Файл: Социальное страхование и его функции (Виды социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Единственное новшество предусмотрено для суточных. Сейчас от указанных взносов освобождается вся величина суточных, зафиксированная в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. С января 2017 года ситуация изменится. Не платить взносы можно будет только с суммы не более 700 рублей для внутрироссийских командировок, и с суммы не более 2 500 рублей для загранкомандировок. Это закреплено в пункте 2 статьи 422 НК РФ.

Срок перечисления страховых взносов не поменяется. Как и теперь, последней датой уплаты будет 15-е число месяца, следующего за отчетным (п.3 ст. 431 НК РФ). Вести учет взносов и переводить их в бюджет по-прежнему нужно в рублях и копейках.

По взносам «на травматизм» срок уплаты также останется прежним, а именно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который эти взносы начислены.

Начиная с 2017 года, плательщики взносов станут отчитываться не только перед фондами, но и перед налоговиками. С этой целью вводится единый ежеквартальный расчет, который заменил сразу несколько действующих форм: РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС. Сдавать единый расчет в ИФНС страхователи будут не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Компании и ИП со среднесписочной численностью более 25 человек обязаны представлять расчет в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Все прочие плательщики взносов смогут отчитаться на бумаге (п. 10 ст. 431 НК РФ).[27]

Важно, чтобы общая величина пенсионных взносов в расчете совпала с суммой взносов по каждому застрахованному лицу. В противном случае такой расчет признают несданным.

В 2017 году у работодателей останется право возместить суммы пособий (кроме первых трех дней по «недекретному» бюллетеню) из средств Фонда соцстрахования. Страхователь сможет перечислять взносы за минусом пособий. Если же величина взносов окажется меньше, чем сумма пособий, то разницу разрешено зачесть в счет уплаты взносов в следующих периодах, либо запросить у ФСС недостающие средства.[28]

Проверка расходов будет происходить следующим образом. Налоговики, получив от страхователя единый ежеквартальный расчет, передадут сведения территориальному органу ФСС. Инспекторы из соцстраха проверят правильность заявленных расходов путем проведения камеральной или выездной проверки. О результатах они сообщат налоговикам. Если результат окажется отрицательным, ИФНС направит страхователю требование об уплате недостающих взносов. При положительном результате проверки расходы будут приняты, и налоговая при необходимости зачтет либо вернет разницу между взносами и расходами. Добавим, что приведенный выше алгоритм будет применяться по 31 декабря 2018 года включительно. И не везде, а только в регионах, которые еще не присоединились к пилотному проекту по выплате пособий напрямую из ФСС. Начиная с января 2019 года, процедура возмещения уйдет в прошлое, поскольку все без исключения регионы станут получать пособия напрямую из соцстраха.


С января 2017 года проводить камеральные и выездные ревизии по взносам (кроме взносов «на травматизм») будут налоговики. Причем, проверять правильность начисления и уплаты взносов сотрудники ИФНС станут по тем же правилам, по которым они сейчас проверяют начисление и уплаты налогов. Проверку расходов на обязательное соцстрахование, как и прежде, будет проводить ФСС (об этом мы говорили выше). Таким образом, один и тот же период может быть проверен дважды: первый раз налоговой инспекцией, второй раз соцстрахом.

Пенсионный фонд станет контролировать только персонифицированную отчетность, а именно — форму СЗВ-М и новые ежегодные сведения о стаже. Правила переходного периода выглядят следующим образом. Проверки по взносам (кроме взносов «на травматизм»), назначенные в 2017 году и далее, но относящиеся к 2016 году и более ранним периодам, проведут фонды. Обнаружив нарушения и недоимки, сотрудники фонда сообщат о них налоговикам, и те примут соответствующие меры.[29]

Контроль взносов «на травматизм» за все без исключения периоды останется за Фондом соцстрахования.

Возврат излишне уплаченных страховых взносов

В январе следующего года у страхователей сохранится право на возврат переплаты по взносам, но возвращать станут не фонды, а налоговики. Процедура возврата будет такой же, как и для налогов, но появится новое условие. Если излишне уплаченные пенсионные взносы отражены в персонифицированной отчетности, и ПФР разнес их по лицевым счетам, налоговики переплату не вернут. Такое правило закреплено во вновь созданном пункте 6.1 статьи 78 Налогового кодекса.

