Файл: Учебник Под общей редакцией д т. н., профессора Е. А. Мешалкина Москва 2003 удк ббк г.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1828
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Седло клапана состоит из рычага 17, закрепленного на оси 18, фланца 19, клапана 20, пружины 21 и шайбы 22, зафиксированной стопорным кольцом 23.
Работает легочный автомат следующим образом. В исходном положении клапан 20 прижат к седлу 3 пружиной 21, мембрана 13 зафиксирована рычагом 9 на фиксаторе 12.
При первом вдохе в подмембранной полости создается разряжение, под действием которого мембрана с рычагом срывается с фиксатора и прогибаясь, воздействует через рычаг 17 на клапан 20, перекашивая его. В образовавшийся зазор между седлом и клапаном поступает воздух из редуктора. Пружина 10, воздействуя через рычаг на мембрану и клапан, создает и поддерживает в подмембранной полости заданное избыточное давление.
При этом давление на мембрану воздуха, поступающего из редуктора, увеличивается до тех пор, пока не уравновесит усилие пружины
164
в w
П 12 10 S 9
П 12 10 S 9
Рис. 5.8. Легочный автомат ПТС
избыточного давления. В этот момент клапан прижимается к седлу и перекрывает поступление воздуха из редуктора.
Включение легочного автомата и устройства дополнительной подачи воздуха производится нажатием на рычаг управления в направлении "Вкл".
Выключение легочного автомата производится нажатием на рычаг управления в направлении "Выкл".
Спасательное устройство
В состав аппарата может входить спасательное устройство, состоящее из легочного автомата со шлангом низкого давления, лицевой части промышленного противогаза ШМП-1 ГОСТ 12.4.166 (рост 2) или панорамная маска.
При эвакуации людей из задымленных помещений пожарные использовали резервные КИП, которые они брали с собой в разведку. Известны случаи, когда звено из 3-х пожарных, обнаружив в задымленном помещении людей, отдавали свои аппараты, но это связано с большим риском, т.к. включение в КИП необученных лиц может вызывать опасные последствия как для эвакуируемого, так и для пожарных. В последнее время для вывода людей из задымленных помещений стали использовать изолирующие самоспасатели на химически связанном кислороде, которые вывозятся
165
на пожарных автомобилях. Но данные средства имеют ряд серьезных недостатков, а именно: большая масса около 3 кг; дыхание кислородом при очень высокой температуре достигающей 60°С, самоспасатель одноразового действия и срок его хранения весьма ограничен.
Все это привело к решению включать в аппараты дополнительное устройство, которое при соединении с дыхательным аппаратом со сжатым воздухом позволило бы спасать людей из задымленных зданий и сооружений.
Важной деталью этого устройства является Т-образная соединительная деталь.
Спасательное устройство состоит из примерно двухметрового шланга, на одном конце которого крепится кронштейн для соединения (например, баянетное) с Т-образным разъемом. К другому концу шланга подсоединен легочный автомат. В качестве лицевой части используются шлем-маска или устройство искусственной вентиляции легких.
Воздух для дыхания пожарного и пострадавшего поступает из одного дыхательного аппарата.
Использовать Т-образный разъем, можно, работая в дыхательном аппарате, подключится к внешнему источнику сжатого воздуха проводить спасательные работы, эвакуировать людей из задымленной зоны и обеспечить работающего воздухом в труднодоступных местах. В спасательном устройстве применяется легочный автомат без избыточного давления.
Соединения для подключения легочного автомата основной лицевой части (при его наличии) и спасательного устройства должны быть быстроразъемными (типа "евромуфта"). Соединения должны быть легкодоступны и не мешать в работе. Самопроизвольное отключение легочного автомата и спасательного устройства должно быть исключено. Свободные разъемы должны иметь защитные колпачки.
Лицевая часть
Лицевая часть (маска) (рис. 5.9) предназначена для защиты органов дыхания и зрения от воздействия токсичной и задымленной окружающей среды и соединения дыхательных путей человека с легочным автоматом. Маска состоит из корпуса 1 со стеклом 2, закрепленном с помощью полуобойм 3 винтами 4 с гайками 5, переговорного устройства 6, закрепленного хомутом 7 и клапанной коробкой 8, в которую ввинчивается легочный автомат. Клапанная коробка крепится к корпусу с помощью хомута 9 с винтом 10. Герметичность соединения легочного автомата с клапанной коробкой обеспечивает уплотнительное кольцо 11. В клапанной коробке установлены клапан выдоха 12 с диском жесткости 13, пружиной избыточного давления 14, седлом 15 и крышкой 16. На голове маска крепится с помощью наголовника 17, состоящего из объединенных между собой лямок; лобной 18, двух височных 19 и двух затылочных 20, соединенных с корпусом пряжками 21 и 22.
Подмасочник 23 с клапанами вдоха 24, крепится к корпусу маски с помощью корпуса переговорного устройства и скобы 25, а к клапанной
166
21 19 17
■7
Рис. 5.9. Лицевая часть (маска) ПТС "Обзор"
коробке — крышкой 26.
Наголовник служит для фиксации маски на голове пользователя. Для обеспечения подгонки маски по размеру на ремнях наголовника имеются зубчатые выступы, фиксирующиеся в пряжках корпуса. Пряжки 21, 22 позволяют осуществлять быструю подгонку маски непосредственно на голове.
Для ношения маски на шее пользователя в ожидании применения к нижним пряжкам лицевой части прикреплен шейный ремень 27.
При вдохе воздух из подмембранной полости легочного автомата поступает в подмасочную полость и через клапаны вдоха в подмасочник. При этом происходит обдув панорамного стекла маски, что исключает его запотевание.
При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло маски. Выдыхаемый воздух из подмасоч-ного пространства выходит в атмосферу через клапан выдоха.
167
Пружина поджимает клапан выдоха к седлу с усилием, позволяющим поддерживать в подмасочном пространстве маски заданное избыточное давление.
Переговорное устройство обеспечивает передачу речи пользователя при надетой на лицо маске и состоит из корпуса 28, прижимного кольца 29, мембраны 30 и гайки 31.
Капилляр
Капилляр служит для присоединения к редуктору сигнального устройства с манометром и состоит из двух штуцеров, соединенных впаянной в них спиральной трубкой высокого давления.
Сигнальное устройство
Сигнальное устройство это приспособление, предназначенное для подачи звукового сигнала работающему о том, что основной запас воздуха в дыхательном аппарате израсходован и остался только резервный запас.
Для контроля за расходом сжатого воздуха при работе в дыхательных аппаратах применяются манометры, как стационарно расположенные на баллонах (АСВ-2), так и выносные укрепленные на плечевом ремне. Для сигнализации о снижении давления воздуха в баллонах аппарата до заданной величины служат указатели минимального давления.
Принцип действия указателей основан на взаимодействии двух сил — силы давления воздуха в баллонах и противодействующей силы пружины. Указатель срабатывает, когда сила давления газа становится меньше силы пружины. В дыхательных аппаратах применяются указатели трех конструкций: штоковыи, физиологический и звуковой.
Штоковыи указатель аппарата устанавливается непосредственно на корпусе редуктора или выносится на шланге. При контроле за давлением положение штока прощупывается рукой. На аппаратах АВМ-1 и АВМ-1М штоковыи указатель снабжен манометром и вынесен на плечевой ремень на гибком высоконапорном шланге.
Указатель взводится нажатием на пуговку штока перед открытием
вентиля аппарата. При падении давления в баллонах до установленного минимума шток возвращается в первоначальное положение.
Физиологический указатель или клапан резервной подачи воздуха в различном конструктивном исполнении применен в аппаратах АВМ-7, АГА "Диватор" и др. он представляет собой запорное устройство с подвижной запирающейся частью. Запирающаяся часть имеет пружину для удержания клапана прижатым к седлу. При давлении в баллонах выше минимального пружина сжата и клапан приподнят над седлом. Воздух при этом свободно проходит по магистрали. При падении давления до минимального, клапан под действием пружины опускается на седло и закрывает проход. Резко наступающий недостаток воздуха для дыхания и служит физиологическим сигналом об израсходовании воздуха до минимального (резервного) давления.
168
Звуковой сигнализатор наиболее распространен в дыхательных аппаратах со сжатым воздухом. Он монтируется в корпусе редуктора или совмещен с манометром на линии высокого давления. Принцип конструкции работы аналогичен штоковому указателю. При падении давления воздуха в баллонах перемещается шток и открывается подача воздуха в свисток, который издает характерный звук. Наиболее удачная конструкция применена в аппаратах фирмы "Дрегер", где управление клапаном осуществляется высоким давлением, а звуковой сигнал работает от низкого давления. Применение данной конструкции позволило снизить расход воздуха при работе звукового сигнала до 2 л/мин.
Использование светового сигнала можно наблюдать в аппаратах фирмы "АО Кампо" аппарат АП-93. Сигнализатор (диод) устанавливается в маску пол лицевой частью.
Размещение тоже различно: например в легочном автомате "Скотт", Ад-242; на раме "Дана", РА-80 ("Дрегер"); на плечевом ремне АИР-317, "Дрегер", "Ракал"; с манометром BD-96 "Ауэр".
Размещение звукового сигнала в легочном автомате (аппарат фирмы "Скотт") создает кроме звукового сигнала еще и физиологический сигнал — при срабатывании звукового сигнала идет сильная вибрация по маске.
Размещение на аппарате БД-96 фирмы "Ауэр" возможно и на раме вверху. Это дает пожарному возможность точно определить, что звук издает именно его звуковой сигнал.
Срабатывание звукового сигнала по стандартам, как европейским, так и отечественным должно быть на уровне 5 МПа или 20-25% от запаса