражнение «Мое качество»
-упражнение «Чем Я отличаюсь \Чем Я похож на других»
-проективное рисование «Мой путь»
-учить регулировать свое эмоциональное состояние
2 этап «Я во внешнем мире»
Занятие 6 «Как я живу»
Цель: Способствовать самоанализу, развивать умение анализировать и определять составляющие своей жизни; Способствовать формированию умения выносить моральные оценки, анализировать ситуацию учить регулировать свое эмоциональное состояние
-Беседа «Мой образ жизни»: обсудить вредные привычки, положительные моменты, активность/пассивность жизненной позиции
- проективное рисование «Вспомни и нарисуй САМЫЙ… день в твоей жизни»
-учить регулировать свое эмоциональное состояние
Занятие 7 «Умение сказать «НЕТ»
Цель: Способствовать формированию умения различать хорошее и плохое; избегать опасных ситуаций; Создавать условия для формирования способности к волевому усилию. Профилактика созависимого поведения.
-Беседа «Вредные привычки»
-упражнение «Контролируй эмоции»
-моделирование ситуации «Если бы не было норм»
-упражнение «Как сказать НЕТ»
Занятие 8 «Цели маленькие и большие»
Цель: Создавать условия для формирования способности к целеполаганию; умения планировать поэтапно пути достижения цели; Способствовать осознанию Я - реального и возможности самосовершенствоваться в деятельности.-Беседа «Жизненные цели и пути их достижения»
- «Дерево жизни» упражнение на осознание путей достижения целей, необходимости трудиться ради результата
Занятие 9 «Каким я хочу быть»
Цель: Способствовать самоанализу подростка, развивать умение определять и анализировать свои психологические характеристики; Создавать условия для осознания возможного пути от Я реального к Я идеальному.
-проективное рисование «Мой портрет в лучах солнца»
-упражнение «Профконсультация»
-упражнение «Ловушки-капканчики»
-учимся ставить цели
Занятие 10 «Мое место в мире»
Цель: Расширять представления подростка о возможностях планирования профессионального пути, о взаимосвязи профессии и образа жизни человека; Способствовать пониманию учащимся возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям.
-Беседа «Мое место в мире»
-упражнение «Самая-самая профессия»
-Мои задатки/Чего не хватает/Как развивать
-учимся ставить цели
-беседа-упражнение «Три судьбы»
-учимся ставить цели
- упражнение «Один день из жизни»
-упражнение «Защита профессии»
Занятие 13 «Навыки общения»
Цель: Создавать условия для формирования конкретных социальных навыков и приемов межличностного взаимодействия.
-Беседа по терапевтической сказке «Об одинокой рыбке»
-упражнение «Волшебный щит»
-упражнение «Принятие критики».
-упражнение «Преодоление обвинения»
-упражнение «Просьба о помощи»
-упражнение выражение благодарности»
-упражнение «Ведение переговоров»
-упражнение «Отстаивание своего мнения»
Занятие 16 «Люди с МАРСА. Люди с ВЕНЕРЫ»
Цель: Создавать условия для осознания своей половой принадлежности, формирования адекватного образа мужчины и женщины.
- Беседа «Идеальная женщина/Идеальный мужчина, кто они?»
-упражнение «Два в одном»
-«Спрашивайте-отвечаем»
-упражнение «Два мира»
-«Спрашивайте-отвечаем»
3 этап « Мир будущего»
Занятие 18 «Что есть сегодня»
Цель: Способствовать анализу компонентов своей личности и жизненной ситуации.
-Беседа «Расскажи о себе» (школьная жизнь, интересы, увлечения, достижения)
-упражнение «Незаконченные предложения»
-упражнения «Белое-Черное»
-проективное рисование «Я через 5 лет»
Занятие 19 «Что будет завтра»
Цель: Способствовать умению анализировать последствия своих действий; формировать понимание об ответственности за свое будущее; осознать наиболее значимые жизненные события и достижения и пути реализации этих целей.
-упражнение «Моя мечта»
-Создаем «Модель будущего»,
-проективное рисование «Я через 10 лет»
-Шаги к цели
Занятие 20 «Мой путь Уникален»
Цель: Подвести итоги курса занятий; закрепить осознание своей уникальности и неповторимости.
–Беседа «Самое ценное – жизнь! Ты ее хозяин!»
-Придумываем жизненный девиз и правила
-упражнение на развитие позитивного образа Я «Мой портрет в лучах солнца»
-Подведение итогов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
"Практикум по арт-терапии". Ред. А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2001.
Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е изд. / Под. ред. Б.Д. Парыгина. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2000 – 352с.
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. /Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2002 – 369с.
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1995.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М.,1990
Вальдес Одриосола. М. – "Арттерапия в работе с подростками".
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.Б. Драгуновой. - М., 1967.
Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.
Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". – СПб.: Речь, 2008.
Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". – СПб., 2002.
Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. — СПб: Питер, 2001. 5. Литягин А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов. — М.: HRC, 2004.
Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". – СПб.: Речь, 2003.
Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение / Н.И. Леонов - СПб: Питер, 2005, - 78 с.
Ментс М. Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб: Питер. 2001 – 208с.
Метафорическая деловая игра / Под ред. Ж. Завьяловой. — СПб: Речь, 2003.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 512с.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. -184 с.
Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Бахрах-М., 2000.
Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Знание, 1994.
1
«Кто Я»
Способствовать осознанию особенностей своей личности (характер, темперамент); Способствовать формированию позитивного самоотношения, способности к рефлексии;
Обучать приемам аутотренинга.
1
2
«Мои сильные стороны»
Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга.
1
3
«Мои слабые стороны»
Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга.
1
4
«Мои ресурсы»
Создавать условия для выделения в себе черт личности, отличающихся от других, учить регулировать свое эмоциональное состояние.
1
5
«Моя инди -видуальность»
Создавать условия для формирования позитивного самоотношения; Развивать способность к рефлексии, обучать приемам аутотренинга.
1
II
Этап «Я во внешнем мире»
7
6
«Как я живу»
Способствовать самоанализу, развивать умение анализировать и определять составляющие своей жизни; Способствовать формированию умения выносить моральные оценки, анализировать ситуацию учить регулировать свое эмоциональное состояние
1
7
«Умение сказать «НЕТ»
Способствовать формированию умения различать хорошее и плохое; избегать опасных ситуаций; Создавать условия для формирования способности к волевому усилию.
Профилактика созависимого поведения.
1
8
«Цели маленькие и большие»
Создавать условия для формирования способности к целеполаганию; умения планировать поэтапно пути достижения цели; Способствовать осознанию Я - реального и возможности самосовершенствоваться в деятельности.
1
9
«Каким я хочу быть»
Способствовать самоанализу подростка, развивать умение определять и анализировать свои психологические характеристики;
Создавать условия для осознания возможного пути от Я реального к Я идеальному.
1
10
«Мое место в мире»
Расширять представления подростка о возможностях планирования профессионального пути, о взаимосвязи профессии и образа жизни человека; Способствовать пониманию учащимся возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям.
1
11
«Навыки общения»
Создавать условия для формирования конкретных социальных навыков и приемов межличностного взаимодействия.
1
12
«Люди с Марса. Люди с Венеры»
Создавать условия для осознания своей половой принадлежности, формирования адекватного образа мужчины и женщины.
1
III
Этап «Мир будущего»
3
13
«Что есть сегодня»
Способствовать анализу компонентов своей личности и жизненной ситуации.
1
14
«Что будет завтра»
Способствовать умению анализировать последствия своих действий; формировать понимание об ответственности за свое будущее; осознать наиболее значимые жизненные события и достижения и пути реализации этих целей.
1
15
«Мой путь Уникален»
Подвести итоги курса занятий; закрепить осознание своей уникальности и неповторимости.
1
Всего
15
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ (Планы занятий).
1 Этап «Мой внутренний мир».
Занятие 1 «Кто Я»
Цель: Способствовать осознанию особенностей своей личности (характер, темперамент); Способствовать формированию позитивного самоотношения, способности к рефлексии;
Обучать приемам аутотренинга.
-Первичная беседа «Что ты знаешь о себе»
-Анкета «Мои предпочтения»
-упражнение «Кто Я»
-обучение аутотренингу
Занятие 2 «Мои сильные стороны»
Цель: Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга
-Рассмотри себя: мои плюсы, особенности организма, черты характера
-Беседа «Самый-самый»
-упражнение «Никто не знает, что я…»
-обучение аутотренингу
Занятие 3 «Мои слабые стороны»
Цель:. Способствовать формированию умения беспристрастно оценивать черты своего характера, учить осознанию своей индивидуальности, обучать приемам аутотренинга.
-Беседа по терапевтической сказке «Щечка»
- Мои минусы: особенности организма, черты характера
-обучение аутотренингу
Занятие 4 «Мои ресурсы»
Цель: Создавать условия для выделения в себе черт личности, отличающихся от других, учить регулировать свое эмоциональное состояние.
-Беседа по результатам диагностических исследований «Темперамент, характер, способности»; обсудить понятие Скрытые возможности
-упражнение «Ласковое слово»
-учить регулировать свое эмоциональное состояние
Занятие 5 «Моя индивидуальность»
Цель: Создавать условия для формирования позитивного самоотношения; Развивать способность к рефлексии, обучать приемам аутотренинга..
-Беседа «Индивидуальность, в чем она?»
