ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что форма правления в любом государстве является стержнем социальной и политической жизни.
Сегодня в мире около двух сотен государств. Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
Объект исследования - формы правления.
Предмет исследования - особенности различных форм правления.
Цель исследования - теоретическое исследование и раскрытие основных форм правления.
Исходя из цели, сформулированы задачи исследования:
-
дать понятие формы правления; -
охарактеризовать основные формы правления,
Методы исследования общетеоретические: анализ литературных и информационно-правовых источников, обобщение, сравнение и др.
1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки
Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.
Власть в обществе имеет свои параметры:
– масштабы власти – характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти;
– время власти – период функционирования данной власти, данного органа государственной власти;
– объем власти – количество власти, сосредоточенное в данных руках или органах;
– пространство власти – определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или формально функционирует.
Ядром политики является власть. Власть-это форма социальных отношений, отличающаяся способностью одной стороны влиять на характер и назначение деятельности и поведения другой с помощью экономических, социальных, правовых и других механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия. Она является одним из фундаментальных принципов политического развития общества.
Характерные признаки политической власти:
– верховенство власти – обязательность властных решений для всего общества;
- публичность (действует на основе права от имени всего общества);
- легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны);
– моноцентричность власти – существование единого государственного центра принятия политических решений;
– всеобщность власти – функционирование власти на основе права от имени всего общества;
– наличие многообразия ресурсов власти – экономических, нравственных, социальных, культурных и т. д.
Политическая власть выполняет ряд функций:
-выработка стратегии управления обществом;
-разработка и принятие конкретных решений по основным направлениям развития общества
-оперативное управление и регулирование общественными процессами;
-контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности общества.
Концепции политической власти бывают:
- институциональная: власть рассматривается, как способность социальных институтов выполнять свои функции;
- бихевиористская: власть контролирует поведение граждан;
- дуалистическая:
а) способность правительства управлять;
б) согласие граждан подчиниться;
- социологическая: власть как общественные отношения между крупными социальными структурами.
Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.
2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»
легитимность власть политический господство
Структура политической власти:
1.Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.
Субъекты власти обычно подразделяются на 1) первичные - индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы; 2) вторичные - общественно- политические организации и движения, партии, политические элиты и другие участники политической жизни.
2.Объект власти - это те, на кого направлено воздействие субъекта власти. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.
3.Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект.
Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, имидж, общественно - политический и иной опыт и многие другие
4.Источники власти - это то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.
Основные виды ресурсов политической власти:
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:
— утилитарные;
— принудительные;
— нормативные.
Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.
Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.
Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.
Политическая власть делится на федеральную, региональную, местную. Статья 5 Конституции Российской Федерации гласит, что РФ «состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».[1]
Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. Соперничество между этими властями продолжалось многие столетия. Для многих государств оно не завершено и ныне, при этом исход его далеко не однозначен для многих регионов мира. В светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть разных уровней с разными функциями. Разделение власти на государственном уровне шло неравномерно и сопровождалось острыми конфликтами и даже войнами между королевской властью и парламентами. Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш. Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами. В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе РФ. Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».[1] Законодательная власть в РФ представлена Федеральным собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Исполнительная власть представлена Президентом РФ и Правительством РФ. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Это призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий каким-либо одним из этих институтов и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.
Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти. Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.
Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются Конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
Для современной России характерно противостояние двух тенденций: с одной стороны принятая на референдуме Конституция и принцип разделения властей в его современном западном варианте. С другой стороны, неуклонно набирают силу и требуют участия во власти финансовая олигархия, завладевшая СМИ и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Кто из вышеназванных сил победит покажет ближайшее будущее.
Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти.