Файл: Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новорожденный изначально беспомощен.

Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям

существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери.

Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адаптироваться к изменившимся условиям среды.

Для организма многих новорожденных сам процесс рождения - тяжкое физическое испытание, которое истощает его организм и создает ситуацию стресса.

Родившись и оправившись от потрясений, связанных с рождением, ребенок начинает жить в заданных условиях и развиваться в соответствии с врожденным потенциалом и с создаваемыми условиями.
Младенчество - период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.
Человеческое дитя родится совсем беспомощным. Долгое время новорожденный лежит не двигаясь, почти непрерывно спит, а в копоткие промежутки бодрствования слабо сучит ручками и ножками.
Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первый крик - результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик- это и первое проявление отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувство стеснения. В данном случае действительно невозможно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение- у новорожденного еще нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служат голод, мокрые пеленки и т.д
При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции - плач. Плач становится естественным выражением всякого рода страдания, идет ли речь о физической боли или (конечно, намного позднее) о душевном горе.
Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые достаточно определенные проявления положительной эмоции в виде улыбки удавалось наблюдать в конце первого -начале второго месяца жизни, причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Из
этого можно сделать вывод, что для возникновения положительной эмоции недостаточно одного только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при которых ребенок может испытать радостное переживание. Но само такое переживание вызвано получением впечатлений, связанных со взрослым.
Постепенно у ребенка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки.
Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством.
Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности.

Оно стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.
Ощущение, восприятие.

На 2-м месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение, отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяц наблюдается восприятие формы предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету. К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему, способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.



Память проявляется в форме запечатления и узнавания. После 3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня.

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. От 1,5 - 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом ребенок издает звуки – гуление.

К 6 - 7 месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков.

Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них, сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.
Сказать, с какого возраста у ребенка появляются мотивированные, т. е. осознанные действия, чрезвычайно трудно. 
Однако трудно представить, что на протяжении целого года ребенок живет как существо, активность которого проявляется только по типу «стимул-реакция».
Ребенок трех месяцев обладает не только витальными (пищевыми) потребностями, но и зачатком духовных: во взаимодействии со взрослыми, в интимно-личностном общении, в обмене положительными эмоциями. Уже в первые полгода жизни появляется потребность во внимании и доброжелательности взрослого.


Ребенок 3-х месяцев кричит во время подготовки к кормлению, поскольку ожидание для него непереносимо.

Однако, ко концу года, в той же ситуации, он может смеяться, предвосхищая удовольствие.



Ведущий фактор психического развития ребенка — потребность в общении, что включает в себя три основные потребности:

- потребность во впечатлениях — познавательные мотивы,



- потребность в активной деятельности — деловые мотивы,



- потребность в признании и поддержке — личностные мотивы.



В реальной жизни ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой.
Потребность в безопасности — это потребность ребенка в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре жизни, ее упорядоченности, наличии определенных привычек и правил. В зависимости от степени удовлетворения потребности в аффилиации у ребенка будет развиваться доверие или недоверие к другим людям и к окружающему миру вообще.
Потребность в информации или потребность в новых впечатлениях выражается в появлении у малыша зрительного сосредоточения, что в свою очередь способствует изменению поведенческих характеристик ребенка.

Познавательной потребность «толкает ребенка все шире и глубже входить в окружающую среду и овладевать ею».

Развитии эмоциональной сферы.
С первого года жизни на лице ребенка отражаются страх, удивление, страда­ние, удовольствие. Первоначально они связаны с удовлетворением базовых биоло­гических потребностей, но к концу года распространяются на бо­лее широкий круг явлений и на собственную деятельность ребенка. В первый год жизни младенцы реагируют также на проявление гнева или радости у других людей.



Эмпатия. Считается, что первичные эмпатические реакции ребенка на отрицательное состояние матери — тревогу, страх, огорчение — можно обнаружить в возрасте 2—3 месяцев. Они носят характер плача, двигательного возбуждения, отказа от пищи.
Уже к концу 1-го года жизни ребенок делает попытку утешить расстроенную мать. Он заражается отрицательным эмоциональным состоянием другого человека, поэтому вслед за одним ребенком в яслях начинают дружно плакать и все остальные.

* Возникновение и формирование осознания своего «Я» у ребенка происходит в результате его активного взаимодействия с окружающими.
* Появление возможности самостоятельного передвижения приводит к изменениям во взаимоотношениях с окружающими людьми, порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям и предметам окружающего мира.
* Младенец начинает связывать конкретные особенности внешности с образом «Я»
* Совершая какое-либо действие, младенец наблюдает за реакцией взрослых, познавая таким образом, что в его поведении является дозволенным.


Последовательность формирования «Я-концепции» .

Первые два месяца жизни у ребенка нет грани
между собой и миром.


Осознание своего тела приходит в 3-8 месяцев.

Воздействие на окружение начинается с 3 месяцев.

Выражение отношения к другим людям
наступает у ребенка с 7-8 месяцев.


Умение откладывать осуществление своих
«планов» на короткое время появляется с 8 месяцев.


Подражание окружающим людям и изучение
норм их поведения начинается с 6 месяцев.


Опережающая модель в самопроявлении — понимание того,
что от него ждут, наступает в 12-18 месяцев.


Внешний Я-образ (узнает себя в зеркале, на фотографии)
формируется с 8 месяцев.

К концу младенчества на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в этом мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта, которое происходит в раннем детстве.