Файл: Развитие физической работоспособности школьников средствами физического воспитания.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты средств физической культуры
1.1. Цели и задачи физического воспитания
1.2. Физические упражнения как средство активного отдыха
1.3. Физкультурные паузы и физкультминутки как средства предотвращения переутомления
2. Соревнования как средство повышения физической
2.2. Основные функции и особенности спортивных соревнований
2.3. Спортивные соревнования как одна из форм спортивно-
Профилактика и восстановление организма при усталости, утомлении и переутомлении являются необходимыми процедурами. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют поддержанию работоспособности. Занятия физической культурой и спортом дарят человеку счастье, здоровье, силу, гибкость, умение владеть своим телом и собой.
Каждому студенту необходимо осознать благотворную роль физических упражнений. Однако не для всех еще они стали постоянными спутниками жизни. Объясняется это явление, разными причинами: лень, отсутствие времени, условий для занятий и т.п. Вместе с тем многие студенты хотели бы заниматься физкультурой в свободное от учебы время, но не знают, как это сделать. Всего 25 минут энергичных физических упражнений в день помогут справиться с утомлением. У большинства учащихся, которые начинают заниматься фитнесом, значительно улучшается общее эмоциональное состояние.
Физические упражнения или любая физическая деятельность помогают поднять настроение, повысить мышечный тонус. Студенты, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они умеют снять эмоциональное напряжение с помощью физических упражнений. Физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека. Систематические занятия физическими упражнениями также оказывают положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности.
1.2. Физические упражнения как средство активного отдыха
Физические упражнения во внеучебное время играют особую роль в развитии общей выносливости и, как следствие, повышении работоспособности. В этих целях обычно применяются упражнения циклического характера: бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.
Оздоровительный бег является самым доступным и эффективным средством поддержания и повышения работоспособности. Общее влияние бега на организм связано с изменениями функционального состояния ЦНС, компенсацией недостающих энергозатрат, функциональными сдвигами в системе кровообращения. Кроме того, тренировка в беге на развитие выносливости является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение, что, в свою очередь, ведет к повышению риска инфаркта миокарда в результате избыточного поступления в кровь гормонов надпочечников - адреналина и норадреналина. Особенно полезен в этом отношении вечерний бег, который снимает отрицательные эмоции, накопленные за день, и "сжигает" избыток адреналина, выделяемого в результате стрессов.
Таким образом, бег является лучшим природным транквилизатором, более действенным, чем лекарственные препараты.
Оздоровительный бег оптимальной дозировки в сочетании с водными процедурами является лучшим средством борьбы с неврастенией и бессонницей.
Успокаивающее влияние бега усиливается действием гормонов гипофиза - эндорфинов, которые выделяются в кровь при беге на выносливость. В процессе физической нагрузки их содержание в крови возрастает в пять раз по сравнению с состоянием покоя, и повышенная их концентрация удерживается в течение нескольких часов после завершения тренировки. Эндорфины вызывают состояние своеобразной эйфории, ощущение радости, физического и психического благополучия, подавляют чувство голода и боли, в результате чего резко улучшается настроение. Психиатры широко используют циклические упражнения при лечении депрессивных состояний независимо от их причины.
В результате более полноценного отдыха ЦНС повышается не только физическая, но и умственная работоспособность. Многие ученые отмечают повышение творческой активности и плодотворности научных исследований после начала занятий оздоровительным бегом (даже в пожилом возрасте).
Плавание. Регулярные занятия плаванием благоприятно влияют на ЦНС, процессы восстановления и повышения работоспособности. Это прежде всего связано со спецификой водной среды. Плывущий в воде человек находится почти в невесомом состоянии, находясь в горизонтальном положении. Эти необычные условия способствуют тому, что функции организма протекают иначе, чем в вертикальном положении, когда человек стоит или передвигается по земле. При плавании на центры головного мозга воздействует целый поток новых раздражителей, вызванных движениями в полувесомости, горизонтальным положением тела, глубоким дыханием, давлением воды на область грудной клетки и кожный покров тела и др. На все эти раздражители из соответствующих центров головного мозга посылаются новые ответные реакции. А те центры головного мозга, которые активно функционировали в наземных условиях, в это время отдыхают, восстанавливаются. Поэтому после плавания с оптимальной нагрузкой человек чувствует себя обновленным, бодрым, способным продолжать учебную или другую деятельность.
