Файл: Учебник Под общей редакцией д т. н., профессора Е. А. Мешалкина Москва 2003 удк ббк г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1828

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Седло клапана состоит из рычага 17, закрепленного на оси 18, флан­ца 19, клапана 20, пружины 21 и шайбы 22, зафиксированной стопорным кольцом 23.

Работает легочный автомат следующим образом. В исходном положе­нии клапан 20 прижат к седлу 3 пружиной 21, мембрана 13 зафиксирована рычагом 9 на фиксаторе 12.

При первом вдохе в подмембранной полости создается разряжение, под действием которого мембрана с рычагом срывается с фиксатора и прогибаясь, воздействует через рычаг 17 на клапан 20, перекашивая его. В образовавшийся зазор между седлом и клапаном поступает воздух из редук­тора. Пружина 10, воздействуя через рычаг на мембрану и клапан, создает и поддерживает в подмембранной полости заданное избыточное давление.

При этом давление на мембрану воздуха, поступающего из редук­тора, увеличивается до тех пор, пока не уравновесит усилие пружины

164


в w

П 12 10 S 9

Рис. 5.8. Легочный автомат ПТС

избыточного давления. В этот момент клапан прижимается к седлу и пере­крывает поступление воздуха из редуктора.

Включение легочного автомата и устройства дополнительной подачи воздуха производится нажатием на рычаг управления в направлении "Вкл".

Выключение легочного автомата производится нажатием на рычаг управления в направлении "Выкл".

Спасательное устройство

В состав аппарата может входить спасательное устройство, состоя­щее из легочного автомата со шлангом низкого давления, лицевой части промышленного противогаза ШМП-1 ГОСТ 12.4.166 (рост 2) или пано­рамная маска.

При эвакуации людей из задымленных помещений пожарные испо­льзовали резервные КИП, которые они брали с собой в разведку. Известны случаи, когда звено из 3-х пожарных, обнаружив в задымленном поме­щении людей, отдавали свои аппараты, но это связано с большим риском, т.к. включение в КИП необученных лиц может вызывать опасные послед­ствия как для эвакуируемого, так и для пожарных. В последнее время для вывода людей из задымленных помещений стали использовать изолирую­щие самоспасатели на химически связанном кислороде, которые вывозятся

165

на пожарных автомобилях. Но данные средства имеют ряд серьезных недостатков, а именно: большая масса около 3 кг; дыхание кислородом при очень высокой температуре достигающей 60°С, самоспасатель одно­разового действия и срок его хранения весьма ограничен.

Все это привело к решению включать в аппараты дополнительное устройство, которое при соединении с дыхательным аппаратом со сжатым воздухом позволило бы спасать людей из задымленных зданий и сооружений.

Важной деталью этого устройства является Т-образная соедини­тельная деталь.

Спасательное устройство состоит из примерно двухметрового шлан­га, на одном конце которого крепится кронштейн для соединения (напри­мер, баянетное) с Т-образным разъемом. К другому концу шланга подсое­динен легочный автомат. В качестве лицевой части используются шлем-маска или устройство искусственной вентиляции легких.

Воздух для дыхания пожарного и пострадавшего поступает из одного дыхательного аппарата.


Использовать Т-образный разъем, можно, работая в дыхательном аппарате, подключится к внешнему источнику сжатого воздуха проводить спасательные работы, эвакуировать людей из задымленной зоны и обеспе­чить работающего воздухом в труднодоступных местах. В спасательном уст­ройстве применяется легочный автомат без избыточного давления.

Соединения для подключения легочного автомата основной лице­вой части (при его наличии) и спасательного устройства должны быть быстроразъемными (типа "евромуфта"). Соединения должны быть легко­доступны и не мешать в работе. Самопроизвольное отключение легочного автомата и спасательного устройства должно быть исключено. Свободные разъемы должны иметь защитные колпачки.

Лицевая часть

Лицевая часть (маска) (рис. 5.9) предназначена для защиты орга­нов дыхания и зрения от воздействия токсичной и задымленной окру­жающей среды и соединения дыхательных путей человека с легочным автоматом. Маска состоит из корпуса 1 со стеклом 2, закрепленном с помощью полуобойм 3 винтами 4 с гайками 5, переговорного устройства 6, закрепленного хомутом 7 и клапанной коробкой 8, в которую ввин­чивается легочный автомат. Клапанная коробка крепится к корпусу с помощью хомута 9 с винтом 10. Герметичность соединения легочного авто­мата с клапанной коробкой обеспечивает уплотнительное кольцо 11. В клапанной коробке установлены клапан выдоха 12 с диском жесткости 13, пружиной избыточного давления 14, седлом 15 и крышкой 16. На голове маска крепится с помощью наголовника 17, состоящего из объе­диненных между собой лямок; лобной 18, двух височных 19 и двух заты­лочных 20, соединенных с корпусом пряжками 21 и 22.

