Файл: 2. Психология современному учителю (6 часов) Психологическое благополучие рассматривается как.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Психология – современному учителю (6 часов)
1.Психологическое благополучие рассматривается как
О Цель образования

О Результат образования

О Критерий оценки качества системы образования
® Результат работы системы образования
О Все перечисленное

2.На психологическое благополучие непосредственно влияют
О Предметные условия среды

® Качество отношений между субъектами образовательной среды
О Методическая оснащенность учебного процесса
О Квалификационная категория педагогического состава
О Организационные условия среды
О Все перечисленное

3.Что может стать причиной возникновения стресса у ребенка в младшей школе?
О Функциональная незрелость

О Переход в новую школу, класс

О Поступление в 1 класс

О Фактор соревновательности в классе

О Авторитарный стиль учителя

® Все перечисленные причины

4.На какие группы причин возникновения стресса у обучающегося может повлиять педагог?
О Сложность учебных программ

О Нарушение развития

О Адаптация к школьному обучению

О Отсутствие дружеских отношений в классе

О Неэффективные методы учебной работы

О Все перечисленные причины

5.В каких сферах произошло снижение проблемной озабоченности подростков (в период 2012-2021 гг.)?
О Проблемы, связанные с будущим

® Проблемы с родителями

О Проблемы с самим собой

О Проблемы со сверстниками

О Проблемы со здоровьем

О Проблемы со школой и досугом

О Во всех перечисленных сферах
6.В чем состоят задачи семьи в профилактике психологического неблагополучия?
О Обеспечение академической успеваемости ребенка

О Забота о потребностях, нуждах ребенка

О Преодоление социальной изоляции

О Обучение навыкам конструктивного взаимодействия

О Активное влияние на учебный процесс

О Все перечисленные задачи
7.Кто включен в работу по созданию психологически комфортной образовательной среды
О Родители

О Обучающиеся

О Педагоги

О Администрация образовательной организации
О Психологи
® Все перечисленные
8.Почему важно изучать феномен психологического благополучия в контексте современной образовательной среды?

  • Потому что образование строится на принципах гуманистического характера и психологическое благополучие отвечает этим принципам

  • Потому что образование как процесс передачи накопленных в культуре знаний новым поколениям нуждается в постоянном
    развитии и обогащении новыми феноменами

  • Потому что психологическое благополучие оказывает влияние на различные параметры психического состояния человека, успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия, что особенно значимо для учащихся в период активного становления


9.Для переживания психологического благополучия учащихся в образовательной среде наиболее значимо:
О Методическое оснащение учебного процесса

О Предметные условия среды

® Освоение социального пространства школы

О Большой выбор факультативных занятий

О Фактор конкуренции в школе

О Все перечисленное

10.К условиям организации образовательной среды, способствующей психологическому благополучию субъектов образования,
относится:


О Целенаправленное профессиональное влияние каждого субъекта образовательной среды на гуманизацию отношений внутри
О образовательного процесса

О Адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения
О Помощь в социализации в условиях школы

О Профилактика проблем развития ребенка в процессе обучения

О Психологическое просвещение педагогов, родителей, управленцев и самих учащихся
® Все перечисленное

11.Интегральными показателями чего выступают референтность, удовлетворенность и защищенность

® Психологическая безопасность среды

О Психологическая безопасность личности

12.Для создания психологически безопасной среды важно удовлетворить потребность личности в личностно-доверительном общении.

13.Какой компонент отсутствует в оценке отношения к образовательной среде
О Поведенческий

О Когнитивный

® Физический

О Эмоциональный

О Все присутствуют

14.Психологическая безопасность личности отражается в переживании
® Защищенности

О Сопротивляемости

О Жизнестойкости

О Устойчивости

15.В структурной модели образовательной среды школы социально-психологическая неумелость присутствует в следующих средах:
О Манипулятивно-авторитарная

О Либеральная

О Попустительская

О Психологически безопасная (партнерско-диалогическая)

16.Что не относится к психологическому насилию?
О Игнорирование

О Шантаж

О Угрозы

О Оскорбления

® Все относится к психологическому насилию
17.Что не является личностным ресурсом
® Знания

О Навыки

О Способности

О Характер

О Все является

18.Социальным ресурсом не являются:

О Власть

О Деньги

О Помощь близких

О Помощь социальных организаций

О Социальные навыки человека



О Телефоны доверия

® Все перечисленные являются социальными ресурсами

19.Выгорание наступает при дефиците каких ресурсов
® Внешних

О Внутренних

20.Для психологической безопасности обучающегося в образовательной среде важно:
О Физическая безопасность состояния среды

О Психологически безопасное состояние учителя

О Психологически безопасное состояние всех одноклассников

О Психологически безопасное состояние большей части одноклассников

О Ресурсное состояние обучающегося

О Психологически безопасное состояние родителей

О Все перечисленные компоненты

Единство обучения и воспитания (5 часов)

