Файл: Учебнометодическое пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 955

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РОСЗДРАВ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ


Физиология

пищеварения и обмена веществ
Учебно-методическое пособие

для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы

студентов лечебного и педиатрического факультетов



Хабаровск 2009

Составитель: д.м.н. Е.Н.Сазонова

Рецензенты:

к.м.н. И.Г.Яковенко

к.м.н. Н.В.Фирсова

«….Точное знание судьбы пищи в организме должно

составить предмет идеальной физиологии будущего»

(Нобелевская речь И.П.Павлова, 1904)
МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗДЕЛА

Нормальная деятельность пищеварительной системы обеспечивает устойчивый состав внутренней среды (гомеостаз), поддерживает обмен веществ на оптимальном уровне, что является важным условием здоровья. Нарушение любого звена системы пищеварения неизбежно отражается на состоянии организма в целом. Понимание механизмов физиологических процессов пищеварения является основой для клинической практики и профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.
В результате изучения раздела «Физиология пищеварения» студент должен ЗНАТЬ следующие вопросы:

  1. Характеристика функциональной системы питания. Системные механизмы голода и насыщения.

  2. Пищеварение, его значение. Функции пищеварительного тракта. Типы пищеварения в зависимости от происхождения и локализации гидролиза, развитие их в онтогенезе.

  3. Состав и физиологические свойства слюны. Методы исследования слюноотделения у человека и животных.

  4. Пищеварение в полости рта. Саморегуляция жевательного акта. Мастикациография.

  5. Глотание, его фазы, саморегуляция этого акта. Функциональные особенности пищевода.

  6. Методы изучения секреторной функции желудка у человека и животных.

  7. Функциональная система, обеспечивающая саморегуляцию желудочной секреции. Характеристика фаз регуляции.

  8. Экспериментальные методы исследования фаз регуляции секреции желудочного сока.

  9. Моторная функция желудка. Механизмы регуляции моторики желудка, эвакуации содержимого из желудка в двенадцатиперстную кишку.

  10. Адаптация желудочного сокоотделения к различным условиям питания. Анализ кривых желудочного сокоотделения при употребления хлеба, мяса и молока.

  11. Состав и функциональные свойства сока поджелудочной железы. Нервно-гуморальные механизмы регуляции панкреатического сокоотделения.

  12. Состав, свойства и функции сока поджелудочной железы. Методы исследования секреторной функции поджелудочной железы у человека и животных.

  13. Состав и функции желчи. Регуляция желчеобразования и желчевыделения. Методы исследования желчеобразования и желчевыделения у человека и животных.

  14. Печень как полифункциональный орган: участие в обмене, пищеварении. Механизм регуляции желчеобразования и желчевыделения.

  15. Пищеварение в тонком кишечнике. Полостной и мембранный гидролиз пищевых веществ в различных отделах тонкой кишки.

  16. Всасывание веществ в различных отделах пищеварительного тракта. Виды и механизмы всасывания веществ.

  17. Моторная деятельность тонкой кишки, нервные и гуморальные механизмы ее регуляции.

  18. Характеристика пищеварения в толстом кишечнике. Функциональная система акта дефекации.

  19. Характеристика двигательной функции желудка и кишечника, методы исследования этой функции у человека и животных.

  20. Характеристика основного обмена, методы определения величины основного обмена, значение его определения в медицинской практике.

  21. Основной и рабочий обмен. Характеристика прямой и непрямой калориметрии.

  22. Определение дыхательного коэффициента, его физиологический смысл и использование в методе непрямой калориметрии.

  23. Энергетический баланс организма. Характеристика понятий: рабочий обмен, валовый обмен, а также энергетических затрат человека при различных видах труда.

  24. Физиологические нормы питания, принципы составления пищевых рационов.



Профильные вопросы по «Физиологии пищеварения и обмена веществ» для студентов педиатрического факультета:

  1. Становление функциональной системы питания в онтогенезе.

  2. Особенности состава и физиологических свойств слюны у детей раннего возраста.