Подмасочник 23 с клапанами вдоха 24, крепится к корпусу маски с помощью корпуса переговорного устройства и скобы 25, а к клапанной

166





21 19 17


■7




Рис. 5.9. Лицевая часть (маска) ПТС "Обзор"

коробке — крышкой 26.

Наголовник служит для фиксации маски на голове пользователя. Для обеспечения подгонки маски по размеру на ремнях наголовника имеются зубчатые выступы, фиксирующиеся в пряжках корпуса. Пряжки 21, 22 позволяют осуществлять быструю подгонку маски непосредственно на голове.


Для ношения маски на шее пользователя в ожидании применения к нижним пряжкам лицевой части прикреплен шейный ремень 27.

При вдохе воздух из подмембранной полости легочного автомата поступает в подмасочную полость и через клапаны вдоха в подмасочник. При этом происходит обдув панорамного стекла маски, что исключает его запотевание.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попаданию выдыхаемого воздуха на стекло маски. Выдыхаемый воздух из подмасоч-ного пространства выходит в атмосферу через клапан выдоха.

167

Пружина поджимает клапан выдоха к седлу с усилием, позволяю­щим поддерживать в подмасочном пространстве маски заданное избы­точное давление.

Переговорное устройство обеспечивает передачу речи пользователя при надетой на лицо маске и состоит из корпуса 28, прижимного кольца 29, мембраны 30 и гайки 31.

Капилляр

Капилляр служит для присоединения к редуктору сигнального уст­ройства с манометром и состоит из двух штуцеров, соединенных впаянной в них спиральной трубкой высокого давления.

Сигнальное устройство

Сигнальное устройство это приспособление, предназначенное для подачи звукового сигнала работающему о том, что основной запас воздуха в дыхательном аппарате израсходован и остался только резервный запас.

Для контроля за расходом сжатого воздуха при работе в дыхательных аппаратах применяются манометры, как стационарно расположенные на баллонах (АСВ-2), так и выносные укрепленные на плечевом ремне. Для сигнализации о снижении давления воздуха в баллонах аппарата до задан­ной величины служат указатели минимального давления.

Принцип действия указателей основан на взаимодействии двух сил — силы давления воздуха в баллонах и противодействующей силы пружины. Указатель срабатывает, когда сила давления газа становится меньше силы пружины. В дыхательных аппаратах применяются указатели трех конструкций: штоковыи, физиологический и звуковой.

Штоковыи указатель аппарата устанавливается непосредственно на корпусе редуктора или выносится на шланге. При контроле за давлением положение штока прощупывается рукой. На аппаратах АВМ-1 и АВМ-1М штоковыи указатель снабжен манометром и вынесен на плечевой ремень на гибком высоконапорном шланге.

Указатель взводится нажатием на пуговку штока перед открытием
вентиля аппарата. При падении давления в баллонах до установленного минимума шток возвращается в первоначальное положение.

Физиологический указатель или клапан резервной подачи воздуха в различном конструктивном исполнении применен в аппаратах АВМ-7, АГА "Диватор" и др. он представляет собой запорное устройство с подвиж­ной запирающейся частью. Запирающаяся часть имеет пружину для удер­жания клапана прижатым к седлу. При давлении в баллонах выше мини­мального пружина сжата и клапан приподнят над седлом. Воздух при этом свободно проходит по магистрали. При падении давления до минимального, клапан под действием пружины опускается на седло и закрывает проход. Резко наступающий недостаток воздуха для дыхания и служит физиоло­гическим сигналом об израсходовании воздуха до минимального (резерв­ного) давления.

168

Звуковой сигнализатор наиболее распространен в дыхательных аппа­ратах со сжатым воздухом. Он монтируется в корпусе редуктора или сов­мещен с манометром на линии высокого давления. Принцип конструк­ции работы аналогичен штоковому указателю. При падении давления воздуха в баллонах перемещается шток и открывается подача воздуха в свисток, который издает характерный звук. Наиболее удачная конструкция применена в аппаратах фирмы "Дрегер", где управление клапаном осуществляется высоким давлением, а звуковой сигнал работает от низкого давления. Применение данной конструкции позволило снизить расход воздуха при работе звукового сигнала до 2 л/мин.

Использование светового сигнала можно наблюдать в аппаратах фирмы "АО Кампо" аппарат АП-93. Сигнализатор (диод) устанавливается в маску пол лицевой частью.

Размещение тоже различно: например в легочном автомате "Скотт", Ад-242; на раме "Дана", РА-80 ("Дрегер"); на плечевом ремне АИР-317, "Дрегер", "Ракал"; с манометром BD-96 "Ауэр".

Размещение звукового сигнала в легочном автомате (аппарат фирмы "Скотт") создает кроме звукового сигнала еще и физиологический сигнал — при срабатывании звукового сигнала идет сильная вибрация по маске.

Размещение на аппарате БД-96 фирмы "Ауэр" возможно и на раме вверху. Это дает пожарному возможность точно определить, что звук издает именно его звуковой сигнал.

Срабатывание звукового сигнала по стандартам, как европейским, так и отечественным должно быть на уровне 5 МПа или 20-25% от запаса