  1. Укажите основные характеристики педагогического процесса:
    О Целенаправленность

О Межсубъектный характер

О Закрытость

О Целостность и системность
О Творческий характер
2. Укажите три группы закономерностей педагогического процесса:
О Обусловленные социальными условиями

О Обусловленные природой человека

О Обусловленные требованиями науки

О Обусловленные геополитической обстановкой в мире

О Обусловленные сущностью воспитания и обучения
3. Впервые к понятию «педагогический процесс» обратился Петр Федорович Каптерев. Укажите подход к раскрытию сущности
педагогического процесса, в котором он вел свое исследование:


О Гуманитарный

® Антропологический

О Системно-структурный

О Социоцентристский

О Системно-динамический

4. Выберите вариант ответа, раскрывающий содержание обучения:

О Будущий результат деятельности, на который направлены усилия педагога и учащегося в процессе обучения.

® Система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть.

О Путь, способ достижения целей и задач обучения.

О Предметная поддержка учебного процесса.

О Степень реализации намеченной цели, конечные следствия учебного процесса.
5. Целенаправленный процесс и результат содействия развитию человека в специально организованных педагогических условиях
путем активного освоения им социально-нравственных ценностей, традиций, норм поведения, накопленных в человеческом опыте,
человеческой культуре называется:


О Социализация

О Творческий процесс

О Процесс самореализации

О Обучение

® Воспитание
Практическая работа №1


Практическая работа «Целостный педагогический процесс: единство обучения и воспитания»
Педагогическая задача

1. Обобщенная формулировка задачи.

Современному обществу требуются инициативные, творческие люди, способные брать ответственность на себя за происходящее вокруг. Воспитать такого человека можно только в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Наблюдения показывают, что сегодняшние школьники в большей степени заняты учебной деятельностью, озабочены

собственными интересами. Возникает вопрос: как побудить школьника проявлять созидательную инициативу в социально значимой деятельности?

2. Ключевое задание.

Дайте описание организуемого вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на побуждение школьников к проявлению созидательной инициативы в социально значимой деятельности, используя возможности преподаваемого вами предмета.

3. Контекст решения задачи.

Вы являетесь классным руководителем 5-го класса. В классе 25 человек. По словам учительницы начальной школы, дети болеют за свои оценки, хотя в классе есть слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополнительным образованием в кружках художественно-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как правило, сразу уходят из школы. Опыта общественной деятельности в начальной

4. Задания, которые приведут к результату (к «продукту»).

1) Определите, опираясь на какое теоретическое знание, вы сможете решить поставленную задачу.

2) Изучите информацию о том, как решают эту задачу педагоги в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы.

3) Продумайте и опишите компоненты педагогического процесса, которые будут мотивировать созидательную инициативу школьников в социально значимой деятельности.

4) Опишите конструирование и реализацию педагогического процесса - обоснование выбора видов деятельности учащихся, управляющие действия педагога и действия воспитанников.

5) Оформите окончательный вариант решения задачи.

Решение педагогической задачи Алгоритм решения

1 -Для решения задачи используем теоретические знания о возрастных особенностях пятиклассников, рассмотренных в трудах различных авторов, таких как, Н.Н. Баранова, М.В. Григорьева, ДА Журавлев, Л.П. Пономаренко и др.


2. Проанализируем социальный портрет класса, определим возможные причины быстрых уходов из школы: доп. занятия в других организациях, острая необходимость быть дома в определенное время( присмотр за братом, сестрой), отсутствие дружеских отношения в классе и др.

3.На следующем этапе решения задачи получим консультацию у других учителей параллельных классов по решению похожих задач.

^Проанализируем возможности пришкольной территории на выявление социально-значимых объектов: приют, клуб ветеранов, наличие категории людей, нуждающихся в бытовой помощи и др.

5. Определим цели и задачи проекта, выберем форму совместной деятельности ребят, виды организации деятельности, продумаем систему поощрений, педагогические действия.

6. Приступим к реализации проекта по сплочению коллектива, привлечению к социально-значимой деятельности, приобщению к школьной жизни.

7. Подведение итогов, принятие решения о продолжении проекта, прогнозирование дальнейшего поведения ребят внутри коллектива, школы.

Решение задачи

1.Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, на сколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же, педагогами, какое взаимоотношение в семье.

2. Из ребят, обучающихся в классе, есть дети из многодетных семей, которым приходится оказывать помощь в быту. Ребята выполняют и трудовые поручения: сходить в магазин, присмотреть за младшими. Для организации внеурочной совместной деятельности ребят с другими товарищами, надо согласовать время и день с родителями, чтобы ребята не спешили, не тревожились из-за домашних обязанностей.