ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНОО ВО «СИБИТ»

Выполнила работу: Баскакова Алина Андреевна

Омск 2023

Кейс. «Аквариус» меняет стратегию

Пионер российского компьютерного производства (правильнее говорить о компьютерной сборке) фирма «Аквариус Системе Информ» в апреле 1995 г. объявила о том, что она практически выходит из этого бизнеса и концентрируется на продаже в России зарубежных компьютеров. В связи с тем, что намечался выход на российский рынок таких известных производителей компьютеров, как фирмы «Фудзицу» и «Диджитал», «Аквариус» надеялась добиться успеха в сбытовом бизнесе. Компьютерное производство было решено законсервировать до тех пор, пока не сложатся предпосылки для возврата в «производственный» бизнес. Сборкой персональных компьютеров фирма «Аквариус» занялась в 1990 г. Тогда это было революционным начинанием. И не столько потому, что фирма «Аквариус», имевшая в то время статус СП, решила заняться производством, а не импортом компьютерной техники, как это делало подавляющее большинства советских компьютерных фирм, но и в первую очередь потому, что предприятие открыло свой завод по сборке компьютеров в г. Шуе Ивановской области. В те августовские дни 1990 г. было очень много восторженных отзывов и лестных высказываний по поводу начинания фирмы «Аквариус». Прогнозы были исключительно оптимистичными. Мощности завода в Шуе позволяли производить 10 тыс. компьютеров в месяц. В условиях социалистической экономики важно было вписаться в систему плановых поставок. Фирме «Аквариус» удалось заключить выгодный договор с СоюзЭВМкомплектом, осуществлявшим поставки персональных компьютеров в рамках всего Советского Союза. Далее эта цифра автоматически увеличивалась до 75 тыс. К весне 1991 г. завод вышел на производство 6 тыс. персональных компьютеров в месяц. Однако обвалившийся рубль и введение повышенных таможенных пошлин на комплектующие к компьютерам сделали совершенно невыгодным заключенный в рублях контракт с СоюзЭВМкомплектом. Фирма «Аквариус» пошла на разрыв контракта и уплату штрафов. После этого ей пришлось искать покупателей на рынке. Это заставило ее сократить производство до 1 тыс. компьютеров в месяц. Далее ситуация еще более усложнилась. В результате производство упало до 200-300 компьютеров в месяц, а число работников на заводе сократилось втрое: со 150 до 50 человек. Для
того чтобы завод работал безубыточно, необходимо было производить 1,5 тыс. компьютеров в месяц. Сбыт такого количества фирме был не под силу. Была сделана попытка начать производство кассовых аппаратов. Но эта попытка не дала желаемого результата; В условиях сокращения производства руководство фирмы пыталось сохранить кадры. Однако все-таки вынуждено было пойти на увольнение работников. В 1995 г. на заводе остались только квалифицированные сборщики, которые выполняют функции охранников и в случае появления заказов на компьютеры осуществляют их сборку. Трудности 1992 г. «Аквариусу» удалось преодолеть благодаря тому, что фирма пошла на диверсификацию. Переориентировав свой капитал с компьютерного производства на финансовую сферу, а также сферу торговли и строительства, фирма добилась того, что ее годовой оборот в 1993 г. составил примерно 100 млн. долл. При этом на долю компьютерного направления пришлась только четверть оборота, что было сравнимо с долей оборота в строительстве (20%) и меньше доли оборота, приходящейся на инвестиционные проект (32% всего оборота). Диверсификация деятельности привела к изменению организационной структуры. Вместо совместного предприятия «Аквариус» возникла группа из десяти практически самостоятельных фирм, действующих в отдельных сферах бизнеса, таких как строительство, компьютерный бизнес и др. Во главе группы стоит холдинговая компания, которая владеет контрольным пакетом акций.

Вопросы:


1. Насколько управление в фирме «Аквариус» может рассматриваться как стратегическое?


2. Каким образом фирма «Аквариус» добилась установления баланса с внешним окружением?


3. В какой мере «желания» фирмы были перечеркнуты изменениями во внешней среде?

1.

Обозначим первоначально некоторые теоретические аспекты вопроса, чтобы определить наличие черт стратегического управления в фирме Аквариус.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им своевременно реагировать на изменения, происходящие в их окружении.



Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкурентной борьбы за право обладания ресурсами, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Стратегическое управление - это управление, которое ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

В целом можно выделить следующие моменты, которые указывают на важность стратегического управления:

- в процессе определения стратегии дальнейшего развития тщательно анализируются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на компанию;

- появляется возможность использовать все свои сильные стороны целенаправленно;

- происходит увязка всех ресурсов и направление их на достижение стратегических целей;

- возможность действовать на опережение конкурентов;

- нейтрализация слабых сторон компании;

- использование возможностей внешней среды;

- мотивация для персонала;

- возможность сфокусироваться на решении определённого круга задач;

- возможность занять своё место на рынке;

- возможность адаптироваться к рыночной ситуации.

Стратегическое управление предприятием есть постоянный процесс из-за непрерывных изменений внутренней и внешней среды предприятия. Существуют различные модели процесса стратегического управления, но в целом все эти модели выделяют одни и те же стадии:
выработка миссии

постановка целей

проведение комплексного анализа (SWOT-анализ)

выбор стратегии

реализация выбранной стратегии


корректировка стратегии.


Безусловно, некоторые этапы стратегического управления на фирме не носят ярко выраженного характера.

В данном случае можно говорить, что управление носит стратегический характер. Владельцы бизнеса четко определили своевременности изменений в компании. Чтобы иметь возможность приспособиться к изменениям во внешней среде.

Ведь этим можно обозначить изменения в модели бизнеса, переориентацию на сбыт, формирования холдинга. Все подобные решения носят стратегический характер.

2

Баланс с внешним окружением был достигнут благодаря тому, что компания вовремя увидела все угрозы, происходящие во внешней среде и переориентировала модель бизнеса. Т.е. компания при помощи своих сильных сторон адекватно отреагировала на угрозы со стороны внешней среды.

Ведь переориентировав свой капитал с компьютерного производства на финансовую сферу, а также торговлю и строительство, фирма добилась того, что ее годовой оборот составил примерно 100 млн долл. При этом на долю компьютерного направления пришлась только четверть оборота, что было сравнимо с долей оборота в строительстве (20%) и меньше доли оборота, приходящейся на​ инвестиционные проекты (32% всего оборота).

Диверсификация деятельности привела к изменению организационной структуры. Вместо совместного предприятия «Аквариус» возникла группа из 10 практически самостоятельных фирм, действующих в отдельных сферах бизнеса, таких, как строительство, компьютерный бизнес и др. Их возглавила холдинговая компания, которая владела контрольным пакетом акций. 

Все эти меры позволили приспособить удачно к факторам внешней среды.

3.

«Обвал» рубля и введение повышенных таможенных пошлин на комплектующие к компьютерам сделали совершенно невыгодным заключенный в рублях контракт «Аквариуса» с «Союз ЭВМ комплектом». Поэтому и пришлось изменять модель бизнеса по этой внешней причине.

После этого фирме пришлось искать покупателей на рынке. Это заставило ее сократить производство до 1 тыс. компьютеров в месяц. Далее ситуация еще более усложнилась. В результате производство упало до 200—300 компьютеров в месяц, а число работников сократилось втрое — со 150 до 50 человек.