Файл: Пластические искусства делятся на две категории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В античности живопись по-прежнему находится в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только религиозным, но и светским целям. Во 2 тыс. до н.э. Крит становится культурным посредником между Египтом и Грецией. В Кноссе и других дворцах острова сохранилось много фрагментов фресок, выполненных в живом реалистическом (натуралистическом) стиле, что сильно отличает это искусство от египетской живописи. Происходит (особенно в Древней Греции) осознание общественной, нравственно - воспитательной значимости живописи, как и всего искусства в целом. О развитии этого жанра в классический период свидетельствуют многочисленные упоминания в письменных источниках; особенно были знамениты росписи Полигнота в Пропилеях Афинского акрополя. Прекрасные образцы древнеримской монументальной живописи сохранились под слоем пепла на стенах домов в городах Помпеи, Геркуланум и Стабии, погибших при извержении Везувия в 79 г., а также в Риме. Это многоцветные композиции с разнообразными сюжетами, от архитектурных мотивов до сложных мифологических циклов, в подобных композициях видно знание художником натуры и умение ее передать.

В Древней Греции появилась не дошедшая до нашего времени станковая живопись (на досках, реже - холсте), выполнявшаяся в технике энкаустики (восковая живопись; реже клеевые краски и темпера), которая позволяла выразительно лепить объемы.

Монументальная живопись была одним из основных искусств в раннехристианский период и в Средние века. В этот период фресками украшались стены и своды катакомб, а затем настенные росписи и мозаика стали главными видами украшения храмов в Западной Римской империи, в Византии и других странах Восточной Европы. В средние века в живописи Западной Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивалась преимущественно в церковной христианской идеологии, создавались религиозно-аскетические образы.

В Западной Европе в эпоху Возрождения утверждаются принципы нового, гуманистического искусства, вновь открывающего и познающего материальный мир, в силу этого возрастает роль живописи, вырабатывающей средства реалистического изображения действительности. Фреска получила необычайно широкое распространение в Италии эпохи Возрождения. В своих произведениях художники стремились достичь максимального подобия реальности; особенно большое внимание уделялось передаче объема и пространства: за счет перспективных построений и воздушной (колористической) перспективы.


В XVII веке оформилась система жанров. В XVII-XVIII веках процветает монументально-декоративная живопись, которая существует в единстве с архитектурой и скульптурой и влияющая на эмоциональное восприятие пространства. Так же возросла роль станковой живописи.

Как и другие виды монументального искусства (архитектура, скульптура), монументально-декоративная живопись приходит в упадок. Лишь в конце XIX - начале XX веков делаются попытки возрождения и слияния различных видов живописи с декоративно-прикладным искусством и архитектурой в единый ансамбль. Так же совершенствуются и обновляются технические средства декоративной живописи.

В XX веке роль декоративной живописи возрастает, как изобразительной, стремящейся вовлечь зрителя, так и плоскостной, орнаментальной, гармонирующей с формами современной архитектуры. В то же время станковая живопись по-прежнему играет главную роль, хотя декоративность элементов художественной формы нередко делает станковую картину частью общего архитектурно-художественного ансамбля. В XX веке растет интерес к исканиям в области техники живописи (для монументальной живописи изобретаются новые краски - пироксилиновые в Мексике, силиконовые, на кремнийорганических смолах в СССР), однако по-прежнему преобладает масляная живопись.

1.3 История декоративной живописи в России

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х-XVII вв.) искусство формировалось на основе культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и кочевых сарматов. Искусство каждого региона и племени имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель. Особенно сильное влияние оказала Византия после принятия Русью христианства. Вместе с христианством Русь принята традиции античности, в частности греческой культуры. Русское искусство Средневековья формировалось на стыке двух религий и укладов: христианства и язычества, феодального и патриархального. Язычество и патриархальный уклад жизни еще долго прослеживался в искусстве феодальной Руси.

Для искусства домонгольского времени характерна отличительная черта - монументализм форм. Особое место в нем занимает архитектура. До нас дошли немногие архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о многом мы знаем лишь по археологическим раскопкам и письменным источникам.

В изобразительном искусстве Киевской Руси ведущую роль занимает монументальная живопись - мозаика и фреска. Росписи зданий и сам тип зданий русские мастера восприняли у Византии. Но и в архитектуре и в русской живописи рано начинается переработка византийских традиций. Языческое народное искусство имело сильное влияние на приемы древнерусской живописи.



Росписи не только украшают своды собора, но и воплощают архитектурные идеи в целом. Живопись должна была, как и во всех средневековых храмах, выражать связь небесного и земного. На Руси именно эту технику ждало большое будущее, так как она являлось более дешевой и доступной формой монументального искусства. Фресковых росписей XI в. до нас дошло немного. В Новгородской Софии почти не сохранилось живописи.

Особо в древнерусской живописи выделяется искусство миниатюры рукописных книг. Написанные на пергаменте книги украшались миниатюрами, заставками и инициалами.

В разных землях Древней Руси в местных формах, с местными модификациями рождалась одна общая идея в архитектуре, в живописи, где мозаика уступила место фреске, в прикладных искусствах. Развитие древнерусского искусства было прервано монголо-татарским нашествием. «И тоска разлилась по Русской земле, и грустная печаль течет по Земле Русской», - сказано в «Слове о полку Игореве». Трудно представить какой огромный урон нанесло монголо-татарское иго русской земле и так ослабленной междоусобицами. Разграбленные и со жженые города, уничтожены памятники искусства, художники и зодчие убиты. Лишь в Новгороде и в Пскове, которые выплачивают дань игу, еще продолжается художественная жизнь. Но им в отрыве от других земель трудно сохранять и развивать свои культурные традиции. Возрождение городов и торговли начинается в середине XIV в. Необходимость обороны объединила русские силы и в большой степени способствовала объединению земель, ускорила процесс развития государства и русской народности.век - время расцвета новгородской монументальной живописи. В это время в Новгороде уже сложилась своя местная живописная школа. Кроме того, в конце века местные мастера испытали на себе влияние византийца Феофана Грека.

