Файл: Социальное страхование и его функции (Виды социального страхования в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 467
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Система социального страхования в Российской Федерации
Основные принципы и функции социального страхования
Виды социального страхования в Российской Федерации
Глава 2 Законодательное реформирование системы социального страхования
Порядок расчета и уплаты страховых взносов
Глава 3 Сравнение системы социального страхования России и ведущих мировых держав
- к пенсионному договору досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
- обязанности фонда, осуществляющего деятельность по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению;
- особенности уплаты пенсионных взносов;
- особенности учета средств в фонде для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
- гарантии прав работников (их правопреемников в случае смерти работников) на соответствующие денежные выплаты при прекращении пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе в случае реорганизации (ликвидации) работодателя, реорганизации (ликвидации) фонда (фондов), осуществляющего досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, а также в случае расторжения (прекращения) трудового договора с работником независимо от основания.
Предусматривается, что пенсионные программы работодателя разрабатываются на основе типовых пенсионных программ, утверждаемых Правительством РФ.[14]
Размер подлежащих уплате работодателем за счет его средств в пользу работников пенсионных взносов устанавливается пенсионным договором досрочного негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с пенсионной программой работодателя, но не может быть ниже в расчете на месяц:
- 2% выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателем в рамках трудовых отношений в пользу работника, занятого на рабочем месте, класс условий труда на котором соответствует вредному классу условий труда;
- 4% выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателем в рамках трудовых отношений в пользу работника, занятого на рабочем месте, класс условий труда на котором соответствует опасному классу условий труда.[15]
Назначение работнику негосударственной пенсии в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется на основании соответствующего заявления, поданного в фонд, а также документов, подтверждающих наличие у работника пенсионных оснований. Перечень документов, необходимых для назначения работнику негосударственной пенсии в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, правила обращения за указанной пенсией и правила ее назначения устанавливаются пенсионными правилами фонда.
Вводится "мораторий на формирование накопительной пенсии".[16]
Предусматривается направление ПФР суммы страховых взносов в 2017-2019 годах, как и ранее в 2014-2016 годах, в полном объеме на финансирование страховых пенсий (Федеральный закон от 19.12.2016 N 447-ФЗ)
Увеличивается пенсионный возраст для отдельных категорий граждан. Увеличивается предельный возраст пребывания на гражданской службе.
Предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы. Так, в 2017 году этот возраст составит 55 лет и 6 месяцев для женщин, 60 лет и 6 месяцев для мужчин, а с 2032 года - 63 года для женщин и 65 для мужчин.
При этом с 60 до 65 лет увеличивается предельный возраст пребывания на гражданской службе. Также будет поэтапно увеличиваться стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году и последующих годах.
Максимальное значение ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета ее размера, на 2017 год устанавливается продолжительностью 240 месяцев (Федеральный закон от 28.12.2016 N 481-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 02.06.2015 N 531)[17]
Медицинское страхование. Благодаря средствам фонда обязательного медицинского страхования гарантируется бесплатное оказание помощи в рамках программы ОМС застрахованным гражданам при наступлении страхового случая. Сегодня наметилась положительная тенденция к увеличению нормативов финансирования Программы государственных гарантий, причем не только с учетом прогнозируемого уровня инфляции, но и с учетом необходимости увеличения заработной платы медработников в соответствии с Указами Президента РФ.[18]
