Файл: Шеховцевой Светланы Ильиничны Лесосибирск, 2021 пояснительная записка рабочая программа курса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 города Лесосибирска»
«Рассмотрено на заседании МО» Руководитель МО __________ /М.Т.Оленицкая_/ от « 31 » августа 2021г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №4 » _____________/А.В.Измайлова/ от «31» августа 2021г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ № 4» _____________/_Н.Я. Измайлова/ от «31» августа 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Здоровое питание»
спортивно-оздоровительное направление
начальное общее, 1 «Б» классы
учителя начальных классов:
Шеховцевой Светланы Ильиничны
Лесосибирск, 2021
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 1 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Лесосибирска», рассчитана на 8 часов в I четверти (по 1 учебному часу в неделю).
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Концепцией спортивно-оздоровительного воспитания российских школьников.
Основные идеи
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.
Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.
Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.
Как показывают исследования специалистов, только 20% родителей знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Реализация программы «Здоровое питание» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правила питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Ученик может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и таким образом осваивать простейшие правила сервировки, т.е. получать реальное практическое значение.
Обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Значение имеет и учет традиций питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.
Для оценки эффективности программы будет проведено анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале и в конце учебного года. Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей.
Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса и к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Цель программы:
создание условий для формирования у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,
- формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;
- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и
укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;
- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа
жизни;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и
здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.
Воспитательные задачи:
- развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с
культурой и историей народа;
- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание
того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры
личности.
Развивающие задачи:
- развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;
- развитие самостоятельности, самоконтроля;
- развитие коммуникативности;
- развитие творческих способностей.
Отличительные особенности программы:
Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Актуальность программа предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Срок реализации 1 четверть.
Формы и методы работы.
Формы обучения : познавательные беседы, экскурсии, наблюдения, решение ситуативных задач по данной тематике.
Методы обучения: Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).Проблемный, частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес?), объяснительно-иллюстративный.
2.Планируемые результаты освоения программы
Первый уровень результатов — приобретение школьниками знаний о полезных продуктах;
правил этикета; о роли правильного питания в здоровом образе жизни.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта соблюдать режим дня; выполнять правила правильного питания; выбирать в рацион питания полезные продукты.
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного ведения здорового образа жизни.
-
Воспитывающий и развивающий потенциал курса конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах здорового образа жизни; -
способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий; -
основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни; -
чувства ответственности за своё здоровье. -
В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
Основу программы составляют практические упражнения:
-
задания на соблюдение режима питания; -
задания на составление рациона питания; -
задания на умение сервировать стол и соблюдение правил этикета; -
задания на знание традиций и кулинарных обычаев разных стран и народов.
-
В ходе обучения по данной программе дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран. Дети начинают соблюдать режим питания, правила гигиены, при выборе блюд и продуктов отдают предпочтение более полезным для здоровья и т.д. -
Обучение по программе строится в занимательной для ребят форме. Оно отличается от традиционных уроков, представляя собой систему игровых заданий, конкурсов, праздников, помогающих ребятам легко и эффективно осваивать секреты правильного питания. -
В рамках программы предусматривается просвещение родителей в вопросах организации правильного питания у детей.
Результатами занятий программы «Здоровое питание» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные результаты:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровое питание» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. -
Проговаривать последовательность действий. -
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. -
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. -
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса. -
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться (на развороте, в оглавлении, в словаре). -
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД:
-
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -
Слушать и понимать речь других. -
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). -
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. -
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).