  3. Функциональные особенности пищевода у детей.

  4. Особенности становления функциональной системы акта дефекации в детском возрасте.

  5. Особенности всасывания различных веществ у детей грудного возраста.

  6. Особенности состава и функции желчи в раннем возрасте.

  7. Особенности основного обмена у детей.


Рекомендуемая литература

  1. Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2000. – В 2-х томах.

  2. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – 1985.

  3. Н.А.Агаджанян, В.М.Смирнов. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов. – 2007.

  4. В.И. Филимонов Руководство по общей и клинической физиологии. - 2002.

  5. Нормальная физиология / Под ред. В.Н. Яковлева. - 2006. - В 3-х томах.

  6. Физиология человека / Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса. – 2004. – В 3-х томах.

  7. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. - 1999.

  8. Фундаментальная и клиническая физиология / Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.Г.Камкина и А.А.Каменского. – 2004.


Занятие № 1

Понятие о пищеварительном конвейере.

Общая характеристика функционирования

желудочно-кишечного тракта.

Пищеварение в ротовой полости.

Цель занятия: сформировать представление о конвейерном принципе организации пищеварительной системы; познакомиться с основными механизмами регуляции пищеварительных процессов; изучить начальные этапы пищеварения: секреторный и моторный компонент пищеварения в ротовой полости, роль пищевода в функционировании пищеварительного конвейера.
В результате изучения темы студенты должны:

Знать:

Уметь:

Сущность конвейерного принципа организации пищеварительной системы

Рисовать схему пищеварительного конвейера

Процессы, происходящие на начальном этапе пищеварения (в полости рта): жевание, глотание, слюноотделение

Рисовать схему рефлекса жевания, оценить мастикациограмму

Роль слюны в процессе пищеварения

Рисовать схему слюноотделительного рефлекса



Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ:

  • Лекционный материал.

  • Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2000. - Т. 2 – с. 8-43

  • Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого. – 1985. – с. 325-344

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  • В.И. Филимонов Руководство по общей и клинической физиологии. - 2002. – с. 672-683, 701-706.

  • Нормальная физиология. В 3-х т / Под ред. В.Н. Яковлева. - 2006. - Т.2. – с. 159-164, 165-173, 178-181.

  • Физиология человека / Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса. – 2004. - Т.3. – С. 740-744, 752-756.

  • Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. К.В.Судакова. - 1999. - с. 272-276.


Дополнительная информация:

Исследование слюны

Исследование слюны (саливодиагностика) в настоящее время считают перспективным методом лабораторной диагностики. Даже кратковременные и незначительные химические и метабо­лические нарушения в организме способны изменять свойства слюны.

По сравнению с анализом крови, забор материала осуществляется намного быстрее и легче. Процедура взятия крови на анализ - само по себе достаточное серьезное вмеша­тельство, к нему прибегают в случае крайней необходимости, особенно если речь идет о детях. Помимо этого, существует определенная категория людей, которые по религиоз­ным убеждениям не могут быть протестированы обычным методом. При заборе слюны, в отличие от анализа крови нет необходимости в мероприятиях по предотвращению инфи­цирования. Другим несомненным достоинством слюны является легкость хранения и транспортировки, а также возможность сбора в любом необходимом количестве.

Одной из проблем исследования слюны является то, что она может быть загрязнена другими веществами, находящимися в полости рта, такими как остатки пищи, продукты распада эпителиальных клеток слизистой ротовой полости. Поэтому сбор материала осуществляют обычно в стандартизированных условиях: например, через 2 часа после зав­трака, после 3-кратного полоскания полости рта теплой водой.

Возможно проведение цитологического анализа слюны (анализ клеточного состава), биохимического анализа, метода кристаллизации (тезиокрис-таллоскопический анализ слюны); хемилюминесцентное исследования слюны.

Слюна помогает в диагностике:

Стоматологических заболеваний ротовой полости.
Многочисленными экспе­риментальными и клиническими исследованиями установлена взаимосвязь между свой­ствами слюны (рН, содержанием фосфора и кальция) и интенсивностью кариеса.