Бюджет базовой программы ОМС на 2017 и последующие годы Федеральный фонд обязательного медицинского страхования представил проект бюджета на 2017 год. Согласно ему, доходы фонда в будущем году составят порядка 1,7 трлн. рублей, 1,57 трлн. рублей будут направлены в территориальные фонды ОМС в регионах. Базовая программа ОМС на 2017 год включает в себя расходы на: заработную плату работников медицинских организаций; социальное обеспечение работников лечебно-профилактических учреждений, установленное действующим законодательством РФ; начисление оплаты труда и иных выплат; закупку медикаментов, продуктов питания, инвентаря, расходных материалов, химикатов, реактивов, медицинских инструментов и других материальных запасов; оплату стоимости инструментальных и лабораторных исследований, проводимых в других учреждениях; организацию питания (в случае отсутствия организованного питания в лечебно-профилактическом учреждении) оплату транспортных услуг и услуг связи; оплату программного обеспечения; оплату коммунальных услуг и работ, направленных на содержание имущества; арендную плату за пользование имуществом; приобретение основных средств; прочие нужды. На Едином портале раскрытия информации опубликован проект закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Из него следует, что общий объем доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год составит 1,692 трлн. рублей, на 2018 год - 1,758 трлн. рублей, на 2019 год – 1,817 трлн. рублей. Расходы на здравоохранение составляют 99,96% от всего объема расходов ФФОМС, из них 93% составляют субвенции. Планируется, что субвенции регионам в рамках базовой программы ОМС на 2017 год и последующие годы составят: 1,568 трлн. рублей – в 2017 году; 1,632 трлн. рублей – в 2018 году; 1,683 трлн. рублей – в 2019 году. Таким образом, прирост по сравнению с нынешним годом составит: в 2017 году - 110,1 млрд. рублей (7,8%); в 2018 году – 63,7 млрд. рублей (4,1%); в 2019 году – 50,8 млрд. рублей (3,1%). Кроме того, в «Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» заявлен размер подушевого норматива. Он составит: 9 078,3 рублей – в 2017 году; 9 446,8 рублей – в 2018 году; 9 740,7 рублей – в 2019 году. Базовая программа ОМС на 2017 год: изменения Постепенно расширяется перечень видов и методик высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Кроме того, базовая программа ОМС на 2017 год предусматривает выделение обособленных целевых средств в размере 96,6 млрд. рублей на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в программу государственных гарантий. Из них на осуществления госзаказа федеральным учреждениям предназначены 90,7 млрд. рублей, а на совместное финансирование высокотехнологичной помощи совместно с регионами – 6 млрд. рублей. Также сегодня пересматривается деятельность страховых организаций. Предполагается, что застрахованному лицу достаточно будет знать телефон своего поверенного в страховой организации, а ее работник должен будет представлять интересы гражданина и решать все вопросы, связанные с диагностикой и лечением в медицинском учреждении. Финансирование в рамках базовой программы ОМС на 2017 год происходит полностью за счет поступлений из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования на основе единых подушевых нормативов. Этот подход дает возможность повсеместно избавиться от нехватки территориальных программ.[19]
Социальное страхование – разработанный государственными органами комплекс мер, предназначенный для защиты определенных прав пожилых, безработных или нетрудоспособных граждан, а также их родственников в случае потери основного кормильца.
Благодаря такой системе граждане, временно или постоянно неспособные участвовать в коллективном труде, имеют возможность получать материальную помощь специализированных фондов, сформированных из бюджетных трансфертов и страховых взносов.
Функции социального страхования:[20]
- Создание оптимальных условий для восстановления трудоспособности населения.
- Поддержание стабильной политической обстановки.
- Обеспечение общественной справедливости.
- Сокращение разрыва в уровне материальной обеспеченности рабочих и нетрудоспособных слоев населения.
- Повышение уровня жизни нетрудоспособных категорий граждан.
Социальное страхование обеспечивает сохранение трудоспособности населения, и, в то же время, гарантируют оказание материальной помощи нетрудоспособным лицам.
Формы социального страхования[21]
Различают две основные формы системы социального страхования: обязательная и добровольная.
Государственные социальные гарантии, реализуемые за счет внебюджетных фондов, являются формой обязательного страхования. Правительство поддерживает такие фонды денежными ресурсами из госбюджета в случае недостаточности собственных средств, т. е. гарантирует их финансовую стабильность. В свою очередь, обязательное страхование подразделяется на два отдельных подвида: общее и профессиональное. Первое распространяется на всех граждан, осуществляющих рабочую деятельность по трудовому договору или контракту. Второе только на лиц, работающих в неблагоприятных условиях, связанных с получением травм и прочих рисков для здоровья. Денежные выплаты при общем социальном страховании ниже, чем при профессиональном.[22]
В основе добровольного страхования лежат принципы групповой солидарности и свободного волеизъявления. Такая форма системы социального страхования является договорной и способствует минимизации рисков, возникающих в процессе жизнедеятельности граждан. На данный момент рассматривается, как необходимое дополнение к обязательной форме.