В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы. Она становится главным культурным центром, собравшим и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. Развивается общенациональное искусство, русские мастера работают бок о бок с иностранными архитекторами и живописцами.

Древнерусское искусство формировалось в тесной связи с религией. Православное мировоззрение создало особые формы храмов и построек, выработало особую технику монументальной живописи и иконописи. Искусство формировалось и трансформировалось в течение более 800 лет, но его формы и традиции еще долго существовали в искусстве последующих столетий.


Русское искусство XVIII столетия было очень неординарным. Перелом в искусстве начался еще в XVII в. Петр посылает людей учится за границу наукам, ремеслу и искусству. Результат этого времени новые идеи, образы и новых жанры. Русское искусство выходит на общеевропейские пути развития, но не отказываясь от многовековых национальных традиций. Переход от старого к новому, приобщению к мировой культуре заметны в живописи петровского времени. С началом XVIII в. главное место в живописи занимает картина маслом со светским сюжетом. Среди станковых картин, монументальных панно главенствующее место отдается портрету.

После смерти Петра начинается «Эпоха дворцовых переворотов». «Еще раз говорю, что все непостоянство мира нельзя сравнить с непостоянством русского двора», - писал в 1730 г. один из посланников. Государственная нестабильность не могла не отразиться на развитии искусства.

Развитие искусства середины XVIII в. делится на два этапа: 30-е годы - время правления Анны Иоанновны, печальная эпоха русской жизни XVIII века, время временщиков, иностранцев, и 40 - 50-е годы - годы правления Елизаветы Петровны, некоторого смягчения нравов предыдущего времени, роста национального самосознания, поощрения всего отечественного, время сложения стиля русского барокко, знаменующего синтез всех видов искусства.

Стиль русское барокко вызвал подъем всех видов декоративно - прикладного искусства. Барочный интерьер - необычайное богатство декора, с изяществом рисунка, прихотливостью общей композиции и нарядностью решения, сказавшихся буквально во всех видах и техниках: в мебели, в только что родившемся отечественном фарфоре, в тканях. Барочный стиль в архитектуре непосредственно отразился на живописи, прежде всего на монументально - декоративной, применявшейся во дворцах и церквях. К сожалению монументальные росписи не сохранились, как и сами интерьеры для которых они исполнялись. Но сохранилось не мало произведений станкового искусства, особенно развитого со времен жанра петровского портрета. Художники елизаветинского периода не учились за границей, обучались в России сохраняя традиции старой русской живописи. Отсюда контрасты не только в творчестве одного художника, но и в одном произведении.

На протяжении XVII столетия русское искусство развивалось по законам Нового времени. Это был непростой путь знакомства и освоения законов общеевропейского развития в короткие сроки, в результате чего русская светская культура заняла достойное место среди европейских школ и сохранила свою специфику.


Первый период XIX в. в России прошли в обстановке всенародного подъема связанного с Отечественной войной 1812 г. Война и восстание декабристов определили характер русской культуры первой трети столетия. Многое изменилось по сравнению с XVIII в. в изобразительных, пластических искусствах. Возросла роль художника, его значимость и право на свободу творчества, которое все больше затрагивало социальные и нравственные темы. Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, которое нередко оказывается в руках самих архитекторов. Стиль того времени - высокий классицизм, так же именуемый русским ампиром.

С 40-х годов заслугами «натуральной школы» Гоголя - русская литература становится трибуной, с которой провозглашаются, дебатируются, исследуются «больные вопросы современности». Тургенев, Толстой, Достоевский - в литературе, русский театр - через Островского, русская музыка - усилиями «Могучей кучки», эстетика - благодаря революционным демократам, прежде всего Чернышевскому, способствовали утверждению реалистического метода как основного в художественной культуре середины и второй половины века.

С окончанием народного движения в 90-е годы многие художники - передвижники испытали творческий упадок и ушли к развлекательной жанровой картине. Сложные жизненные процессы обусловили разнообразие художественных форм этих лет. Вы виды искусства выступали за обновление художественного языка, за высокий профессионализм. Для художников конца XIX в. свойственны иные формы художественного творчества, чем у передвижников. Уроки пленэрной импрессионистичной живописи, композиция «случайного кадрирования», свободная живописная манера - все это результат эволюции изобразительных средств во всех жанрах искусства. Художники пробуют себя в разных техниках и видах искусства - от монументальной живописи до декоративно - прикладного искусства.

Художественная жизнь середины 40-х - 50-х годов ХХ в. необычайно активна. Местные передвижные, городские, республиканские, межреспубликанские выставки перемежаются со всесоюзными, обычно приуроченными к знаменательным датам. Однако в послевоенные годы нарушается общественная норма жизни, ограничиваются демократические свободы. Подобная неблагоприятная общественная обстановка не могла не влиять на творческую атмосферу, пути творчества были так же трудны как и сама жизнь. Создавалось множество бессмысленных, штампованных и мелких работ. В борьбе с этим старались работать лучшие художники, в поисках истинных путей и форм. Сама жизнь давала им новые темы и ставила новые сложные вопросы. Тема войны, темы нравственного и физического испытания советских людей и в послевоенные годы остаются актуальны.