Файл: Шеховцевой Светланы Ильиничны Лесосибирск, 2021 пояснительная записка рабочая программа курса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предметные результаты
-
освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, -
преобразование и применение, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Обучающиеся научатся
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
-
знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания; -
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни; -
умение определять полезные продукты питания.
-
знание о структуре ежедневного рациона питания; -
навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания; -
умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
Формы контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся;
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
-
анкетирование; -
творческие работы; -
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Содержание программы
Раздел 1. Разнообразие питания, гигиена питания и приготовление пищи.
Если хочешь быть здоров. Полезные и вредные привычки. Из чего состоит наша пища. Как правильно есть (гигиена питания). Режим питания. Игра- соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». Самые полезные продукты. Почему полезно есть рыбу. Почему полезно есть мясо. Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. Продукты разные важны! Из чего варят кашу. Плох обед, если хлеба нет. Советы доктора Воды. Дары леса. Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Игра «Поварята».
Молоко и молочные продукты. Игра «Доскажи словечка».
Где найти витамины зимой и весной. Дид.игра «Поезд». Игра « Венок из пословиц».
Проект «Полезные продукты».
Раздел 2. Этикет.
Как правильно есть. Как правильно вести себя в столовой. Сервируем стол. Игра «Помоги Кубику или Бусинке». Конкурс «Салфеточка».
Раздел 3. Из истории русской кухни.
Что готовили наши прабабушки. Масленица. Кулинары, повара – волшебники. Проект «Здоровое питание».
Игра «Кладовая народной мудрости». Конкурс «Забавных бутербродов». Итоговое занятие «Здоровое питание». Игра «Знатоки».
3.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Здоровая пища ,гигиена питания и приготовление пищи. | |||
1. | Если хочешь быть здоров. Полезные и вредные привычки. Из чего состоит наша пища. Как правильно есть (гигиена питания). Режим питания. Игра- соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы» | 1 | |
2. | Самые полезные продукты. Почему полезно есть рыбу. Почему полезно есть мясо. Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. Продукты разные важны! Из чего варят кашу. Плох обед, если хлеба нет. Советы доктора Воды. Дары леса. Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Игра «Поварята». | 1 | |
3. | Молоко и молочные продукты. Игра «Доскажи словечка». | 1 | |
4. | Где найти витамины зимой и весной. Дид.игра «Поезд». Игра « Венок из пословиц». | 1 | |
5. | Проект «Полезные продукты». | 1 | |
Этикет | |||
6. | Как правильно есть. Как правильно вести себя в столовой. Сервируем стол. Игра «Помоги Кубику или Бусинке». Конкурс «Салфеточка». | 1 | |
Из истории русской кухни | |||
7. | Что готовили наши прабабушки. Масленица. Кулинары, повара – волшебники. Проект «Здоровое питание». | 1 | |
8. | Игра «Кладовая народной мудрости». Конкурс «Забавных бутербродов». Итоговое занятие «Здоровое питание». Игра «Знатоки» | 1 | |
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения
Используемый учебно – методический комплект
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./
Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Оборудование и приборы:
1. Классная магнитная доска.
2. Проектор.
3. Ноутбук
4. Интерактивная доска;
5. Многофункциональное устройство Canon
Дидактический материал:
Красочные таблицы по правильному питанию, здоровому образу жизни, культуре питания, профилактике заболеваний, закаливании, спорте.
Интернет-ресурсы
Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su
Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org
Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru
Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.prav-pit.ru/
http://www.sipkro.ru/
Основная литература:
1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997
3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
5. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Приложение 1
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
-
Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.
Детям 6-7 лет необходимо есть 4-5 раз в день, перерыв между приемами пищи - не больше 3-3,5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее готовиться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима питания - лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.
Если пришло время завтракать или обедать, а ребенок совсем не хочет есть, предложите ему выпить стакан сока, молока или съесть яблоко.
Не стоит принуждать ребенка, сердиться, нервничать. Ваши настойчивые уговоры и требования могут сформировать у малыша стойкое отвращение к еде и привести к развитию анорексии (невротическому нарушению, выражающемуся в отказе от пищи).