Социальные риски, приводящие к частичной или полной нетрудоспособности и потере дохода:
• Травмы, полученные в результате несчастных случаев на производстве.
• Различные болезни.
• Заболевания, связанные с профессиональной деятельностью.
• Трудовая незанятость.
• Материнство.
• Старческий возраст.
• Уход из жизни кормильца.
В соответствии с ними различают аналогичные виды социального страхования.
Итоговые выплаты зависят от размера зарплаты, выработанного стажа, степени потери трудоспособности и действующих законов.
Источники образования фондов социального страхования
- Взносы, уплачиваемые работодателями.
- Взносы, уплачиваемые сотрудниками.
3. Бюджетные субсидии.
Сотрудники организаций оплачивают страховые взносы с помощью прямых вычетов из зарплаты. Размер ставки рассчитывается в процентном соотношении от валового заработка и ограничивается определенной верхней планкой.[23]
Индивидуальные предприниматели уплачивают взносы, соответствующие проценту от заранее оговоренной суммарной зарплаты.
За счет бюджетных субсидий в фонды обязательного страхования поступают взносы за безработных граждан, госслужащих и военных. Осуществляются налоговые льготы и дотации на восполнение денежных резервов при их нехватке.
Средства государственных социальных фондов направляются исключительно на обеспечение соцзащиты граждан и могут быть предоставлены населению в виде денежных выплат или различных льгот и социальных услуг. Материальные формы поддержки населения являются наиболее важными экономическими и социальными аспектами. Пособия и пенсионные выплаты, имеют конкретную целевую направленность на конечного получателя.
Социальные услуги можно получить в различных высших и средне-специальных учебных заведениях, медучреждениях, детсадах и пр.
По функциональной направленности услуги и выплаты подразделяются на три разновидности:[24]
1. Материальные блага, поддерживающие жизнедеятельность населения. Пенсии по возрасту, полной и частичной потери трудоспособности, в связи с уходом из жизни кормильца, оплата больничных листов, пособия по содержанию в специализированных учреждениях и т. п.
2. Выплаты, направленные на покрытие расходов в связи с рождением и воспитанием ребенка. Оплата отпуска по уходу за ребенком, пособие в связи с его рождением и ежемесячные выплаты на содержание.
3. Меры, направленные на восстановление трудоспособности граждан. Оказание медицинских услуг, адаптация инвалидов, перепрофилирование безработных граждан, а также женщин, недавно вышедших из декретного отпуска.
Таким образом, можно сделать вывод, что система социального страхования в Российской Федерации находится в стадии становления и проходит путь поэтапного реформирования, с целью оказания более качественного указания социальных услуг со стороны государства и включения в эту систему личные финансы граждан на добровольной основе.
Глава 2 Законодательное реформирование системы социального страхования
Порядок расчета и уплаты страховых взносов
Налоговый кодекс пополнился главой 34, которая называется «Страховые взносы». В нее входят статьи с 419 по 432, где изложены правила начисления и уплаты взносов; изменена первая часть НК РФ. Суть поправок сводится к следующему: все основные принципы, которые действуют в отношении налогов, с 2017 года распространятся и на страховые взносы.[25]
Второй документ — Федеральный закон от 03.07.16 № 250-ФЗ. Он вводит ряд поправок, отражающих переход контроля над взносами от фондов к налоговикам. Этими поправками в числе прочего предусмотрено следующее:
- 1января 2017 года утратит силу Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ о страховых взносах;
- 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон о персонифицированном учете);
- 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве).
Правила, по которым нужно рассчитывать сумму пенсионных, медицинских взносов, а также взносов в ФСС (кроме взносов «на травматизм») практически не изменятся. Так, облагаемым объектом по-прежнему будут выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, начисленные в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров. Облагаемая база, как и сейчас, будет определяться отдельно по каждому физлицу нарастающим итогом с начала года. Сохранится и предельная величина базы для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (размер предельной величины ежегодно индексируется). Для пенсионных взносов сохранится пониженная ставка в отношении выплат, начисленных сверх лимита, Останутся прежними все тарифы и льготы.[26]