-упражнение «Мое качество»
-упражнение «Чем Я отличаюсь \Чем Я похож на других»
-проективное рисование «Мой путь»
-учить регулировать свое эмоциональное состояние
2 этап «Я во внешнем мире»
Занятие 6 «Как я живу»
Цель: Способствовать самоанализу, развивать умение анализировать и определять составляющие своей жизни; Способствовать формированию умения выносить моральные оценки, анализировать ситуацию учить регулировать свое эмоциональное состояние
-Беседа «Мой образ жизни»: обсудить вредные привычки, положительные моменты, активность/пассивность жизненной позиции
- проективное рисование «Вспомни и нарисуй САМЫЙ… день в твоей жизни»
-учить регулировать свое эмоциональное состояние
Занятие 7 «Умение сказать «НЕТ»
Цель: Способствовать формированию умения различать хорошее и плохое; избегать опасных ситуаций; Создавать условия для формирования способности к волевому усилию. Профилактика созависимого поведения.
-Беседа «Вредные привычки»
-упражнение «Контролируй эмоции»
-моделирование ситуации «Если бы не было норм»
-упражнение «Как сказать НЕТ»
Занятие 8 «Цели маленькие и большие»
Цель: Создавать условия для формирования способности к целеполаганию; умения планировать поэтапно пути достижения цели; Способствовать осознанию Я - реального и возможности самосовершенствоваться в деятельности.-Беседа «Жизненные цели и пути их достижения»
- «Дерево жизни» упражнение на осознание путей достижения целей, необходимости трудиться ради результата
Занятие 9 «Каким я хочу быть»
Цель: Способствовать самоанализу подростка, развивать умение определять и анализировать свои психологические характеристики; Создавать условия для осознания возможного пути от Я реального к Я идеальному.
-проективное рисование «Мой портрет в лучах солнца»
-упражнение «Профконсультация»
-упражнение «Ловушки-капканчики»
-учимся ставить цели
Занятие 10 «Мое место в мире»
Цель: Расширять представления подростка о возможностях планирования профессионального пути, о взаимосвязи профессии и образа жизни человека; Способствовать пониманию учащимся возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям.
-Беседа «Мое место в мире»
-упражнение «Самая-самая профессия»
-Мои задатки/Чего не хватает/Как развивать
-учимся ставить цели
-беседа-упражнение «Три судьбы»
-учимся ставить цели
- упражнение «Один день из жизни»
-упражнение «Защита профессии»
Занятие 13 «Навыки общения»
Цель: Создавать условия для формирования конкретных социальных навыков и приемов межличностного взаимодействия.
-Беседа по терапевтической сказке «Об одинокой рыбке»
-упражнение «Волшебный щит»
-упражнение «Принятие критики».
-упражнение «Преодоление обвинения»
-упражнение «Просьба о помощи»
-упражнение выражение благодарности»
-упражнение «Ведение переговоров»
-упражнение «Отстаивание своего мнения»
Занятие 16 «Люди с МАРСА. Люди с ВЕНЕРЫ»
Цель: Создавать условия для осознания своей половой принадлежности, формирования адекватного образа мужчины и женщины.
- Беседа «Идеальная женщина/Идеальный мужчина, кто они?»
-упражнение «Два в одном»
-«Спрашивайте-отвечаем»
-упражнение «Два мира»
-«Спрашивайте-отвечаем»
3 этап « Мир будущего»
Занятие 18 «Что есть сегодня»
Цель: Способствовать анализу компонентов своей личности и жизненной ситуации.
-Беседа «Расскажи о себе» (школьная жизнь, интересы, увлечения, достижения)
-упражнение «Незаконченные предложения»
-упражнения «Белое-Черное»
-проективное рисование «Я через 5 лет»
Занятие 19 «Что будет завтра»
Цель: Способствовать умению анализировать последствия своих действий; формировать понимание об ответственности за свое будущее; осознать наиболее значимые жизненные события и достижения и пути реализации этих целей.
-упражнение «Моя мечта»
-Создаем «Модель будущего»,
-проективное рисование «Я через 10 лет»
-Шаги к цели
Занятие 20 «Мой путь Уникален»
Цель: Подвести итоги курса занятий; закрепить осознание своей уникальности и неповторимости.
–Беседа «Самое ценное – жизнь! Ты ее хозяин!»
-Придумываем жизненный девиз и правила
-упражнение на развитие позитивного образа Я «Мой портрет в лучах солнца»
-Подведение итогов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
"Практикум по арт-терапии". Ред. А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2001.
Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е изд. / Под. ред. Б.Д. Парыгина. СПб: Изд-во В.А. Михайлова, 2000 – 352с.
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. /Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2002 – 369с.
Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1995.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М.,1990
Вальдес Одриосола. М. – "Арттерапия в работе с подростками".
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.Б. Драгуновой. - М., 1967.
Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.
Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". – СПб.: Речь, 2008.
Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". – СПб., 2002.
Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. — СПб: Питер, 2001. 5. Литягин А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов. — М.: HRC, 2004.
Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". – СПб.: Речь, 2003.
Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение / Н.И. Леонов - СПб: Питер, 2005, - 78 с.
Ментс М. Ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб: Питер. 2001 – 208с.
Метафорическая деловая игра / Под ред. Ж. Завьяловой. — СПб: Речь, 2003.
Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 512с.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. -184 с.
Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: Бахрах-М., 2000.
Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Знание, 1994.