Файл: Проблема индивидуального и коллективного принятия решения (принцип синергизма).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»

Факультет экономики и процессов управления

Кафедра Административного управления и региональной экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Социальное управление организациями государственной и муниципальной сферы»

На тему: «Проблема индивидуального и коллективного принятия решения (принцип синергизма)»

Выполнил (а):

Студент(а) 4 курса ОФО

группа 19-ГМУ

Жуков Леонид Алексеевич

Проверил:

к.э.н., доцен

Шаповалов Владимир Иванович

Сочи, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ


Список использованных источников и литературы 23

ВВЕДЕНИЕ
В нашей жизни мы каждый день сталкиваемся с необходимостью принимать решения, по мере наших возможностей ограничиваясь тем или иным выбором. Индивидуальное принятие решений – процесс неизбежный, однако нередко приводит к неоптимальным результатам или нежелательным последствиям. С другой стороны, коллективное принятие решений предлагает больше ответственности и рационального подхода к проблемам. Тем не менее, как показывает практика, далеко не всегда даже в коллективе достигается идеальный результат.

Для решения этой проблемы существует принцип синергизма, объединяющий усилия людей и изменяющий стандартную логику принятия решений, которая лежит в основе двух подходов. Реализация этого принципа может повысить эффективность принятия решений, стимулировать активное участие в процессе обсуждения и обеспечить максимально благоприятный результат.

В данной работе рассмотрим различные аспекты индивидуального и коллективного принятия решений, и предложим режим синергизма для оптимизации процесса принятия решений и повышения эффективности работы коллектива.

Целью работы является рассмотреть и проанализировать применение индивидуальных и коллективных методов принятия управленческого решения и возможность их совмещения на принципе синергизма на примере руководящей должности госучреждения.

Для достижения цели работы сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты индивидуального характера принятия решений;

  2. Рассмотреть несколько примеров коллективных методов принятия управленческих решений для основы раскрытия темы исследования;

  3. На примере сферы спорта раскрыть проблему перенасыщения «недействительных» спортсменов в краснодарском крае и решить ее засчсет принятия последовательных управленческих решений.

  4. Раскрыть тему и проанализировать результат полученного опыта.


Объектом исследования работы является проявление индивидуальных качеств руководящей должности и взаимодействие сотрудников между собой с помощью коллективного метода принятия решений.

Предметом является реализация методов на примере сферы спорта.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и частные методы познания, в частности формально-логический (анализ законодательства), анализ современных научных исследований; сравнение; сбор данных и статистика, сопоставление фактов, изложенных в публикациях учёных, обобщение, позволившие обеспечить исследование поднятых вопросов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

1.1 Психологические факторы разработки и реализации управленческих решений
На всех важных этапах процесса принятия решений наступает влияние личностных факторов, связанных с личным восприятием проблемы. Мы можем выделить несколько феноменов, связанных с вероятностной оценкой событий: при оценке вероятностей случайных событий, оценке альтернатив, общей оценке эффективности принятого решения.

С вероятностными оценками событий связаны следующие психологические эффекты:

  • Люди склонны переоценивать возможность наступления событий или вероятность случайных исходов, которые соответствуют их представлениям и опыту. Таким образом, людям кажется более вероятным то, что они уже видели или испытали.

  • Человек оценивает вероятность событий с учетом того, насколько легко эти события приходят на ум, запоминаются или возникают в памяти.

  • Субъективная оценка вероятности случайных событий зависит от того, насколько сильно человек верит, что своими действиями он может повлиять на их исход. Иначе говоря, оценка вероятности событий зависит от персональной веры в контролируемость их исхода.

  • Люди завышают вероятность наступления событий с положительным исходом и недооценивают вероятность тех, которые влекут за собой негативные последствия. То есть, приятные и желанные события кажутся человеку более вероятными, чем неприятные и нежелательные.

С оценкой альтернатив связаны следующие феномены:



  • Происходит якорирование эффекта, когда люди основывают свою оценку на предыдущих оценках, которые были даны другими людьми или получены случайным образом (например, бюджетные расходы текущего года могут являться опорной точкой для определения расходов в будущем году).

  • Эффект восприятия риска проявляется, когда человек сознательно ставит перед собой цели и принимает решения для их достижения, что повышает его склонность к риску. Однако в случае, когда риск является принудительным, отношение человека к риску может измениться на противоположное.

  • Инерционный эффект проявляется тогда, когда люди обычно переоценивают значимость первого варианта решения, который пришел им на ум. Как правило, это приводит к тому, что они не затрачивают усилия на поиск других вариантов решения и принимают решение только на основе первоначальной альтернативы. Кроме того, если при решении проблемы генерируются новые идеи, то они оцениваются с точки зрения достоинств первой альтернативы. Также стоит упомянуть эффект дополнительной альтернативы, который проявляется тогда, когда добавление новой альтернативы существенно повышает привлекательность старых вариантов решения.

  • Эффект реактивного сопротивления возникает, когда внешнее давление ограничивает свободу действий или выбора, и вызывает сильную ответную реакцию со стороны человека. Если человеку навязывают или настойчиво рекомендуют какое-то решение, то он может ощутить реактивное сопротивление и не принять это решение.

На этапе оценки и контроля за исполнением решения могут возникать следующие психологические феномены:

  • Люди часто страдают от эффекта чрезмерной уверенности, так как они склонны переоценить правильность своих решений и приводить аргументы, которые их подтверждают.

  • Эффект трудности-легкости означает, что при увеличении сложности задачи количество правильных решений уменьшается, но степень уверенности в их правильности возрастает, а при упрощении задачи количество правильных ответов увеличивается, но уверенность в их правильности снижается.