Регулярные занятия плаванием способствуют улучшению сна, содействуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.
Лыжный спорт. Ходьба на лыжах по своим функциональным характеристикам относится к циклическим аэробным упражнениям и оказывает эффект, схожий с оздоровительным бегом и плаванием. Занятия на свежем воздухе в общении с природой оказывают положительное влияние на нервную систему, нормализуют процессы торможения и возбуждения, "успокаивают" организм после наряженной умственной деятельности.
1.3. Физкультурные паузы и физкультминутки как средства предотвращения переутомления
Физкультурная пауза — выполнение физических упражнений в период трудовой и учебной деятельности с целью достижения срочного активного отдыха для профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса, прежде всего от его напряженности.
Физкультурные паузы и их сокращённый вариант - физкультурные минутки - по своей направленности существенно отличаются от вводной гимнастики. Основная их задача - обеспечить активный отдых организму в процессе определённой трудовой деятельности. Они проводятся при появлении первых признаков утомления. Упражнения должны подбираться так, чтобы они обеспечивали переключение деятельности на мышечные группы, не участвующие в основной работе и в меньшей степени на участвующих в трудовом процессе. Если же трудовые движения отличаются большим разнообразием, то широко применяются растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения. Вместе с тем в заключительной части паузы должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые движения.
Физкультурные паузы включают, как правило, 7-9 упражнений, каждое из которых повторяется 5-8 раз. Общая длительность комплекса физкультурной паузы 6-8 мин. Физкультурные минуты представляют собой кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 мин, когда выполняются 2-3 физических упражнения.
Основное назначение физкультминуток — расслабить работающие мышечные группы, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковременный отдых организму. Физкультминутки включают не более 3-5 физических упражнений. Каждое из которых повторяется 3-5 раз, причём перерывы между отдельными упражнениями обычно отсутствуют. Длительность комплекса 1,5 мин.
В среднем в режиме физкультминутки выполняются от 2 до 5 раз независимо от других 17 форм производственной гимнастики. Для поддержания высокой работоспособности, активизации восстановительных процессов и профилактики негативных профессиональных факторов (производственные шумы, вибрация, чрезмерная нагрузка на зрительный и другие анализаторы и т.д.) кроме физкультминуток и физкультурных пауз дополнительно предусматриваются занятия физическими упражнениями вне рамок учебного процесса, т.е. во время обеденного перерыва (прогулочная ходьба, непродолжительные игры типа настольного тенниса, бадминтона, волейбола, общеразвивающие гимнастические и дыхательные упражнения и т.д.) и в после учебное время до выхода с учебного заведения (физические упражнения рекреационного и корригирующего характера в комплексе с сауной, контрастным душем и т.п.). Под влиянием физкультурных пауз и физкультминуток улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, что проявляется в увеличении быстроты и точности двигательных действий, а также в снижении числа ошибочных реакций, снижается уровень энергетических трат для выполнения однообразной работы, уменьшается степень асимметрии в показателях артериального давления, улучшаются показатели высшей нервной деятельности и появляется субъективно ощущаемое чувство бодрости.
Примерный комплекс упражнений физкультурной паузы:
Исходное положение (и.п.) - ноги врозь.
1-2 — поднять руки в стороны, вверх, ладони вверх, подтянуться, вдох;
3-4 – исходное положение, выдох. Повторить 7-8 раз.
-
И.п. - ноги врозь.
1 - согнуть левую ногу в колене, левую руку в сторону, правую на пояс, вдох;
2 - и.п., выдох;
3-4 - то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз.
-
И.п. - ноги врозь, руки перед грудью.
На каждый счёт делать рывки руками назад. Выполнять упражнения, сочетая их с ритмичным дыханием (10-15с.).
-
И.п. - ноги врозь, руки на поясе.
1-2 присесть на носках, руки вперед, выдох;
-
И.п. - ноги врозь.
1-2 - наклон туловища влево, левая рука скользит по ноге, выдох; 3-4 - и.п., вдох; 5-8 - то же вправо. Повторить 4-5 раз.
-
И.п. - ноги врозь. 1-2 - поднять руки до уровня плеч, вдох;
3-4 - расслабить руки, свободно опустить и встряхнуть ими, выдох. Повторить 4-5 раз.