Файл: 2. Психология современному учителю (6 часов) Психологическое благополучие рассматривается как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Психология – современному учителю (6 часов)
1.Психологическое благополучие рассматривается как
О Цель образования
О Результат образования
О Критерий оценки качества системы образования
® Результат работы системы образования
О Все перечисленное
2.На психологическое благополучие непосредственно влияют
О Предметные условия среды
® Качество отношений между субъектами образовательной среды
О Методическая оснащенность учебного процесса
О Квалификационная категория педагогического состава
О Организационные условия среды
О Все перечисленное
3.Что может стать причиной возникновения стресса у ребенка в младшей школе?
О Функциональная незрелость
О Переход в новую школу, класс
О Поступление в 1 класс
О Фактор соревновательности в классе
О Авторитарный стиль учителя
® Все перечисленные причины
4.На какие группы причин возникновения стресса у обучающегося может повлиять педагог?
О Сложность учебных программ
О Нарушение развития
О Адаптация к школьному обучению
О Отсутствие дружеских отношений в классе
О Неэффективные методы учебной работы
О Все перечисленные причины
5.В каких сферах произошло снижение проблемной озабоченности подростков (в период 2012-2021 гг.)?
О Проблемы, связанные с будущим
® Проблемы с родителями
О Проблемы с самим собой
О Проблемы со сверстниками
О Проблемы со здоровьем
О Проблемы со школой и досугом
О Во всех перечисленных сферах
6.В чем состоят задачи семьи в профилактике психологического неблагополучия?
О Обеспечение академической успеваемости ребенка
О Забота о потребностях, нуждах ребенка
О Преодоление социальной изоляции
О Обучение навыкам конструктивного взаимодействия
О Активное влияние на учебный процесс
О Все перечисленные задачи
7.Кто включен в работу по созданию психологически комфортной образовательной среды
О Родители
О Обучающиеся
О Педагоги
О Администрация образовательной организации
О Психологи
® Все перечисленные
8.Почему важно изучать феномен психологического благополучия в контексте современной образовательной среды?
-
Потому что образование строится на принципах гуманистического характера и психологическое благополучие отвечает этим принципам -
Потому что образование как процесс передачи накопленных в культуре знаний новым поколениям нуждается в постоянном
развитии и обогащении новыми феноменами -
Потому что психологическое благополучие оказывает влияние на различные параметры психического состояния человека, успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия, что особенно значимо для учащихся в период активного становления
9.Для переживания психологического благополучия учащихся в образовательной среде наиболее значимо:
О Методическое оснащение учебного процесса
О Предметные условия среды
® Освоение социального пространства школы
О Большой выбор факультативных занятий
О Фактор конкуренции в школе
О Все перечисленное
10.К условиям организации образовательной среды, способствующей психологическому благополучию субъектов образования,
относится:
О Целенаправленное профессиональное влияние каждого субъекта образовательной среды на гуманизацию отношений внутри
О образовательного процесса
О Адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения
О Помощь в социализации в условиях школы
О Профилактика проблем развития ребенка в процессе обучения
О Психологическое просвещение педагогов, родителей, управленцев и самих учащихся
® Все перечисленное
11.Интегральными показателями чего выступают референтность, удовлетворенность и защищенность
® Психологическая безопасность среды
О Психологическая безопасность личности
12.Для создания психологически безопасной среды важно удовлетворить потребность личности в личностно-доверительном общении.
13.Какой компонент отсутствует в оценке отношения к образовательной среде
О Поведенческий
О Когнитивный
® Физический
О Эмоциональный
О Все присутствуют
14.Психологическая безопасность личности отражается в переживании
® Защищенности
О Сопротивляемости
О Жизнестойкости
О Устойчивости
15.В структурной модели образовательной среды школы социально-психологическая неумелость присутствует в следующих средах:
О Манипулятивно-авторитарная
О Либеральная
О Попустительская
О Психологически безопасная (партнерско-диалогическая)
16.Что не относится к психологическому насилию?
О Игнорирование
О Шантаж
О Угрозы
О Оскорбления
® Все относится к психологическому насилию
17.Что не является личностным ресурсом
® Знания
О Навыки
О Способности
О Характер
О Все является
18.Социальным ресурсом не являются:
О Власть
О Деньги
О Помощь близких
О Помощь социальных организаций
О Социальные навыки человека
О Телефоны доверия
® Все перечисленные являются социальными ресурсами
19.Выгорание наступает при дефиците каких ресурсов
® Внешних
О Внутренних
20.Для психологической безопасности обучающегося в образовательной среде важно:
О Физическая безопасность состояния среды
О Психологически безопасное состояние учителя
О Психологически безопасное состояние всех одноклассников
О Психологически безопасное состояние большей части одноклассников
О Ресурсное состояние обучающегося
О Психологически безопасное состояние родителей
О Все перечисленные компоненты
Единство обучения и воспитания (5 часов)
-
Укажите основные характеристики педагогического процесса:
О Целенаправленность
О Межсубъектный характер
О Закрытость
О Целостность и системность
О Творческий характер
2. Укажите три группы закономерностей педагогического процесса:
О Обусловленные социальными условиями
О Обусловленные природой человека
О Обусловленные требованиями науки
О Обусловленные геополитической обстановкой в мире
О Обусловленные сущностью воспитания и обучения
3. Впервые к понятию «педагогический процесс» обратился Петр Федорович Каптерев. Укажите подход к раскрытию сущности
педагогического процесса, в котором он вел свое исследование:
О Гуманитарный
® Антропологический
О Системно-структурный
О Социоцентристский
О Системно-динамический
4. Выберите вариант ответа, раскрывающий содержание обучения:
О Будущий результат деятельности, на который направлены усилия педагога и учащегося в процессе обучения.
® Система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть.
О Путь, способ достижения целей и задач обучения.
О Предметная поддержка учебного процесса.
О Степень реализации намеченной цели, конечные следствия учебного процесса.
5. Целенаправленный процесс и результат содействия развитию человека в специально организованных педагогических условиях
путем активного освоения им социально-нравственных ценностей, традиций, норм поведения, накопленных в человеческом опыте,
человеческой культуре называется:
О Социализация
О Творческий процесс
О Процесс самореализации
О Обучение
® Воспитание
Практическая работа №1
Практическая работа «Целостный педагогический процесс: единство обучения и воспитания»
Педагогическая задача
1. Обобщенная формулировка задачи.
Современному обществу требуются инициативные, творческие люди, способные брать ответственность на себя за происходящее вокруг. Воспитать такого человека можно только в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Наблюдения показывают, что сегодняшние школьники в большей степени заняты учебной деятельностью, озабочены
собственными интересами. Возникает вопрос: как побудить школьника проявлять созидательную инициативу в социально значимой деятельности?
2. Ключевое задание.
Дайте описание организуемого вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на побуждение школьников к проявлению созидательной инициативы в социально значимой деятельности, используя возможности преподаваемого вами предмета.
3. Контекст решения задачи.
Вы являетесь классным руководителем 5-го класса. В классе 25 человек. По словам учительницы начальной школы, дети болеют за свои оценки, хотя в классе есть слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополнительным образованием в кружках художественно-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как правило, сразу уходят из школы. Опыта общественной деятельности в начальной
4. Задания, которые приведут к результату (к «продукту»).
1) Определите, опираясь на какое теоретическое знание, вы сможете решить поставленную задачу.
2) Изучите информацию о том, как решают эту задачу педагоги в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы.
3) Продумайте и опишите компоненты педагогического процесса, которые будут мотивировать созидательную инициативу школьников в социально значимой деятельности.
4) Опишите конструирование и реализацию педагогического процесса - обоснование выбора видов деятельности учащихся, управляющие действия педагога и действия воспитанников.
5) Оформите окончательный вариант решения задачи.
Решение педагогической задачи Алгоритм решения
1 -Для решения задачи используем теоретические знания о возрастных особенностях пятиклассников, рассмотренных в трудах различных авторов, таких как, Н.Н. Баранова, М.В. Григорьева, ДА Журавлев, Л.П. Пономаренко и др.
2. Проанализируем социальный портрет класса, определим возможные причины быстрых уходов из школы: доп. занятия в других организациях, острая необходимость быть дома в определенное время( присмотр за братом, сестрой), отсутствие дружеских отношения в классе и др.
3.На следующем этапе решения задачи получим консультацию у других учителей параллельных классов по решению похожих задач.
^Проанализируем возможности пришкольной территории на выявление социально-значимых объектов: приют, клуб ветеранов, наличие категории людей, нуждающихся в бытовой помощи и др.
5. Определим цели и задачи проекта, выберем форму совместной деятельности ребят, виды организации деятельности, продумаем систему поощрений, педагогические действия.
6. Приступим к реализации проекта по сплочению коллектива, привлечению к социально-значимой деятельности, приобщению к школьной жизни.
7. Подведение итогов, принятие решения о продолжении проекта, прогнозирование дальнейшего поведения ребят внутри коллектива, школы.
Решение задачи
1.Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же, педагогами, какое взаимоотношение в семье.
2. Из ребят, обучающихся в классе, есть дети из многодетных семей, которым приходится оказывать помощь в быту. Ребята выполняют и трудовые поручения: сходить в магазин, присмотреть за младшими. Для организации внеурочной совместной деятельности ребят с другими товарищами, надо согласовать время и день с родителями, чтобы ребята не спешили, не тревожились из-за домашних обязанностей.