ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3 Нетипичные форма правления
Все формы правления (кроме ярко выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. '"Чистых", традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах как правило, соединяют разные черты. Говоря о смешанных и "гибридных" формах правления, мы отмечаем тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии, абсолютной и конституционной монархии, президентской и парламентарной республики. Создание смешанных и "гибридных" форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, что создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами, как, например, тенденция вытеснения роли правительства единоличной властью премьер-министра в условиях парламентарной формы правления. Для парламентарной же республики характерна нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства, то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма - в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки "чистых" форм.
Далее я хотела бы рассмотреть такие нетипичные формы правления как: “Республиканская монархия”, “Монархическая республика”, “Суперпрезидентская республика”
"Республиканская монархия"
Глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия. Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени.
“Монархическая республика”
В современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики
, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора, (может называться как угодно - президентом, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть меняется. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий – узурпирует власть.
Суперпрезидентские республики Латинской Америки
В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов и контр переворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям. Замена президентской формы правления парламентарной могла бы способствовать стабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки. Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких специфических черт, как:
1) Высокая степень централизации государственного аппарата;
2) Гипертрофированное развитие института чрезвычайного положения;
3) Большая роль армии в политической жизни;
4) Преобладание насильственных методов достижения власти (прежде всего поста президента);
5)Почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем;
Характерной чертой президентской формы правления в условиях авторитарных режимов обычно служит наделение исполнительной власти столь широкими законодательными полномочиями, что конгресс превращается в декоративный придаток правительства всевластного президента. Президентское законодательство является по существу основным, а подчас и единственным законодательством в стране.
Заключение
Форма правления - это элемент формы государства, способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании, который показывает, как формируются высшие органы государственной власти, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. Посредством признаков, характеризующих организацию государственной власти можно сделать вывод о прошлом (в смысле предпосылок выбора формы правления определенным государством), настоящем (в смысле учета особенностей формы правления определенного государства), а также, в какой-то степени, и будущем государства (в смысле возможности усиления или ослабления отдельных институтов власти).
Выделяют два вида формы правления - монархию и республику. Монархия, где вся государственная власть сосредоточена у одного человека - монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление. Признаки монархии: а) наличие единоличного главы государства; б) передача власти по наследству представителям правящей династии; в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно; г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности. Виды монархий: абсолютная - вся полнота власти сосредоточена в руках монарха; нет разделения властей; монарх никем и ничем не ограничен, конституция и парламент отсутствуют; конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти: парламентская - власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства; дуалистическая - вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством.
Выделяют гибридные формы правления: монархия с республиканскими элементами, т.е. «республиканская монархия», выборная; республика с монархическими элементами, т.н. «монархическая республика», суперпрезидентская; абсолютной и ограниченной монархии; теократическая республика - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство. Представляется, что формирование нетипичных (гибридных) форм правления благоприятно влияет на взаимодействие органов государственной власти, приводит к стабильности управления страной.
Таким образом, исследование различных аспектов формы правления имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и исполь-зованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением служит современное Российское государство: ошибки и просчеты в разрешении этих вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями.
Список использованной литературы
-
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.; 2014. – 23 июля -
Бялт В. С. Теория государства и права в схемах : учеб. пособие для СПО / В. С. Бялт. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 448 с. -
Грачев Н.И. Сущность государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 4 (117). С. 11-24 -
Иванов В. Теория государства. М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2019. 288 с. -
Кульков М. О. Теоретические проблемы типологии форм государства: автореф. дисс. … к.ю.н. Саратов, 2018. 34 с. -
Мазурина Е.А. Проблема форм государства // Современные проблемы права, экономики и управления. 2019. № 2 (3). С. 158-161. -
Старков О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. — 4-е изд. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 372 с -
Тихомиров Ю.А. Государство в мировом сообществе // Общественные науки и современность. 2017. № 3. С. 15-25. -
Чернова Э.Р. Форма правления // Аллея науки. 2017. Т. 5. № 16. С. 811-814. -
Шаблинский И.Г. К истории рождения современной российской формы правления: взгляд с точки зрения теории сдержек и противовесов//Государство и право. -2018. -№ 6. -С. 110-115.