Файл: 1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т д.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа
Марков Илья Александрович
1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).
Специальная психология - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. Изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы аномального развития психики. Отдельное внимание уделяет изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, и детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе.
Методы специальной психологии во многом совпадают с аналогичными методами возрастной психологии, изучающей нормальное развитие, но они имеют свою специфику. Методы специальной психологии можно подразделить на три большие группы: методы исследования, методы профилактики и методы воздействия. В свою очередь, методы исследования состоят из методов сбора информации и методов ее обработки.
Методы профилактики
В специальной психологии психо-профилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений. Соответственно различают первичную, вторичную и третичную психо-профилактика.
2. Опираясь на лекцию «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:
Закономерности дизонтогенеза | Краткая характеристика |
Функциональная локализация нарушения | Различают два основных дефекта: частный и общий. Частный обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Нарушение частных функций нередко компенсируется сохранностью регуляторных и других частных систем. Общий связан с нарушением регуляторных систем как подкорковых, при дисфункции которых наблюдается снижение уровня бодрствования, снижение уровня психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства, отсутствие программирования и контроля действий. |
Время поражения | Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее недоразвитие функции, чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более вероятен распад структуры психической функции. |
Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом | Первичный дефект-нарушение, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни. Вторичный нарушения в силу аномального социального развития. |
Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии | В нормальном онтогенезе выделяется несколько типов межфункциональных отношений мозговых структур: явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи. Явления временной независимости функции характерны для ранних этапов онтогенеза, например, до двухлетнего возраста линии развития мышления и речи идут раздельно. |
Асинхрония развития | Противовес гетерохронии в норме, возникновение диспропорций в развитии. Асинхрония – искаженное диспропорциональное дисгармоничное психическое развитие, которое характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонии личности и психики в целом. |
3. Опишите депривационные феномены.
Депривационные феномены - многообразные изменения состояния сознания в следствие блокировки значимых психолого-физиологических потребностей человека. Термин «депривация» в буквальном смысле означает «лишение».
4. Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.
Сурдопсихология (лат. surdus — глухой) — раздел специальной психологии, изучающий закономерности психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха, а также изучающий возможности коррекции слуха в условиях специального обучения и воспитания. Предметом сурдопсихологии являются изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности. Задачи сурдопсихологии: Выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с нарушенным слухом по сравнению с людьми, имеющими сохранный слух; Изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом; Изучить закономерности развития личности людей с нарушенным слухом; Разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития детей с нарушенным слухом; Дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на людей с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интеграции людей с нарушенным слухом в общество, в частности проблемы интегрированного обучения
5. Опираясь на лекцию «Психологические особенности детей с нарушениями зрения речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.
Нарушения речи и зрения | Краткая характеристика |
Нарушения зрения | Ухудшение четкости зрения по определенной причине. Такие нарушения могут быть связаны с аномалиями рефракции и аккомодациями, либо с любыми глазными заболеваниями, приводящими к ухудшению остроты зрительного восприятия. |
Нарушения устной речи | Нарушение речи- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующее речевому общению человека. |
Нарушения письменной речи | К нарушениям письменной речи относится дисграфия – это патология, для которой характерно частичное или полное нарушение письменной функции. Это расстройство связано с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письменной деятельности. |
6. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития
Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления.
7. Дайте характеристику психологическим особенностям детей с комбинированными нарушениями.
Психологические особенности детей с комбинированными нарушениями. Органическое поражение центральной нервной системы и возникновение сложных дефектов, представляющих собой сочетание двух и более нарушений развития детей. Аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью.