Файл: Шеховцевой Светланы Ильиничны Лесосибирск, 2021 пояснительная записка рабочая программа курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметные результаты

  • освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания,

  • преобразование и применение, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Обучающиеся научатся

Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

  • знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

  • навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

  • умение определять полезные продукты питания.

  • знание о структуре ежедневного рациона питания;

  • навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

  • умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.


Формы контроля

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся;

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • анкетирование;

  • творческие работы;

  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Содержание программы

Раздел 1. Разнообразие питания, гигиена питания и приготовление пищи.

Если хочешь быть здоров. Полезные и вредные привычки. Из чего состоит наша пища. Как правильно есть (гигиена питания). Режим питания. Игра- соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». Самые полезные продукты. Почему полезно есть рыбу. Почему полезно есть мясо. Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. Продукты разные важны! Из чего варят кашу. Плох обед, если хлеба нет. Советы доктора Воды. Дары леса. Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Игра «Поварята».

Молоко и молочные продукты. Игра «Доскажи словечка».


Где найти витамины зимой и весной. Дид.игра «Поезд». Игра « Венок из пословиц».

Проект «Полезные продукты».

Раздел 2. Этикет.

Как правильно есть. Как правильно вести себя в столовой. Сервируем стол. Игра «Помоги Кубику или Бусинке». Конкурс «Салфеточка».

Раздел 3. Из истории русской кухни.

Что готовили наши прабабушки. Масленица. Кулинары, повара – волшебники. Проект «Здоровое питание».

Игра «Кладовая народной мудрости». Конкурс «Забавных бутербродов». Итоговое занятие «Здоровое питание». Игра «Знатоки».
3.Календарно-тематическое планирование




Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Здоровая пища ,гигиена питания и приготовление пищи.

1.

Если хочешь быть здоров. Полезные и вредные привычки. Из чего состоит наша пища. Как правильно есть (гигиена питания). Режим питания. Игра- соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»

1




2.

Самые полезные продукты. Почему полезно есть рыбу. Почему полезно есть мясо. Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. Продукты разные важны! Из чего варят кашу. Плох обед, если хлеба нет. Советы доктора Воды. Дары леса. Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Игра «Поварята».

1




3.

Молоко и молочные продукты. Игра «Доскажи словечка».

1




4.

Где найти витамины зимой и весной. Дид.игра «Поезд». Игра « Венок из пословиц».

1




5.

Проект «Полезные продукты».

1




Этикет

6.

Как правильно есть. Как правильно вести себя в столовой. Сервируем стол. Игра «Помоги Кубику или Бусинке». Конкурс «Салфеточка».

1




Из истории русской кухни

7.

Что готовили наши прабабушки. Масленица. Кулинары, повара – волшебники. Проект «Здоровое питание».

1




8.

Игра «Кладовая народной мудрости». Конкурс «Забавных бутербродов». Итоговое занятие «Здоровое питание». Игра «Знатоки»

1






Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения
Используемый учебно – методический комплект

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./

Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Оборудование и приборы:

1. Классная магнитная доска.

2. Проектор.

3. Ноутбук

4. Интерактивная доска;

5. Многофункциональное устройство Canon
Дидактический материал:

Красочные таблицы по правильному питанию, здоровому образу жизни, культуре питания, профилактике заболеваний, закаливании, спорте.

Интернет-ресурсы

Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su

Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org

Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru

Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.prav-pit.ru/

http://www.sipkro.ru/
Основная литература:

1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004

5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

Приложение 1

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.

 

Детям 6-7 лет необходимо есть 4-5 раз в день, перерыв между приема­ми пищи - не больше 3-3,5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее гото­виться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваи­вается. Соблюдение режима питания - лучшая профилактика заболеваний ор­ганов пищеварения.

Если пришло время завтракать или обедать, а ребенок совсем не хочет есть, предложите ему выпить стакан сока, молока или съесть яблоко.

Не стоит принуждать ребенка, сердиться, нервничать. Ваши настойчивые уго­воры и требования могут сформировать у малыша стойкое отвращение к еде и привести к развитию анорексии (невротическому нарушению, выражаю­щемуся в отказе от пищи).

