Файл: Рабочая программа по предмету Русский язык для обучающихся 4 класса (вариант 1 аооп) составлена в соответствии с требованиями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика учебного предмета
Описание места предмета в учебном плане
Личностные и предметные результаты освоения предмета
"Время листьям опадать"-16 часов
"Делу - время, потехе - час " (10 часов)
"Жизнь дана на добрые дела" (17 часов)
"Полюбуйся, весна наступает...-(14 часов)
"В мире волшебной сказки" –(16 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся 4 класса (вариант 1 АООП) составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- учебного плана МКОУ «Пироговская оош МО «Ахтубинский район».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника автор –составитель С.Ю. Ильина «Чтение» 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2- х частях- М.,
«Просвещение», 2019.
Цели и задачи
Обучение чтению направлено на достижение следующей цели: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Основными задачами обучения чтению в 3 классе являются:
-
научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух по слогам; -
учить понимать прочитанное; -
расширять и углублять знания обучающихся об окружающем мире; -
формировать положительные личностные качества учеников; -
развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом.
Общая характеристика учебного предмета
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Всезнания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Ведущими принципами обучения чтению являются обучение правильному, грамотному чтению, полному и последовательному пересказу в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.
Концентрическое построение курса связано с переходом от обучения чтению по слогам обучающихся 1-2 класса к последовательному переходу обучающимися 3-4 класса чтения целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разобраться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 4 классе обучающиеся читают целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса,
обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книги по интересу.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования в 4классе на 5 часов в неделю, всего 170 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные рабочей программой для второго класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в рабочей программе следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в Программа АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Личностные результаты:
-
положительное отношение к школе, к урокам чтения; -
проявление интереса к языковой и речевой деятельности; -
расширение представлений о многообразии окружающего мира; -
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.; -
первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; -
умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя; -
совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников; -
слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу; -
ориентироваться на странице, в тетрадях, альбомах; -
с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, учебных пособиях, учебных материалах; -
под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); -
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в тетрадях и учебных пособиях; -
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -
слушать собеседника и понимать речь других; -
оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений); -
принимать участие в диалоге; -
принимать участие в работе парами и группами; -
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;