Файл: Рабочая программа учебного предмета Всеобщая история.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России, её нравственных и моральных норм.

Задачи изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

- развивать представления о значении нравственных норм;

- изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;

- обобщить знания о духовной культуре и морали;

- развивать способности к общению;

- формировать этическое самосознание;

- способствовать укреплению духовного единства многонационального народа России;

- воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам нравственного поведения народов России.

Ведущие принципы организации обучения в 5-9 классах:

Культурологический принцип – определяет возможности широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с религиозной культурой. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подростка в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

Принцип природосообразности. Интерес подростков к окружающему миру, обществу позволяет приобщить их к философской стороне жизни. В этом случае предоставляемый материал должен вызвать эмоциональную реакцию, дающий возможность фиксировать образы и фактологическую сторону явления. Выявить зависимость культурно-традиционных особенностей от природных условий и окружающей среды.

Принцип диалогичности. Реализация этого принципа создаст условия для коммуникативной деятельности путем обсуждения учебных текстов и проблемных ситуаций, проведения учебных диалогов, обучения в парах и группах.

Принцип краеведения. Это принцип позволяет создавать возможность социализации в своей естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная культура региона. При изучении культуры своего региона происходит осознание, что малая часть большого Отечества, окружающая культурна среда – один из элементов общероссийской культуры.


Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения углубляется и расширяется. Этот принцип обеспечивает преемственность между начальной, основной и средней школой.
Аннотация к курсу ОРКСЭ

Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  разработана на основе:

Федерального   государственного образовательного стандарта  начального общего образования,

согласно учебного плана    МБОУ«Актабанская СОШ » на 2020/2021учебный год .

        Для реализации рабочей программы используется  учебно-методический  комплект «Перспектива» и  учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, М.:,  «Просвещение»,2013г.

УМК

Для реализации рабочей программы используются

1.Учебник «Основы светской этики» 4 класс А.И.Шемшурина,-.М.; «Просвещение»,2017;

2..Беглов.А.Л,Саплина.Е.В.,Токарева Е.С. и др; компакт-диск «Основы религиозных культур» ЗАО «Образование Медиа»,-М.; «Просвещение»,

3.Книга для учителя Б.Х.Бгажноков «Светская этика», «Книга для родителя» А.Я.Данилюк,- М.; Просвещение.

Целью комплексного учебного курса«Основы религиозных культур и светской этики» является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, формирование российской гражданской идентичности младшего школьника.

Задачи:

  • знакомство с основами мировых религиозных культур, православной культуры, светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;



  • развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.



Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребѐнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.

Общая характеристика учебного предмета «ОРКСЭ»

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и еѐ отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:- общая историческая судьба народов России;- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур; - общность социально-политического пространства.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,«Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.


Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы меж предметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций.

Описание места учебного предмета «ОРКСЭ» в учебном плане

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в течение учебного года в 4 классе. Всего за год - 34 часа.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля).