ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источник [4, с.87]
-
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ
В процессе реализации дивидендной политики анализируются и прогнозируются разнообразные ситуации и варианты, оцениваются возможности предприятия на рынке. Квалифицированные варианты решений таких встающих перед предприятием проблем, как распределение активов предприятия с целью их максимально эффективного использования, позволяют надеяться на устойчивое финансовое положение предприятия в будущем.
Дивидендная политика рассматривает в процессе своего формирования и реализации, такие вопросы, как предпочтения акционеров между текущими и будущими доходами, влияние различных факторов на оценку капитала корпорации (акционерного общества), определяет оптимальное значение дивидендного выхода и схемы, формы и способы его выплаты.
Показатели оценки эффективности дивидендной политики:
- чистая прибыль, которая приходится на одну акцию, - рассчитывается путём деления суммы чистой прибыли, которая принадлежит владельцам простых акций, на количество простых акций;
- дивиденды на одну простую акцию - рассчитывается путем деления суммы объявленных дивидендов на количество простых акций;
- коэффициент ценности (цены) акций - рассчитывается путем деления рыночной цены одной акции на дивиденд на одну простую акцию;
- рентабельность акции - определятся в процентах и рассчитывается как обратно пропорциональная величина к коэффициенту ценности акций;
- коэффициент дивидендных выплат - рассчитывается как отношение суммы дивидендов к сумме чистой прибыли;
- отношение рыночного курса к чистой прибыли на одну акцию - показывает, сколько годовых прибылей на одну акцию нужно, чтобы окупились средства, вложенные в акцию;
Для оценки эффективности дивидендной политики используются следующие показатели:
Дивиденд на 1 акцию = дивидендный фонд / Среднее кол-во обыкновенных акций в обращении;
Ставка дивиденда = (Дивидендный фонд : Акционерный капитал) × 100%;
Доход на 1 обыкновенную акцию = Чистая прибыль / Среднее кол-во обыкновенных акций в обращении
Коэффициент «цена-доход» = Рыночная цена акции (курс) / Доход на 1 обыкновенную акцию
Дивидендный выход = Дивиденд на 1 акцию / Рыночная цена акции (курс)
Коэффициент выплаты дивидендов= Дивиденд на 1 акцию / Доход на 1 акцию
Проблеме формирования дивидендной политики во многих странах посвящены многие научные исследования и работы. Теоретические подходы к формированию дивидендной политики рассматривают с позиции воздействия на рыночную стоимость предприятия и благосостояние его акционеров.
Для того, чтобы сформировать удачную и успешную дивидендную политику, потребуется доскональное изучение факторов, которые на нее влияют. Факторы, которые влияют на дивидендную политику можно разделить на внешние и внутренние .
К внешним факторам, влияющим на дивидендную политику предприятия, относят те события и процессы, которые носят глобальный характер и на которые данное предприятие (акционерное общество) никак не может повлиять (например, инфляция, налогообложение). К внутренним факторам относят те процессы и события, на которые предприятие имеет возможность повлиять либо отрегулировать их (к ним относится стадия жизненного цикла компании, уровень готовности инвестиционных проектов, достаточное количество собственного капитала, стоимость привлечения заемного капитала).
Рассмотрю на примере ПАО «Лукойл» выплаты дивидендов за три года 2015-2017гг. Выплата конкурентных дивидендов акционерам Компании исторически является приоритетом ПАО «ЛУКОЙЛ». В 1994 году Компания одной из первых в России приняла практику ежегодной выплаты дивидендов, и в течение вот уже 20 лет непрерывно наращивает размер дивиденда на акцию. Начиная с 2012 года, ЛУКОЙЛ начал выплачивать дивиденды дважды в год - промежуточные и по итогам финансового года.
Для обеспечения максимальной прозрачности и прогнозируемости дивидендов в октябре 2016 года Совет директоров ПАО «ЛУКОЙЛ» утвердил новое Положение о дивидендной политике Компании.
Дивидендная политика ПАО «ЛУКОЙЛ» основывается на балансе интересов Компании и ее акционеров, на повышении инвестиционной привлекательности Компании и ее капитализации, на уважении и строгом соблюдении прав акционеров, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Компании и ее внутренними документами.
В документе также закреплены следующие основные принципы:
- приоритетность дивидендных выплат при распределении денежных потоков.
- обязательство направлять на выплату дивидендов не менее 25% консолидированной чистой прибыли по Международным стандартам финансовой отчетности, которая может быть скорректирована на разовые расходы и доходы.
- стремление ежегодно повышать размер дивиденда на одну акцию не менее чем на уровень рублевой инфляции за отчетный период.
