Файл: дивидендная политика компании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

кафедра Экономики предприятий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

ТЕМА: «ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА КОМПАНИИ»

Институт УРГЭУ Исполнитель Чебыкина

Направление Экономика Наталья Валентиновна КУ ЗЭП-16

Профиль Экономика предприятий

Дата защиты____________ Руководитель доцент

Оценка__________ Гиниятуллин Родион Нуриманович

Екатеринбург

2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

  1. Сущность дивидендной политики компании, ее содержание и задачи 4

  2. Типы дивидендной политики и формы выплаты дивидендов 6

  3. Оценка эффективности дивидендной политики компании 10

Заключение 14

Список использованных источников 15

Кейс 16

ВВЕДЕНИЕ

В данной контрольной работе мной будет рассмотрена тема « Дивидендная политика компании». На мой взгляд тема является очень актуальной и интересной. Актуальность в том, что грамотно выбранная дивидендная политика является важным рычагом деятельности организации. Все организации и компании в условиях конкуренции, быстро меняющейся ситуации во внешней среде, должны вырабатывать собственную стратегию для долгосрочного существования. Поэтому важно планировать финансовые результаты, которые обеспечат получение большей чистой прибыли с наименьшими затратами, а также дадут гарантии для дальнейшего развития компании и привлекут дополнительный интерес инвесторов.

Цель контрольной работы – рассмотрение и изучение влияния дивидендной политики на деятельность компании.

Для достижения поставленной цели в работе будут решаться следующие задачи:

- теоретическая основа дивидендной политики;

- влияние дивидендной политики на результаты хозяйственной деятельности предприятия»;

- типы и формы выплат дивидендов.

Предмет исследования – определение значимости дивидендной политики для организации.

Структура контрольной работы состоит из введения, основной части из трех глав, заключения. В основной части рассмотрены понятие и сущность дивидендной политики, типы , и формы выплат. В процессе написания работы мною будут использованы учебно-методическая литература, данные РБК о ПАО «ЛУКОЙЛ». Основные авторы, исследовавшие данную проблему Грэхем Б., Додд Д., П.Н. Брусов, А.М. Ковалевой, В. И. Терехин.

1.СУЩНОСТЬ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ

Под термином «дивиденд» понимается полученный акционером доход после распределения прибыли акционерного общества. В гражданском и правовом понимании дивиденды выплачивают исключительно акционерные общества, но в налоговом – дивиденды могут выплачивать любые юридические лица при распределении дохода среди участников такого предприятия.

Такие научные деятели как Галанов Владимир Александрович и Басов Анатолий Иванович под термином «дивиденд» понимают доход, который может получить акционер за счет части чистой прибыли предприятия, которая распределяется между держателями акций данного предприятия, в виде определенной доли их номинальной стоимости .

Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

На сумму получения дивидендов, а также их размер зависят от дивидендной политики организации. Свой значительный вклад в разработку теоретических основ дивидендной политики организаций внесли Ф.Модильяни, М. Миллер, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер.

Значение дивидендной политики заключается в том, что эта политика:

- оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;

- влияет на движение денежных средств организации;

- влияет на отношения между организацией и инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести к продаже акционерами своих акций, к снижению цен на акции и т.д.;

- влияет на сокращению или увеличению акционерного капитала.

Главной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

На основании главной цели дивидендная политика-это составная часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.[1, с.48]

Избранная дивидендная политика оказывает влияние на величину самофинансирования, структуру капитала, цену привлечения финансовых ресурсов, ликвидность и другие показатели.



Чем больше величина выплачиваемых дивидендов, тем меньше средств остаётся для реинвестирования в предприятие. Направление прибыли на нагромождение изменяет структуру собственного капитала. Курс акций прямо пропорциональный дивидендам и обратно пропорциональный процентной ставке при условии наличия альтернативных вложений капитала на рынке.

Чем выше уровень дивидендов, тем привлекательнее является предприятие для инвесторов. Однако слишком высокий уровень прибыльности может быть платой за высокие риски. Поэтому лучше выплачивать стабильные дивиденды. Отсутствие дивидендов или их нерегулярная выплата свидетельствуют о нестабильности деятельности предприятия, его низкую прибыльность, которая приводит к снижению рыночного курса корпоративных прав. Во время привлечения предприятием финансовых ресурсов их рыночный курс снижается и таким образом получение эмиссионного дохода становится проблематичным. Поэтому необходимо проводить дивидендную политику, направленную на повышение рыночного курса корпоративных прав.

Главные задачи дивидендной политики:

- выявление факторов, влияющих на решение относительно части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов, и прибыли, которая реинвестируется в предприятие;

- определение оптимального соотношения между распределенной прибылью и той, которая реинвестируется;

- оценка влияния решения относительно порядка распределения чистой прибыли на рыночную стоимость корпоративных прав и его инвестиционную привлекательность;

- определение оптимальной для предприятия величины уставного и собственного капиталов;

- согласование стратегии выплаты дивидендов с налоговым законодательством;

- выбор метода и формы начисления и выплаты дивидендов;

- оценка влияния дивидендной политики на решение конфликта интересов между владельцами, кредиторами и менеджерами предприятия.
2.ТИПЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМЫ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕДОВ
В теории финансов получили популярность три подхода к обоснованию оптимальной дивидендной политики:

- теория иррелевантности дивидендной политики или (Ф. Модильяни, М. Миллер, Ф. Блек);

- теория приоритетности дивидендов (Дж. Линтнер, М. Гордон);

- теория налоговой дифференциации (концепция минимизации налоговых платежей).

Теория иррелевантности дивидендной политики утверждает, что нет взаимосвязи между суммой дивидендов к уплате и рыночным курсом корпоративных прав, поскольку курс акций определяется действительными и будущими доходами предприятия и потенциалом их роста. Поэтому целесообразно отказаться от выплаты дивидендов и всю прибыль реинвестировать в предприятие.


Теория иррелевантности дивидендов основывается на таких предпосылках:

- отсутствие налогов;

- равную ценность для инвесторов как получение дивидендов, так и получение доходов от прироста капитала;

- отсутствие эмиссионных расходов;

- равнодоступность информации.

Теория приоритетности дивидендов основывается на том предположении, что выплата дивидендов влияет на рыночную стоимость корпоративных прав. Мелкие акционеры скорее заинтересованы получить реальные дивиденды в текущее время, чем ожидать изменения курса акций в будущем.

На практике принятие той или другой концепции относительно определения дивидендной политики зависит от многих факторов, в частности: условия деятельности предприятия, психологические особенности инвесторов, информационное обеспечение и т.д. Большой вклад в разработку теоретических основ дивидендной политики организаций внесли Ф. Модильяни, М. Миллер, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер.

Выделяют два теоретических подхода к значимости дивидендной политики для общей оценки стоимости компании: теорию отсутствия значимости и теорию значимости. Первая утверждает, что дивиденды не играют роли при определении стоимости компании, вторая – что дивиденды имеют большое значение для оценки компании.[3, с.124]

Суть теории отсутствия значимости в том, что стоимость компании определяется только ее способностью получать прибыль. Для акционеров нет разницы между получением дивидендов и ростом стоимости акций, который произойдет в результате реинвестирования прибыли. В рамках теории отсутствия значимости выделяют теорию Миллера и Модильяни, сторонники которой считают, что оптимальная стратегия в дивидендной политике, когда дивиденды начисляются после того как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли. Если целесообразно реинвестировать всю прибыль, дивиденды выплачивать не следует, если нет инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов.

Сторонники теории значимости (в частности, Гордон и Линтер) считают, что дивидендная политика влияет на стоимость компании. Каждая единица дохода, выплаченная в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше чем доход, который будет получен в будущем. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода.


Различают три подхода к формированию дивидендной политики компании:

1. Консервативный подход - выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и быстрыми темпами увеличивать стоимость собственного капитала, а значити рыночную стоимость акций. К нему относятся следующие виды политик:

- Остаточная политика дивидендных выплат

- Политика стабильного размера дивидендных выплат

2. Умеренный подход - компания пытается соблюдать баланс интересов акционеров, нуждающихся в дивидендных выплатах, и свои потребности в росте и сюда относится:

- Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды

- Агрессивный подход предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов.

- Политика стабильного уровня дивидендов

- Политика постоянного возрастания размера дивидендов

3. Агрессивный подход - прибыль в первую очередь используется на выплату дивидендов для поддержания инвестиционной привлекательности, высокого курса акций, а на развитие предприятия - по остаточному принципу.[3, с.158]

Порядок начисления и выплаты дивидендов регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах». В соответствии с последней редакцией в нормативно-правовой акт внесены поправки, касающиеся порядка начисления и выплаты дивидендов. Решение о выплате дивидендов принимается большинством голосов. По итогам общего собрания составляют протокол. В нем указывают присутствующих, повестку дня и принятые решения. Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.

Дивиденды= Сумма ЧП * % доля участника в УК (1) 

Таблица 2.1 - Ставки налогов на дивиденды в 2015 году

Получатель дивидендов

Вид налога

Ставка налога

Физические лица — налоговые резиденты (п. 4 ст. 224 НК РФ)

НДФЛ

с 2015 года — 13%, в 2014 году — 9%

Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами (п. 3 ст. 224 НК РФ)

НДФЛ

15%

Российские организации (пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ)

Налог на прибыль

13% с 2015 года, в 2014 году — 9%

Иностранные организации (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ)

Налог на прибыль

15%

Российская организация, которая как минимум 365 дней владеет долей, составляющей не менее половины уставного капитала компании — источника выплаты (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ)

Налог на прибыль

0%