  • Феномен диссонанса после трудного решения возникает, когда человек сталкивается с противоречием между своими имеющимися знаниями, мнениями и новой информацией или действиями, что может вызвать когнитивный диссонанс. Например, руководитель, вынужденный принять на работу малоквалифицированного сотрудника, может испытывать диссонанс между своим решением и убеждением, что на его должности должны работать только профессионалы.


В целом, психологические проблемы индивидуального принятия решений можно сгруппировать следующим образом:

1) проблемы внимания – человек не может с вниманием относиться к множеству объектов одновременно;

2) проблемы памяти – способность индивидов хранить информацию ограничена;

3) проблемы понимания – человеку сложно качественно установить причинно- следственные связи между событиями, и часто они делаю неправильные выводы из имеющейся информации;

4) проблемы общения – ограничены способности людей обмениваться информацией, т.к. люди используют разные теоретические модели для упрощения реального мира.
1.2 Феномены коллективных решений

Ответственность за принятие важных управленческих решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Именно поэтому в больших частных и государственных организациях в большинстве случаев приветствуется коллективный метод принятия управленческих решений.

Определение круга участников является главным этапом коллективной работы над реализацией управленческих решений. Это временный коллектив, включающий руководителей и исполнителей, сформированный по критериям компетентности, конструктивности мышления, творческой способности и коммуникабельности. Коллективные формы групповой работы, такие как заседание, совещание или работа в комиссии, могут использоваться для подготовки управленческих решений.

Рассмотрим основные феномены коллективных решений:

  • Групповое мышление проявляется в подавлении критического мышления индивидом из-за присоединения к групповым нормам. Соответственно, чем более сплоченная группа, тем больше стремления избежать раскола из-за различных мнений.

  • В случае эффекта поляризации, принятое решение группы может быть более или менее рискованным в зависимости от среднего отношения к риску в группе до обсуждения проблемы.

  • Эффект социальной фисилизации позволяет людям проявлять более высокую активность в присутствии других людей, что облегчает принятие индивидуальных решений. Соответственно, в группе решения могут приниматься легче, чем в одиночестве.

  • Эффект Рингельмана характеризуется уменьшением личных стараний и производительности каждого участника группы в условиях коллективной деятельности.

  • Феномен выученного диссонанса проявляется из-за того, что участники группы осознают невозможность повлиять на окончательное решение, что в свою очередь ведет к предвидению неучтения их индивидуальных предпочтений, что противоречит их личным интересам.

  • Эффекты объема и состава группы могут привести к менее эффективным решениям: слишком большие и слишком малые группы принимают менее эффективные решения, чем группы с оптимальным объемом; слишком однородные и слишком неоднородные группы также могут принимать менее удачные решения.

  • Эффект асимметрии качества решений характеризуется возможностями группы влиять на качество решений рядовых участников по сравнению с руководителем. Также у группы меньше возможностей изменить неудачное решение руководителя.

  • Феномен идиосинкразического кредита проявляется через свободу поведения и высказываний индивида в зависимости от его положения в группе и отклонения от групповых норм, которые могут быть разрешены или запрещены в зависимости от статуса в группе.

  • Феномен ложного согласия возникает из-за недостаточной компетентности, слабости характера, отсутствия личных взглядов и нежелания думать. Также может проявляться феномен демонстративного несогласия.

  • Феномен виртуального решателя заключается во взгляде группы на отсутствующего человека, который бы решил проблему.

  • Явление конформизма проявляется в принятии решений и суждений на основании мнения окружающих, даже если они противоречат собственным взглядам.



1.3 Технология и методы анализа и диагностики проблемной

ситуации

Проблема - это несовершенное состояние системы, которое нуждается в разрешении и является противоречивым. Проблемная ситуация возникает, когда условия не соответствуют потребностям и знаниям субъекта. Она вызывает у него чувство неопределенности и требует осознания. Решение проблемной ситуации начинается с ее понимания.

Противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения, расхождение между тем, что должно быть и тем, что реально имеется – это проблема

В целом в литературе существуют различные технологии и методики анализа проблемной ситуации.

В.С.Юкаева выделяет следующие этапы работы с проблемой [1]:

- разбиение задачи на более мелкие части;

- выделение главных и второстепенных характеристик;

- определение причинно-следственных связей для всех возможных вариантов решения;

- прогнозирование и анализ действий;

- формулирование рекомендаций для проведения действий.

Согласно ей же, руководитель, рассматривая возникшую проблему, должен:

- определить круг лиц, способных разработать и реализовать способы ее решения и получения положительного исхода;

- установить срок разрешения проблемной ситуации;

- оценить и утвердить способы действия;

- обеспечить выделение требуемых средств решения проблемы (трудовых, материальных, финансовых);

- выявить внутренние элементы проблемы, установить степень их влияния на решение проблемы.

Важнейшим аспектом при анализе проблемной ситуации является работа с информацией.

При анализе проблемной ситуации следует помнить:

1) если имеется целый комплекс проблем, следует составить иерархию остроты проблем;

2) следует четко определиться в отношении факторов проблемы – симптом это или причина проблемы;

3) следует помнить, что как во внешней, так и во внутренней среде организации есть управляемые факторы, а есть неуправляемые (иначе поддающиеся управленческому воздействию и слабо или совсем не поддающиеся воздействию факторы), например, внутренние регламенты в организации изменяемы, а законодательство организация не может изменить под ситуацию;

4) при анализе проблемной ситуации и выявлении последствий ее существования, следует мыслить системно (системный подход – решение в одной области отражается, как правило, на всех элементах системы);