Лукойл по праву считается одной из крупнейших нефтегазовых компаний планеты. На балансе компании находится 1% мировых доказанных запасов углеводородов. Компания захватывает весь спектр работ: от разведки и добычи нефти, до переработки и реализации. Внушительный штат компании включает в себя около 111 тысяч человек. Почти 17% добычи нефти в Российской Федерации обеспечивает компания Лукойл.
С 2001 года Лукойл стабильно выплачивает дивиденды. Из года в год компания старается наращивать объем дивидендных выплат и обеспечить максимальную отдачу для своих акционеров.
По итогам 2015 года акционеры Лукойла получили 112 рублей на одну акцию, при этом компания делала выплаты по итогам 9 месяцев 2015 года в размере 65 рублей. Таким образом всего в 2015 году было выплачено 177 рублей на акцию. Стабильная и перспективная компания является тяжеловесом на рынке ММВБ и имеется практически у каждого фонда в портфеле нефти и газа. По итогам 2016 года Лукойл выплатит 200 рублей на одну обыкновенную акцию.
Дивиденды Лукойла в 2017 году могут составить 230-250 рублей на акцию.
Таблица 3.1 – Дивиденды ПАО «Лукойл»
Период выплаты | Дивидент на 1 акцию, руб |
2017 (9 месяцев) | 85 |
2016 | 120 |
2016 (1 полугодие) | 75 |
2015 | 112 |
2015 (9 месяцев) | 65 |
Источник [www.rbc.ru/rbcfreenews/581355819a79472cb266b18e ]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Планирование дивидендной политики компании является важным рычагом деятельности организации. Проблема совершенствования существующей системы планирования становится еще более актуальной в условиях рыночных отношений. В данной контрольной работе при помощи литературы были рассмотрены понятие, сущность дивидендной политики компании , типы, формы выплат дивидендов.
Последовательная и понятная инвесторам дивидендная политика является необходимым элементом стратегии компании, ориентированной на долгосрочный рост капитализации. Четко обозначенная и выполняемая дивидендная политика подчеркивает репутацию компании в глазах инвестиционного сообщества, улучшает ее корпоративный имидж. К сожалению, пока немногие российские компании осознают это, а высокие дивиденды связаны не со стремлением компании дать инвесторам определенные сигналы, а с необходимостью покрытия с помощью дивидендных выплат финансовых потребностей собственников. К сожалению, не всегда у компании получается заплатить своим акционерам деньгами. Поэтому фирмы ищут альтернативные способы выплаты дивидендов. Так, дивидендная политика допускает выплату ценными бумагами. При желании инвесторы могут продать эти ценные бумаги, а могут воспользоваться ими в своих целях. У компании в данном случае можно насчитать множество различных преимуществ. Прежде всего, увеличивается количество ценных бумаг, улучшается их ликвидность, тем более что в принципе акционерные дивиденды имеют такую же ценность, как и денежные выплаты. Таким образом, сущность дивидендной политики заключается в выборе оптимального соотношения между долей прибыли отвлекаемой из оборота, т.е. выплачиваемой в виде дивиденда, и долей, которая направляется на расширение бизнеса. Цели и задачи по контрольной работе достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Грэхем Б., Додд Д., Анализ ценных бумаг, [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.e-reading.club/djvureader.php/107741/7/Kottl_-_Analiz_cennyh_bumag_Grema_i_Dodda.html 2012 880 с. -
Финансовая математика: Учебное пособие для магистров / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 480 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). -
Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. А.М. Ковалевой. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). -
Финансовый анализ. Управление финансами [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 639 с. -
Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник / А.А.Володин, Н.Ф.Самсонов и др.; Под ред. А.А.Володина - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 364 с -
Терехин, В. И. Экономическое обоснование управленческих решений [Электронный ресурс] : пособие по обоснованию и реализации проектов развития бизнеса / В. И. Терехин. - Рязань: РГРТУ, 2009. - 252 -
Дивидендная политика: теоретические аспекты и особенности в РФ [Управление корпоративными финансами, №4, 2007, стр.15] -
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/581355819a79472cb266b18e -
Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методол. Аспекты/ Г.В. Савицкая. – Москва:ИНФРА-М, 2012-271с. -
Системы управления эффективностью бизнеса: научное издание/Н.М. Абдикеев. Москва: ИНФРА-М, 2009-282с.
КЕЙС
Миссия компании Кораблика – всё необходимое для детей в возрасте от 0 до 7 лет по доступным ценам и c качественным уровнем обслуживания.
РЫНОК ДЕТСКИХ ТОВАРОВ:
Рынок детских товаров в 2018 году продолжит стагнировать, прогнозируют эксперты. Рост составит не более 1%. Стагнация реальных доходов населения и покупательской активности в сочетании со снижением рождаемости создают фон для продолжения стагнации в 2018 году. Тренд снижения рождаемости будет приводить к постепенному смещению фокуса с товаров для новорожденных на товары для более старших возрастных групп. Сегмент товаров для новорожденных после двузначного роста в 2016 году вырос в 2017 году всего на 5%. Объем рынка детских товаров в целом по итогам 2017 года, по оценкам Ipsos Comcon, достиг 529 млрд. руб (+1%). Наиболее защищенные сегменты это, по-прежнему, базовый гардероб в одежде и обуви и товары для образования. Российский рынок игрушек в 2018 году также может немного вырасти в стоимостном выражении, однако, очевидно, что этот рост будет неравномерным. В 2017 году объем рынка игрушек составил около 100 млрд руб. В 2018 году будет снижаться, к примеру, сегмент игрушек для малышей и дошкольников, поскольку количество детей этого возраста сокращается. Средняя цена одной игрушки, продаваемой на рынке, продолжит снижаться из-за переключения покупателей на менее дорогие продукты во всех сегментах рынка. По данным NPD Russia, в минувшем году средняя цена игрушки снизилась на 6%. Исследователи компании отмечают, что 2017 год в целом стал переломным, поскольку родители стали экономить. Однако теперь они пытаются не просто купить что-то подешевле, а ищут максимальный результат за предложную цену. Связано это в первую очередь со структурным изменением предложения, когда поставщики, почувствовав настроения покупателей, стали предлагать более качественные товары в нижнем ценовом сегменте, а во вторую — с проведением ритейлерами промоакций. Стоит отметить, что за счет промоакций и распродаж средняя цена на сопоставимую продукцию (игрушки) снизилась в 2017 году еще заметнее — на 15%. Сегмент детских товаров оказался более устойчив к кризисам, чем потребительский рынок в целом: продажи одежды снизились на 10%, обуви – на 13%. Выручка игроков на рынках бытовой и цифровой техники упала более чем на 20%. Также впервые за всю современную историю российской розницы продовольственный сегмент показал падение на 9,2%. Сектор же детского ритейла потерял всего 4,2%. Согласно данным исследования РБК, многие ритейлеры не смогли достичь плановых показателей по итогам 2015 года. Несколько компаний (впервые за многие годы) начали фиксировать падение выручки. Снижения оборота не избежала группа компаний «ГрандТойз», развивающая сети «Бегемот» и Toy&Toy. ООО «Мир мягкой игрушки», входящее в состав холдинга Алексея Молвинского, в 2015 году вышло на показатель выручки в 8 млрд руб. (в 2014 году он был на уровне 10,5 млрд руб.). Падением выручки закончил 2015 год и Imaginarium: согласно данным официальной отчетности компании, оно составило 5,3% (1058 млн руб.). Рисунок 1- Структура российского рынка детских товаров по каналам продаж Источник:[обзор РБК Исследования рынков товаров] Рисунок 2 – Ассортимент детских товаров, приобретаемых в интернет-магазинах. Источник [обзор РБК Исследования рынков «Розничные сети по продаже детских товаров 2016] Сложности в развитии Imaginarium и «Бегемот» объясняются существенным падением розничных продаж игр и игрушек: за год объем российского рынка сократился на 8,3%. Розничные продажи детских товаров снизились лишь на 5%. Довольно сложным год оказался и для сети детской и подростковой одежды Gloria Jeans. Ее выручка снизилась на 12,2%, составив по итогам прошедшего года 8,7 млрд. руб. Однако многие лидеры детского ритейла смогли довольно быстро адаптироваться к новым условиям, продиктованным кризисом. К числу подобных компаний в первую очередь относится сеть Hamleys. ЗАО «Леклер», компания, представляющая легендарную сеть детских игрушек в России, в 2015 году почти на 50% увеличила выручку. По итогам прошедшего года оборот компании составил 801 млн руб. Почти на 37% выросла выручка ПАО «Детский мир», достигнув показателя в 62,5 млрд руб. Итоги 2016 года для этой компании тоже могут быть неплохими: только за первые шесть месяцев оборот сети вырос на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Это позволило компании скорректировать заявленные ранее планы по развитию: вместо 50 магазинов отечественный ритейлер намерен открыть не менее 80 новых супермаркетов в текущем году. Ростом продаж более чем на 36% закончили прошедший год сети «Кораблик» и Rich Family. В 2015 году оборот компаний достиг показателей соответственно в 17,5 и 7,4 млрд руб. По данным РБК Исследования рынков на сентябрь 2016 года, в России работают 6379 сетевых магазинов по продаже детских товаров. Ключевыми регионами присутствия сетевых детских ритейлеров остаются Москва, Московская область и Санкт-Петербург, на которые приходится четверть всех действующих магазинов. В столице и области работают соответственно 999 и 560 розничных точек. Культурная столица немного отстает: в Санкт-Петербурге работают 457 сетевых детских магазинов. Специализированные детские магазины являются наиболее популярным каналом продаж детских товаров, так как они обеспечивают 49% оборота детской продукции в стране (около 686,5 млрд руб.). Согласно данным социологических опросов РБК Исследования рынков, доля россиян, совершающих покупки детской продукции в подобных магазинах, превышает 81%. В таких магазинах представлен широкий ассортимент товаров, а также можно получить квалифицированную помощь продавцов – этим обуславливается их высокая популярность. Последнее особенно актуально как для людей, приобретающих детские товары в подарок, так и для «начинающих» родителей. Посещаемость специализированных магазинов повышает и наличие привлекательных программ лояльности. Большая доля покупок детских товаров осуществляется через супермаркеты и гипермаркеты. В условиях кризиса их ассортимент несколько трансформировался. Для увеличения потока посетителей ритейлеры начали активно наращивать долю детских товаров в своем предложении. Подобная стратегия – антикризисная мера для супермаркетов и гипермаркетов, так как сегмент детских товаров продолжает пользоваться стабильным спросом в отличие от продуктов питания и иных товаров, ориентированных на взрослое население страны. Многие ритейлеры для увеличения сегмента детских товаров даже создают собственные торговые марки. Например, «Дикси» вывел на рынок продукцию собственной торговой марки BabyBoom, под которой сеть реализует подгузники, а в дальнейшем компания планирует добавить в линейку и собственную продукцию в категории детской гигиены. Согласно данным РБК Исследования рынков, супермаркеты и гипермаркеты обеспечивают 31% оборота детской продукции в стране, что в стоимостном выражении составляет 436,5 млрд руб. По оценкам РБК Исследования рынков, в текущем году ожидается рост онлайн-продаж детских товаров на уровне 7–8% (в реальном выражении), в то время как в целом по рынку аналогичный показатель вряд ли окажется выше 1%. Доля интернет-продаж детских товаров пока составляет не более 4–5% от оборота всего рынка. Объем продаж детских товаров в интернете в 2016 году оценивается агентством в 52,2 млрд руб.Все мероприятияНачало формы Конец формы |
-
Определите составляющие стратегического мышления руководства данной компании.
Позитивность – это осознанная фокусировка на возможностях при хорошем знании рисков и управлении ими. Также системность (тотальность, последовательность), перспективность.
Руководитель сети имел опыт работы управления, умел строить прогнозы, поэтому видел перспективность сети детских товаров.
-
Насколько предсказуемой представляется внешняя среда для руководства компании?
Руководство «Кораблика» считало что внешняя среда предсказуема, однако, они ошиблись. Несмотря на это, приняли решение идти дальше и открывать следующие магазины. Руководство решило обыграть «Детский мир» и «Банану- маму» выбрав формат «мягкого дискаунтера».
3. Какие критерии эффективности деятельности использует руководство компании?
К решению главных в кризис вопросов – как минимизировать издержки, выявить внутренние резервы для повышения эффективности и обеспечить дальнейший рост – сеть детских товаров «Кораблик» подошла с ИТ-утилитарностью. Компания реализует свою стратегию информатизации, исходя из передовых практик, фокусируясь на обеспечении непрерывности бизнеса и повышении его управляемости. В результате у руководства есть возможность анализировать ход всей деятельности «на лету» и контролировать ее из любой точки, независимо от местонахождения. Согласовывать документы и получать сведения о состоянии дел в сети можно с помощью интернет-браузера и мобильных устройств. А издержки на ПО и его поддержку снижаются за счет облачных решений.
4.Перечислите стратегические шаги выхода компании на рынок. Идентифицируйте изменение стратегических целей компании.
Сначала была выбрана стратегия снятия сливок: рынок детских товаров был свободен от большой конкуренции, можно было рассчитывать на стабильную прибыль ввиду роста рождаемости и отсутствия большого количества игроков. Здесь целями компании стали:
- наращивание прибыли.
Но вследствие появления новых и серьезных игроков на рынке, стали использовать стратегию контрольной точки. Стратегия заключается в достижении целевой прибыли при заданных объемах сбыта или заданной цене товара. Объем, позволяющий достичь целевой прибыли при установленной цене, называется контрольной точкой (break-even).
Метод основан на анализе безубыточности производства. Предприятие строит зависимости затрат (переменных, постоянных и суммарных) от объема производства, а также кривую дохода от реализации товара при заданных ценах. Точка пересечения кривой суммарных затрат предприятия и дохода от реализации и будет являться точкой безубыточности (рис. 3.2).