Файл: «Учёт труда и заработанной платы».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, начисление заработной платы включает в себя множество аспектов внутреннего порядка оплаты труда, и требований законодательства.

1.3. Документальное оформление учета труда и заработной платы.

Заработная плата начисляется в бухгалтерии предприятия с использованием расчетных ведомостей Т-51[5].
В табличной части ведомости напротив фамилии, имени и отчества каждого сотрудника указываются: его табельный номер, профессия, специальность и тарифная ставка (заработная плата) согласно трудовому договору или приказу о приеме на работу, отработанное количество дней (часов) по табелю учета рабочего времени.
Здесь же указываются все начисления и удержания по каждому из оснований, а также сумма, причитающаяся к выплате.
Расчетная ведомость подписывается составившим её бухгалтером.
На малых предприятиях, где начислением и выдачей заработной платы занимается один человек, вместо расчетной и платежной ведомостей можно использовать единую.

На каких счетах отражаются операции по начислению и выплате заработной платы?

Для отражения операций по начислению и выдаче заработной плате используется 70 счет («Расчеты с персоналом по оплате труда»).
Начисление заработной платы отражается по Кредиту 70 счета, а все удержания и выплата заработной платы – соответственно по Дебету 70 счета.

Как часто начисляются заработная плата и другие выплаты.

Заработная плата начисляется ежемесячно за период с 01 по 30 (28 или 31) число, даже если сотрудник отработал всего 1 день (ст. 133 ТК РФ).
Премии рассчитываются по мере их выплаты либо в порядке, установленном внутренними документами организации.
Пособия – по мере возникновения у сотрудника права на их получение.

Как выдать сотрудникам начисленную заработную плату

Выдача заработной платы – это забота кассира или другого сотрудника, выполняющего обязанности кассира.
Начисленная заработная плата выдается на руки сотрудникам по платежной ведомости в кассе организации или ИП либо перечисляется на их лицевой счет или банковскую карту.

Дни выдачи заработной платы устанавливаются  внутренними распорядительными документами и указываются в трудовых договорах сотрудников.
Документальное оформление расчетов по оплате труда завершается возвратом подписанной платежной ведомости обратно в бухгалтерию.


Сколько лет хранить ведомости

Зарплатные ведомости Т-49[6], Т-51 и Т-53 [7]должны храниться на предприятии 50 лет, если они были созданы после 2003 года, как и все остальные документы по работе с личным составом (ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ от 22.10.04 «Об архивном деле в России» (в ред. от 13.03.2016)).
Более старые дела должны по-прежнему храниться 75 лет.

1.4. Состав фонда оплаты труда.

Оплата труда — это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию, оказанные услуги либо за отработанное время, включая и оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени, которое оплачивается в соответствии с трудовым законодательством и коллективными трудовыми договорами.

Источником оплаты труда служит фонд потребления, формируемый из доходов населения, предприятий и средств бюджета.

Фонд оплаты труда меньше фонда потребления, в составе которого учитывается не только личное потребление населением материальных благ, но и материальные затраты в учреждениях непроизводственной сферы, обслуживающих население (просвещение, здравоохранение, физкультура и спорт, социальная защита населения, культурное и непроизводственное бытовое обслуживание, пассажирский транспорт), а также материальные затраты в учреждениях, оказывающих услуги обществу в целом (наука, оборона, управление, служба безопасности).

Вместе с тем общая сумма оплаты труда больше фонда заработной платы, используемого на оплату труда наемных работников в соответствии с количеством и качеством их работы.

В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятием, учреждением, организацией суммы оплаты труда (в денежной и натуральной формах) за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные доплаты и надбавки, связанные с режимом работы и условиями труда, а также регулярные выплаты на питание, жилье и топливо, носящие регулярный характер.

При натуральной форме оплаты труда суммы включаются исходя из расчета по рыночным ценам, сложившимся в данном регионе на момент начисления. Если товары или продукты предоставлялись по сниженным ценам, то включается и разница между их полной стоимостью и суммой, уплаченной работникам.

В состав выплат социального характера[8] включаются компенсации и социальные льготы, предоставляемые работникам, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без социальных пособий из государственных и негосударственных внебюджетных фондов).


Выплаты социального характера не включаются в заработную плату работника, но они являются составным элементов доходов лица как наемного работника, занятого на том, или ином предприятии.