Заболеваний слюнных желез. При генетическом заболевании муковисцидозе все экзокринные железы организма (в том числе и слюнные) выделяют секрет повышенной вязкости. Поэтому анализ состава слюны является одним из наиболее информативных методов диагностики муковисцидоза.

Заболеваний желудочно-кишечного тракта. Показана однотипность патологиче­ских изменений в слизистой ротовой полости и других отделах пищеварительного тракта. Наличие патологического процесса в ЖКТ, независимо от места его локализации, отража­ется в особенностях биологической жидкости ротовой полости. Так, по слюне можно про­водить экспресс-диагностику язвенного поражения желудка и двенадцатиперстной кишки

Инфекционных заболеваний. Исследование слюны может быть информативным тестом диагностики вирусного гепатита В и С, ВИЧ-инфекции. В отличие от обычных методик, он позволяет получить результат не за несколько часов, а всего лишь за 20 ми­нут.

Аллергической патологии. Повышенное содержание иммуноглобулина Е в слюне свидетельствует о наличии аллергической реакции

Системных генетических заболеваний. Разработан метод, позволяющий про­анализировать содержащуюся в слюне ДНК. Разработанный метод анализа ДНК в слю­не настолько чувствителен, что 1 мл слюны достаточно для проведения более ста от­дельных тестов. По составу слюны может быть выявлена генетическая предрасположен­ность к таким заболеваниям, как пародонтоз, болезнь Альцгеймера, рак груди и т.д.

Эндогенной интоксикации. Метод определения уровня токсинов в слюне может широко использоваться для анализа уровня интоксикации больных с почечной недоста­точностью. Этот метод особенно ценен для динамического наблюдения за истощенными, ослабленными больными, поскольку позволяет избежать повторных заборов крови для исследования.

• Анализ слюны используется для определения содержания в организме некото­рых гормонов и биологически активных веществ,
например, мужского полового гор­мона тестостерона. В отличие от измерения тестостерона крови, которое обычно отражает уровень и связанного, и несвязанного гормона, исследование слюны показывает только уровень несвязанной, т. е. биологически активной части этого гормона.

• Состав слюны может быть использован для оценки содержания в организме медикаментов, алкоголя, наркотиков. В некоторых странах используется мгновенное исследование слюны водителя на предмет выявления в ней запрещенных наркотических препаратов.

Оценка эмоционального состояния человека. Показано, что состав слюны может быть существенным образом связан с стрессовым состоянием человека. Так, уро­вень амилазы в слюне повышается с увеличением частоты сердцебиения человека в стрессовой ситуации.

• Исследование слюны широко используется в криминалистике. Так, в США лица, подозреваемые в совершении преступления, обязательно проходят исследование слюны.
Мастикациография

Мастикациография - регистрация движений нижней челюсти при жевании. Метод позволяет оценить рефлекторную деятельность различных групп мышц, осуществляющих движение нижней челюсти.

Мастикациограмма состоит из следующих друг за другом волнообразных кривых (жевательных волн), каждое из которых имеет восходящее звено (формируется при опускании нижней челюсти) и нисходящее колено (образуется при подъеме нижней челюсти). Между волнами во время остановки нижней челюсти при смыкании ее с верхней могут регистрироваться «петли смыкания» (паузы). Они находятся выше уровня покоя, если нет плотного контакта между челюстями, и ниже уровня покоя, если челюсти сомкнулись. Наклон колен зависит от скорости перемещения нижней челюсти. Чем тверже пища, тем более пологим будет нисходящее колено (больше сопротивление пищи). При остановке нижней челюсти во время движения, на колене появляется ступенька. Комплекс жевательных волн, отражающий пережевывание отдельного куска пищи отведения ее в рот до глотания, называют жевательным периодом.

В каждом жевательном периоде выделяют 5 фаз:

1. Фаза покоя – нижняя челюсть неподвижна (прямая линия мастикациограммы).

2. Фаза введения пищи в рот – нижняя челюсть опускается (восходящее колено максимальной амплитуды).