Файл: Развитие физической работоспособности школьников средствами физического воспитания.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты средств физической культуры
1.1. Цели и задачи физического воспитания
1.2. Физические упражнения как средство активного отдыха
1.3. Физкультурные паузы и физкультминутки как средства предотвращения переутомления
2. Соревнования как средство повышения физической
2.2. Основные функции и особенности спортивных соревнований
2.3. Спортивные соревнования как одна из форм спортивно-
2.2. Основные функции и особенности спортивных соревнований
Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.
Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека. Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.
Как мы видим, физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, следовательно, оказывает большое влияние на развитие человека, им занимающегося, в обществе.
Соревнование – узловое образование системы спорта в обществе. По существу, без соревнований спорта невозможен, а без любого другого элемента (к примеру, спортивной ориентации или отбора), но при наличии соревнований спорт не утрачивает свой смысл, хотя значительно может обедняться. Именно в соревновании и просвечивается наиболее концентрированно социальная сущность спорта, через соревнование и в соревновании спорт предстает в качестве специфических общественных отношений, которые называются спортивными отношениями.
Соревнования возникают, когда у человека появляется как минимум установка «сделать что-то лучше, чем кто-то» и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Более полноценным является вариант, когда все соперники осознают соревновательность своих действий и одновременно имеют установку на выигрыш друг у друга. Особый статус имеет «рекордный» вариант соревновательного проявления
, когда спортсмен имеет установку сделать что-то лучше всех» в прошлом, настоящем и будущем.
Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.
-
играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.
Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания. Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования - одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.
Спортивные соревнования - яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения [11, 27, 39].
2.3. Спортивные соревнования как одна из форм спортивно-
массовой работы в общеобразовательной школе
Сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать много лучшего, и динамика развития показателей здоровья неблагоприятна. Три школьных урока физической культуры в неделю не позволяют у учащихся полностью выработать потребность к регулярным занятиям физической культурой [4].
Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в учреждениях образования становится составной частью учебно-воспитательного процесса физического воспитания учащихся и программы "Здоровье школьника".
Внеклассная работа учителя физкультуры по физическому воспитанию учащихся включает в себя:
-
организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (семинары и консультации для учителей и классных руководителей по вопросам проведения физкультурных минуток на общеобразовательных уроках, использования физических упражнений и игр в перерывах между уроками, физкультурных занятий во время спортивного часа в ГПД и другим вопросам физического воспитания учащихся);
-
организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и туристских мероприятий, спортивных соревнований круглогодичной спартакиады учреждения образования, соревнований по смотру уровня физической подготовленности учащихся "Олимпийские надежды России", физкультурных праздников, дней здоровья и т.д.;
-
обеспечение активной деятельности физкультурного актива; -
организацию и проведение занятий (в том числе и для начальных классов) в спортивных и физкультурных кружках (по желанию учителя); -
подготовку и участие сборной команды учреждения образования в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях; -
ремонт инвентаря и оборудования в течение учебного года.
Задачи, решаемые в процессе внеклассной работы, многообразны:
-
содействие укреплению здоровья, закаливанию и разностороннему физическому развитию школьников; -
воспитание их в духе патриотизма, коллективизма и дружбы, выработка высоких морально-волевых качеств, повышение дисциплины и организованности;
-
широкое развитие отдельных видов спорта в школе и повышение спортивно-технических результатов учащихся; -
подведение итогов учебно-тренировочной работы, выполнение спортивной классификации, выявление интересов детей к отдельным видам спорта, привлечение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями, пропаганда и популяризация спорта.
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации. Особое внимание при проведении этих мероприятий уделяется соответствию учебному материалу, изучаемому на уроках, чтобы сочетание учебных и внеклассных мероприятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей, содействовало укреплению здоровья, прививало учащимся любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, дней здоровья и т.д. В начальных классах физкультурные праздники обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям [3].
Выводы по второй главе
Спортивные соревнования завершают определенные этапы учебно-воспитательной работы. В условиях соревнований, усложненных спортивной борьбой и повышенной ответственностью за свои результаты перед коллективом, учащийся демонстрирует достигнутые успехи в освоении движений, максимально проявляя при этом морально-волевые и физические качества. Все это способствует сплочению коллектива и позволяет педагогу глубже изучить особенности своих воспитанников и в соответствии с этим вносить коррективы в учебно-педагогический процесс.
Ориентирование на предстоящие соревнования повышает интерес к учебной деятельности. Особенно благоприятно влияние на качество работы учащихся на уроке оказывает установка на будущие соревнования классов-команд по учебной программе.
Массовые соревнования, спортивные праздники, которые обычно красочно оформляются, четко организуются, обеспечивают решение задач воспитания в школе. Соревнования и праздники, в которых участвует весь коллектив школы, традиционно соблюдают торжественный ритуалы, подобные ритуалам Олимпийский игр и Спартакиады. К проведению массовых соревнований привлекаются как учащиеся
, так и весь педагогический коллектив.
Заключение
Результаты исследования позволяют говорить о том, что для повышения физической активности детей младшего школьного возраста, основанной на интересе детей к состязаниям, необходимо придерживаться рекомендаций.
-
Более широкое применение в процессе занятий физической культурой соревновательного метода. Необходимо использование соревновательного метода на каждом втором уроке. Не следует также забывать о том, что игры и соревнования являются физическими упражнениями и на них распространяется правило о периодической смене состава предлагаемых игр и состязаний, что позволит стимулировать интерес учащихся к занятиям физической культурой.
-
учащимися 1-2 классов элементы соревнований следует ограничить играми, имеющими соревновательный характер («К своим флажкам», «Передача мячей», «Кто дальше бросит?», «Мяч среднему», «Вызов номеров», игры – эстафеты и др.), а для учащихся III-IV классов в соревнования включать элементы видов спорта, входящих в общеобразовательную программу. При применении соревновательного метода важно формы метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятий, формы построения и имеющихся условий.
Целесообразно применять на уроках физической культуры следующие формы соревновательного метода: соревновательные упражнения, задания, эстафеты.
Эффективны такие формы занятий, как использование полос препятствий (круговая тренировка, где на станциях используются различные тренажеры).
-
Увеличение количества спортивных соревнований, проводимых во внеурочное время: Спортивные соревнования и спортивно-массовые мероприятия должны планироваться равномерно в течение учебного года и проводиться ежемесячно, в том числе и во время осенних, зимних и весенних каникул в форме физкультурных праздников, детских игр, Дней здоровья и т.п. При этом особое внимание следует обращать на привлечение к участию в спортивно-массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях практически всех учащихся, в том числе отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры. Данный контингент учащихся с успехом привлекается к оформлению мест соревнований, участию в мероприятиях в качестве членов жюри, судейству соревнований, а также участию в различных конкурсах (например, конкурс рисунков на спортивную тему), викторинах («Здоровый образ жизни», «Знатоки спорта» и др.). Продолжительность мероприятий не должна превышать одного-двух часов для учащихся I - IV классов. Тематика спортивных соревнований и спортивно-массовых мероприятий должна учитывать возраст, физические способности и физическую подготовленность учащихся, климатические и погодные условия, традиции учреждения образования, наличие физкультурно-спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, а самое главное, должна прослеживаться тесная связь с учебно-воспитательным процессом учреждений образования и являться продолжением действующих учебных программ по физической культуре.