Помимо фондов заработной платы и выплат социального характера работники предприятий могут получать доходы по акциям и другие доходы от участия работников в собственности предприятий и организаций. Предприятия выплачивают страховые взносы[9] в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Фонд заработной платы исчисляется за месяц, квартал, год. Годовой фонд [10] заработной платы равен сумме месячных фондов.

Структура фонда заработной платы для отдельных категорий работников весьма различна. Данные о структуре Фонда оплаты труда[11] и абсолютных выплатах по отдельным компонентам необходимы для разработки политики в области заработной платы и заключения коллективных трудовых соглашений.

Глава II Особенности ведения учета труда и заработной платы.

2.1. Организационно-экономическая характеристика.

Организационная структура строится на основе выделения различных

составляющих.

 SWOT-анализ организации

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.

В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны — то, в чем предприятие преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования и т.п.


Возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.

Угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на  предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Видоизмененная матрица SWOT-анализа

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

1. Стратегии использования сильных сторон организации для получения отдачи от возможностей

2. Стратегии использования сильных сторон организации для преодоления внешних угроз

Слабые стороны

3. Стратегии преодоления слабых сторон организации за счет возможностей

4. Стратегии преодоления слабых сторон организации и внешних угроз

Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы:

  1. Каким образом можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны организации?
  2. Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
  3. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
  4. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?

2.2. Бухгалтерский учет налогообложения и заработной платы.

В учреждениях, которые имеют в своем штате сотрудников, в них абсолютно всегда ведется бухгалтерский учет труда и заработной платы, ведь сотрудникам полагается выплата вознаграждения за работу, которое складывается в соответствии с Трудовым Кодексом (ст.129):

- из оплаты по штатному расписанию[12] или сдельной оплаты;

- из компенсационных выплат, которые полагаются, если работник находится в сложных рабочих условиях, к примеру, в северных районах или присутствует вредное производство;


- из выплат, которые стимулируют положенные за результаты работ, к ним относятся: премии, доплаты, поощрительные выплаты.

Учет расчетов с персоналом по оплате труда

Заработную плату работник за месяц получает 2 раза, за первую половину месяца в виде аванса и за вторую уже оставшуюся часть. Аванс выдаётся не позже последнего дня текущего месяца, конкретная дата устанавливается внутренними документами организации, и рассчитывается по количеству отработанных дней.

По окончании каждого месяца рассчитывается зарплата за весь месяц. Она складывается из количества отработанного времени, которое фиксируется в организации в табеле учета рабочего времени по форме Т-12[13] или Т-13[14]. Если рассчитывать заработную плату сдельщику, то в расчет будут браться данные из первичных документов, то есть нарядов, ведомостей, актов о выполненных работах и путевых листов. В бухгалтерском учете начисление заработной платы фиксируется проводкой Д20 (08, 23, 26, 44) и К70, а выплаты – Д70 и К51 (50).

Выбор счета, по дебету которого происходит учет расчетов с персоналом, зависит от того, где трудится работник, например, когда выбираем счет 20, то идет расчет по зарплате на основном производстве, если по дебету стоит счет 26, значит расчет административно-управленческого персонала (секретарь, бухгалтер, юрист и т.п.). Когда в дебете стоит 44 счет, то оплата производится работникам, занимающимся реализацией продукции. Данное разделение требуется для корректного формирования себестоимости продаж, а также формирования других расходов компании, не по основной деятельности.

После того, как организация начислила заработную плату, требуется удержать НДФЛ[15] и сделать проводку Д70 – К68. Если есть какие-либо другие удержания, то их надо тоже провести.

Работник получает на руки сумму за вычетом НДФЛ, полученного аванса и других удержаний, если имеются (алиментов, к примеру).

Учет расчетов с персоналом: пример

Основания для удержания из зарплаты строго прописаны в Трудовом кодексе РФ, могут удерживаться суммы задолженности перед работодателем, к примеру, когда ранее выдавался аванс и не был отработан, при возмещении ущерба, полученного работодателем по вине работника, при невозврате подотчетных сумм или при получении займа от работодателя. Работник не должен оспаривать сумму удержаний, а также должен пройти месячный срок для добровольной выплаты задолженности. Например, заработная плата сотрудника административно-хозяйственного отдела составляет 32 000 рублей, из нее удерживается ранее выданный заем в размере 5 000 рублей, при этом делаем проводки: