Файл: Развитие физической работоспособности школьников средствами физического воспитания.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты средств физической культуры
1.1. Цели и задачи физического воспитания
1.2. Физические упражнения как средство активного отдыха
1.3. Физкультурные паузы и физкультминутки как средства предотвращения переутомления
2. Соревнования как средство повышения физической
2.2. Основные функции и особенности спортивных соревнований
2.3. Спортивные соревнования как одна из форм спортивно-
351132-0
Развитие физической работоспособности школьников средствами физического воспитания
Содержание
Введение
351132-0 1
Введение 4
1. Теоретические аспекты средств физической культуры 6
1.1. Цели и задачи физического воспитания 6
1.2. Физические упражнения как средство активного отдыха 11
1.3. Физкультурные паузы и физкультминутки как средства предотвращения переутомления 13
Выводы по первой главе 15
2. Соревнования как средство повышения физической 16
активности школьников 16
2.1. Характеристика соревновательного метода и особенности его применения в физическом воспитании младших школьников 16
2.2. Основные функции и особенности спортивных соревнований 21
2.3. Спортивные соревнования как одна из форм спортивно- 23
массовой работы в общеобразовательной школе 23
Выводы по второй главе 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение
Актуальность темы исследования. В жизни детей двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции совершенствования механизмов адаптации гармоничного физического развития и состояния здоровья. Растущий организм испытывает потребность в движениях. Удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности. По данным научных исследований более половины детей испытывают постоянные учебные перегрузки и затруднения в усвоении учебных образовательных предметов, страдают хроническими эмоциональными перегрузками, ведут нездоровый образ жизни [4].
Отсюда, около половины учащихся, кроме как на учебных обязательных занятиях по физическому воспитанию, к физическим упражнениям больше не обращаются, и среди школьников только примерно каждый седьмой выходит на оптимальный уровень двигательной активности. Существующая система физического воспитания не полностью восполняет генетическую потребность школьников в движении и отрицательно сказывается на их здоровье.
Повышение и формирование физической активности подрастающего поколения в настоящее время - актуальная социально-педагогическая проблема. Физическая активность является ведущим фактором роста, развития и формирования здоровья детей и подростков. Современные условия обучения и воспитания характеризуются интенсификацией учебного процесса, повышением объема учебных и статических нагрузок, что создают серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной и физической активности.
Отмечается также низкий уровень мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом, так как большую часть свободного времени, проводят в компьютерных клубах, возле телевизора и ведут малоподвижный образ жизни. Вместе с тем, убедительно доказано, что гипокинезия способствует снижению функциональных возможностей детского организма, нарушает деятельность внутренних органов и костно-мышечной систем [4].
-
связи с вышеизложенным, продолжает быть актуальной проблема разработки новых эффективных методик по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ и поиска таких сочетаний средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес у занимающихся к систематическим занятиям физической культурой, активизировать физическую активность на уроках и внеурочных занятиях, способствовать комплексному развитию двигательных и психологических качеств, формированию здорового образа жизни.
Из выше сказанного можно сформулировать проблему данного исследования: какова может быть методика повышения физической активности школьников, учитывающая их интерес к занятиям физическими упражнениями?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Цель исследования – изучить методику повышения физической активности детей младшего школьного возраста, основанную на интересе детей к состязаниям.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования - методика повышения физической активности учащихся младшего школьного возраста.
1. Теоретические аспекты средств физической культуры
1.1. Цели и задачи физического воспитания
Физическая культура - часть культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития, а также это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Культура здоровья — это система установленных принципов, образов поведения, ценностей, жизненных представлений, совокупность средств и методов, позволяющих людям успешно выполнять личные и социальные функции. На современном этапе, состояния здоровья молодежи вызывает особую тревогу.
По данным Министерства здравоохранения России из 6 млн подростков в возрасте 15-17 лет у 94,5 % были зарегистрированы различные заболевания. Культура здоровья молодежи и общества, его нравственный потенциал служит основанием для того, чтобы рассматривать проблему здоровья молодежи, как приоритетную проблему.
Реформы, затронувшие всю современную систему высшего образования, не обошли стороной физическое воспитание. Однако его совершенствование основано на старых концептуальных положениях, когда в процессе физкультурно-спортивной деятельности решались задачи преимущественно двигательного характера, которые не приносят результатов в формировании физической культуры здоровья студентов. Такая ситуация, является следствием не разработанности культурологического аспекта физического воспитания, его односторонней ориентации на физическое развитие и недостаточное внимание для развития интеллектуальной и духовной сфер человека.
Однако отечественной научной педагогической школой накоплен большой опыт по исследованию процесса физического воспитания будущего специалиста, активно ведутся научные поиски, в которых представлены многочисленные взгляды и подходы к пониманию сущности физического воспитания, его специфики в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Нормативно-правовые документы, а также результаты научных исследований, а аккумулируют основные подходы, точки зрения и позиции в реализации учебно-воспитательных задач Вуза, в том числе и по физическому воспитанию.
Поэтому основными задачами по физическому воспитанию являются:
трактовка роли и целей физического воспитания на современном этапе, реформирование высшего образования в РФ содержание физического воспитания студенческой молодежи;
внутренними и внешними условиям эффективности процесса физического воспитания;
разработкой технологий физического воспитания студенческой молодежи в процессе, как учебной, так и не учебной деятельности.
В спортивной практике посвященной этой проблеме, физическое воспитание трактуется, как управление процессом развития физической культуры личности, посредством создания благоприятных для этого условий, к которым относится :воспитательная среда, мотивация обучающегося, личность воспитателя и т.д. Следует заметить, что концепция разных авторов отличается разнообразием форм этого процесса, что позволяет говорить не столько о жестком регламентировании, сколько о тщательно организованном направлении процесса развития физического воспитания в вузе, основная цель которого - формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и
туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. С точки зрения специалистов в области физической культуры и спорта, важным представляется выделение в процессе физического воспитания двух взаимосвязанных компонентов:
а) обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности;
б) вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности.
Формирование физической культуры необходимо проводить и во внеурочное время (участие в массовых стартах, спартакиадах, туристических походах).Все это позволяет поддерживать нормальное физическое развитие, работоспособность в учебной группе, трудовой, досуговой и других сферах их жизнедеятельности; совершенствовать жизненно важные двигательные умения и навыки; приобщать к усвоению навыков самостоятельной работы по физической культуре; нарабатывать умения и навыки личной и общественной гигиены. Выделяют две основные группы ценностей в физическом воспитании: общественную и личную.
К общественной группе ценностей относят:
а) общий уровень знаний о методах и средствах физического развития и совершенствования человека;
б) общий научно - технологический потенциал физической культуры, который составляет ей интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека;
в) накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовленности молодёжи;
д) общественное мнение и уровень престижности физической культуры в обществе.
К личностной группе ценностей относятся:
-
Глубина, полнота знаний о сущности и правилах физической подготовки, методы организации физической активности. Всё это в совокупности характеризуется, как уровень физкультурной образованности; -
Уровень личных физических качеств, умений и навыков, физическая работоспособность; -
Структура и направленность мотивации физической активности человека в основе которой лежит физкультурная образованность. Всё это вместе взятое формирует потребность здорового образа жизни.
Таким образом, физическое воспитание играет весомую роль не только в восстановлении, поддержании, развитии, но и в совершенствовании физических и духовных способностей человека.
Для того, чтобы определить роль и значение физической культуры, для развития личности и общества, необходимо выделить её функции.
Единственно правильным, с нашей точки зрения, способом определения социальных функций физического воспитания является культурологический подход на основе концепций деятельности и потребностей.
Утомление – состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство, отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.
Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений.
Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.). Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон. Переутомление – это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе.
Принято считать, что существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.