Чтобы «разбудить» у ребенка аппетит, перед основным приемом пищи дайте ему овощной или фруктовый салат. Благодаря этому блюду начинает выделяться желудочный сок, и у малыша возникает желание поесть.
Стоит обратить внимание на темперамент вашего сына или дочери. Спокойный, уравновешенный ребенок способен легко «настроиться» на еду, и аппетит у него возникает сразу, как только он начинает есть. Подвижным, впечатлительным мальчикам и девочкам нужно время, чтобы успокоиться и ощутить голод. Поэтому не стоит требовать от таких детей, чтобы они немедленно приступали к еде. Пусть они помогут Вам накрыть на стол, приготовят посуду, все это позволит непоседам «настроиться» на еду.
-
Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым.
Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин ребенку лучше предложить молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность малыша в белке, легко усваиваются организмом.
Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребенок съест во время обеда. Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток.
Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребенка обязательно. Особое место среди жировых продуктов занимает сливочное и растительные масла. В них, помимо жира, содержатся витамины D, Е, К, а также полезные минеральные вещества. Сливочное и растительные масла лучше использовать в натуральном виде (бутерброды, добавка к готовым блюдам, заправка для салатов). Дело в том, что при тепловой обработке разрушаются витамины, и масло теряет свои ценные качества. Сливочные масла с различными пищевыми добавками (шоколадное, фруктовое, сырное, селедочное) имеют пониженное количество жира, поэтому их можно рекомендовать для детей с избыточной массой тела.
Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Последнее очень важно для предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта (к сожалению, распространенных среди детей). К тому же каши легки в приготовлении и ... очень дешевы.
Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. Но вот беда, зачастую при их выращивании используются химические вещества, способные накапливаться в растении. Если Вы не уверены в «экологической безопасности» овощей, перед варкой нарежьте их кусочками и на 30-40 минут залейте холодной водой.
Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Вот почему овощные или фруктовые салаты заправляют растительным маслом, майонезом или сметаной, сливками.
Приложение 2
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы».
2 или 3 команды должны разложить продукты (названия которых написаны на карточках, или нарисованы) на 3 стола, покрытые скатертями трех цветов:
-
зеленой (продукты ежедневного рациона); -
желтой (полезные продукты, используемые достаточно часто); -
красной (продукты, присутствующие на столе изредка).
Победителем становится команда, первой выполнившая задание правильно.
Динамическая игра «Поезд»
Один ученик исполняет роль светофора. Остальные учащиеся получают по одной карточке с рисунками продуктов. Дети образуют «длинный поезд», держа карточки в руках.
Едет поезд необычный,
Он большой и симпатичный (непривычный).
Нет вагонов, нет колес,
В нем: капуста, мед, овес,
Лук, петрушка и укроп...
Остановка!
Поезд, стоп!
Поезд движется по классу к светофору. По сигналу «Стоп!» на светофоре загорается красный свет (ученик, исполняющий роль светофора, поднимает красный кружок).
Из колонны выходят дети, в руках которых были карточки с рисунками продуктов, которые можно есть лишь изредка.
Поезд движется дальше и снова по сигналу «Стоп» загорается желтый свет. Из колонны выходят дети, в руках которых карточки с рисунками полезных продуктов, которые не следует есть каждый день.
В составе поезда остаются самые полезные продукты. Каждый ученик рассказывает, чем полезен продукт, изображенный на рисунке.
«Помоги Кубику или Бусинке»
На столе 4 карточки, на которых написаны блюда для завтрака, обеда, полдника и ужина.
Задание: положите карточки к тем часам, на которых указано время этого приема пищи.
Доскажи пословицу
Каждая пословица написана на 2-х карточках, надо найти правильное продолжение.
Кто не умерен в еде - (враг себе)
Хочешь есть калачи - (не сиди на печи)
Когда я ем - (я глух и нем)
Снег на полях - (хлеб в закромах).
Игра «Знатоки»
На столе раскладываются различные колоски. В блюдцах - крупы. Ребятам предлагается по виду колоса определить название растения (пшеница, гречиха, овес...), а затем найти в блюдцах соответствующую крупу и тоже назвать ее (манная, гречневая, овсяная). Следует обратить внимание ребят на форму крупы, ее размеры, цвет.