Файл: Министерство образования Российской Федерации Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансовопромышленный университет .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Российской Федерации
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Кафедра Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий имени профессора В. В. Дика
Тема №1. Информационные технологии и информационные системы.
Лабораторный практикум №1
Информационные процессы и информационные технологии
По дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности»
Направление подготовки: 38.03.01 Экономика
Профиль подготовки: Банковское дело
Квалификация выпускника: Бакалавр
Форма обучения: очная
Москва 2023
Лабораторный практикум №1
Информационные процессы и информационные технологии
Практикум выполняется в текстовом редакторе MS Word.
Цель работы: закрепить основные понятия информационных процессов; закрепить умение анализа и выделения информационных процессов в реальных ситуациях; применить информационные технологии при выполнении лабораторного практикума.
Теоретический материал.
В наиболее общем виде информационный процесс (ИП) определяется как совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).
Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.
В информатике к информационным процессам относят:
-
Поиск информации; -
Отбор информации; -
Хранение информации; -
Передача информации; -
Кодирование информации; -
Обработка информации; -
Защита информации.
Каждый из этих процессов распадается, в свою очередь, на ряд процессов, причем некоторые из последних могут входить в каждый из выделенных обобщенных процессов.
Поиск информации — один из важных информационных процессов. От того, как он организован, во многом зависит своевременность и качество принимаемых решений.
В широком плане поиск является основой познавательной деятельности человека во всех ее проявлениях: в удовлетворении любопытства, путешествиях, научной работе, чтении и т. п. В более узком смысле поиск означает систематические процедуры в организованных хранилищах информации: библиотеках, справочниках, картотеках, электронных каталогах, базах данных.
Успех вашего выбора в большой степени будет зависеть от того, как вы организовали поиск информации. Используйте разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения.
Методы поиска информации:
-
непосредственное наблюдение; -
общение со специалистами по интересующему вас вопросу; -
чтение соответствующей литературы; -
просмотр видео-, телепрограмм; -
прослушивание радиопередач и аудиокассет; -
работа в библиотеках, архивах; -
запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; -
другие методы.
В процессе поиска вам может встретиться самая разная информация.
Сбор информации. Любую информацию человек привык оценивать по степени ее полезности, актуальности и достоверности. После оценки какие-то полученные сведения могут быть отброшены как ненужные, какие-то, наоборот, оставлены на долгое хранение. То есть процесс поиска информации практически всегда сопровождается ее отбором. Всѐ это вместе называют процессом сбора информации.
Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причѐм многократно, необходимо еѐ хранить.
Хранение информации — процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации. Он имеет огромное значение для обеспечения поступательного развития человеческого общества (да и любой системы), многократного использования информации, передачи накапливаемого знания последующим поколениям.
Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счѐт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы – всѐ это служит целям хранения информации.
Различная информация требует разного времени хранения:
-
автобусный билет требуется хранить только в течение поездки;
-
программу телевидения — неделю; -
школьный дневник — учебный год; -
аттестат зрелости — до конца жизни; -
исторические документы — несколько столетий.
Основное хранилище информации для человека — его память, в том числе генетическая. Существует и «коллективная память» — традиции, обычаи того или другого народа.
Когда объѐм накапливаемой информации возрастает настолько, что еѐ становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного Рода вспомогательных средств (узелков «на память», записных книжек и т. д.).
С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения информации в пространстве и во времени.
Родилась документированная информация — рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры — древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы). Следующим информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объѐм информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для еѐ получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и пр.). В настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых, автоматизированных методов хранения информации с помощью электронных средств.
Компьютер и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа. Под документом понимается информация на любом материальном носителе (глиняные дощечки, бумага, киноплѐнка, магнитная лента, компакт-диск и т. д.), предназначенная для распространения в пространстве и времени (от лат. dokumentum — свидетельство. Первоначально это слово обозначало письменное подтверждение правовых отношений и событий).
Основное назначение документа заключается в использовании его в качестве источника информации при решении различных проблем обучения, управления, науки, техники, производства, социальных отношений.
Разумеется, чтобы этой информацией можно было воспользоваться, она должна быть формализована по определѐнным правилам, то есть, представлена в наиболее удобном для пользователей виде. Хранение информации необходимо для распространения еѐ во времени, а еѐ распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.
Передача информации. Практически любая деятельность людей связана с общением (человек -существо общественное), а общение невозможно без передачи информации.
В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приѐмник информации: первый передает информацию, второй еѐ принимает. Между ними действует канал передачи информации — канал связи.
Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приѐмнику. Кодирующее устройство — устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника информации к виду, удобному для передачи.
Декодирующее устройство — устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.
Пример. При телефонном разговоре:
-
источник сообщения — говорящий человек; -
кодирующее устройство — микрофон — преобразует звуки слов (акустические волны) в электрические импульсы; -
канал связи — телефонная сеть (провод); декодирующее устройство — та часть трубки, которую мы подносим к уху, здесь электрические сигналы снова преобразуются в слышимые нами звуки; -
приѐмник информации — слушающий человек.
В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи, влияющие на работу радиоприѐмника, искажение или затемнение изображения в телевизоре, ошибки при передаче по телеграфу. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации — криптология, широко применяющаяся в теории связи. Человечество придумало много устройств для быстрой передачи информации: телеграф, радио, телефон, телевизор. К числу устройств, передающих информацию с большой скоростью, относятся телекоммуникационные сети на базе вычислительных систем.
Обработка (преобразование) информации — это процесс изменения формы представления информации или еѐ содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными.
Рисунок 1. Виды информации.
Рисунок 2. Классификация носителей информации.
Рисунок 3. Свойства информации.
Информационная технология (информационные технологии) - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
Классификация информационных технологий.
Основная классификация информационных технологий, это классификация, по технологии обработки:
• Технологии обработки текстовой информации (текстовые редакторы, текстовые процессоры).
• Технологии обработки числовой информации (табличные процессоры).
• Технологии обработки графической информации (Графические редакторы, программы обработки векторной графики).
• Технологии создания и обработки базы данных (системы управления базами данных).
Все базовые информационные технологии делятся на три группы:
• Информационные системы.
• Офисные технологии.
• Телекоммуникации.
Требования к информационным технологиям:
• малая стоимость, находящаяся в пределах доступности для индивидуального покупателя;
• автономность в эксплуатации без специальных требований к условиям окружающей среды;
• гибкость архитектуры, обеспечивающая ее адаптивность к разнообразным сферам применения: в управлении, науке, образовании, в быту;
• "дружественность" операционной системы и прочего программного обеспечения, обусловливающая работу с ней пользователя без специальной профессиональной подготовки; • высокая надежность работы (более 8000 часов наработки на отказ).
Бизнес-процесс – это последовательность действий с использованием ресурсов, технических средств, материалов, управляющих методик, которая постоянно повторяется с целью создания продукта для потребителя.
В компании могут быть десятки чаще всего взаимосвязанных бизнес-процессов, каждый из которых имеет конкретную цель в виде производства и реализации продукта.
Задачи, решаемые с помощью бизнес-процессов