Чтобы «разбудить» у ребенка аппетит, перед основным приемом пищи дайте ему овощной или фруктовый салат. Благодаря этому блюду начинает выделяться желудочный сок, и у малыша возникает желание поесть.


Стоит обратить внимание на темперамент вашего сына или дочери. Спокойный, уравновешенный ребенок способен легко «настроиться» на еду, и ап­петит у него возникает сразу, как только он начинает есть. Подвижным, впе­чатлительным мальчикам и девочкам нужно время, чтобы успокоиться и ощу­тить голод. Поэтому не стоит требовать от таких детей, чтобы они немедлен­но приступали к еде. Пусть они помогут Вам накрыть на стол, приготовят по­суду, все это позволит непоседам «настроиться» на еду.

 

  • Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать ор­ганизм всем необходимым.

Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин ребенку лучше предложить молочные блюда (сырники, варени­ки, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность малы­ша в белке, легко усваиваются организмом.

Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребенок съест во время обеда. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток.

Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для орга­низма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребенка обязательно. Особое место среди жировых продуктов занимает сливочное и растительные масла. В них, помимо жира, содержатся витамины D, Е, К, а также полезные минеральные вещества. Сливочное и растительные масла лучше использовать в натуральном виде (бутерброды, добавка к готовым блюдам, заправка для салатов). Дело в том, что при тепловой обработке разрушаются витамины, и масло теряет свои ценные качества. Сливочные масла с различными пищевыми добавками (шоко­ладное, фруктовое, сырное, селедочное) имеют пониженное количество жира, поэтому их можно рекомендовать для детей с избыточной массой тела.

Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Последнее очень важно для предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта (к сожале­нию, распространенных среди детей). К тому же каши легки в приготовлении и ... очень дешевы.

Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. Но вот беда, зачастую при их вы­ращивании используются химические вещества, способные накапливаться в растении. Если Вы не уверены в «экологической безопасности» овощей, перед варкой нарежьте их кусочками и на 30-40 минут залейте холодной водой.


Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Вот почему овощные или фрукто­вые салаты заправляют растительным маслом, майонезом или сметаной, сливками.

Приложение 2
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ.   ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы».

2 или 3 команды должны разложить продукты (названия ко­торых написаны на карточках, или нарисованы) на 3 стола, по­крытые скатертями  трех цветов:

  • зеленой (продукты ежедневного рациона);

  • желтой (полезные продукты, используемые достаточно часто);

  • красной (продукты, присутствующие на столе изредка).

Победителем становится команда, первой выполнившая за­дание правильно.

 

 Динамическая игра «Поезд»

Один ученик исполняет роль светофора. Остальные учащиеся получают по одной карточке с рисунками продуктов. Дети образуют «длинный поезд», держа карточки в руках.

Едет поезд необычный,

Он большой и симпатичный (непривычный).

Нет вагонов, нет колес,

В нем: капуста, мед, овес,

Лук, петрушка и укроп...

Остановка!

Поезд, стоп!

Поезд движется по классу к светофору. По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль светофора, поднимает красный кружок).

Из колонны выходят дети, в руках которых были карточки с рисунками продуктов, которые можно есть лишь изредка.

Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загора­ется желтый свет. Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками полезных продуктов, которые не следует есть каждый день.

В составе поезда остаются самые полезные продукты. Каж­дый ученик рассказывает, чем полезен продукт, изображенный на рисунке.

 

 «Помоги Кубику или Бусинке»

На столе 4 карточки, на которых написаны блюда для завт­рака, обеда, полдника и ужина.

Задание: положите карточки к тем часам, на которых указано время этого приема пищи.

 

Доскажи пословицу

Каждая пословица написана на 2-х карточках, надо найти правильное продолжение.

 Кто не умерен в еде - (враг себе)

 Хочешь есть калачи -  (не сиди на печи)

 Когда я ем -  (я глух и нем)

 Снег на полях -  (хлеб в закромах).

  

Игра «Знатоки»

На столе раскладываются различные колоски. В блюдцах - крупы. Ребятам предлагается по виду колоса определить назва­ние растения (пшеница, гречиха, овес...), а затем найти в блюд­цах соответствующую крупу и тоже назвать ее (манная, гречне­вая, овсяная). Следует обратить внимание ребят на форму крупы, ее размеры, цвет.