Граждане, которые работают «на себя», будут по-прежнему платить фиксированные платежи на медицинское страхование. Взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством останутся для них добровольными. Взносы «на травматизм», как и теперь, они платить не будут. В отношении пенсионных взносов предусмотрено одно изменение. Оно касается «индивидуалов», которые получили доходы свыше 300 000 руб. Как и сейчас, к фиксированной величине взносов они будут прибавлять 1 % от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. Как и сейчас, сведения о доходах будут поступать к инспекторам из налоговых деклараций. Но отменят правило, согласно которому в случае непредставления декларации ревизоры начисляют взносы в максимальном размере. Другими словами, со следующего года несданная декларация не обернется для ИП увеличением взносов «за себя».[30]


    1. Реформирование системы социального страхования

По мнению участников рынка услуг по поддержанию здоровья граждан в РФ, уже к 2017 году сегмент добровольного медицинского страхования ожидают немалые потрясения.[31]

Более 50% СК, сегодня активно заключающие договора страхования сотрудников с предприятиями, покинут рынок, не выдержав нагрузки по капиталу.

Частные клиники будут вынуждены плотно сотрудничать с крупными страховщиками по ДМС, чтобы оправдать повышение тарифов, которое неизбежно. ОМС без поддержки на платной основе станет нерентабельным, что приведет к уходу из него части СК.

На фоне грядущих перемен говорить только о реформе в медицинской сфере не приходится. Финансовый рынок, коммерческий сегмент (который сегодня обеспечивает продвижение добровольного страхования сотрудников) и промышленный сектор – перемены затронут всех.

По предварительным оценкам, переход на новые условия работы будет проходить в три этапа.

Требование ЦБ удвоить капитал приведет к уходу с рынка мелких страховщиков. Частные клиники потеряют стабильный канал клиентопотока, что приведет к удорожанию мед. услуг.

На фоне монополии финансово устойчивых СК могут подорожать полисы корпоративного ДМС.[32]

Искусственно созданная монополия в страховой сфере приведет к необходимости государственного вмешательства. В итоге расценки на добровольные программы страховки будут регламентированы. Это сделает их прозрачными.

Сегодня цена в добровольном медицинском страховании действительно устанавливается без понятной схемы оценки рисков. В некоторых новых СК они де-факто скопированы у конкурентов и ничем не обоснованы.

Страхователю в таких условиях сложно оценивать эффективность оформления коллективного договора. Страдает из-за такого подхода и эффективность самой страховки сотрудников.[33]

После прохождения первых двух этапов ситуация должна измениться в лучшую сторону. Ожидается, что в коммерческом сегменте станут нормой:

- Открытые понятные программы совмещения платных и бесплатных услуг ЛПУ;

- Участие застрахованных сотрудников в страховании здоровья;

- Возможность комбинировать риски по ДМС от разных страховщиков.

Главное ожидаемое нововведение – государственное закрепление правил, тарифных сеток, условий комбинированного страхования и законодательный регламент контроля структуры оказываемых медицинских услуг. Только в таких условиях можно уйти от одноканального социального финансирования, – уверены в Гильдии производителей товаров и услуг для нужд медицины.


Страховщики должны взять на себя функции контроля.

По задумке законодателя, изменения в системе медицинского страхования (в основном обязательного, но оно тесно связано с добровольным) должны привести к перераспределению обязательств. Страховщики, задействованные и в ОМС, и в ДМС, должны принять на себя функции:[34]

- контроля качества лечения пациентов-держателей обоих полисов;

- стандартизации условий лечения исходя из удовлетворенности клиентов;

- ведение отчетности по результатам оказанных услуг в ЛПУ.

Сегодня страховщики де-юре выполняют только одну задачу – распределение финансового потока. После реформы у них в распоряжении появятся утвержденные проколы, нормативы, стандарты, которые будут действовать для всех, и позволят оценить эффективность медицинской страховки более объективно. В части медицинского страхования по ДМС это позволит оптимизировать тарифы и подключить к работе только надежных партнеров.

Эксперты предупреждают: страховаться по ДМС можно не у всех. Качество лечения (обязательного и добровольного) – основа и миссия принятых законодателем нововведений. Но их исполнение неизменно приведет ко временному сужению предложения по ДМС. Это важно учитывать уже сегодня, пока страхователи (действующие или потенциальные) только ведут переговоры о продлении/заключении договора для персонала.

Уже сегодня в данной категории услуг важно ответственно подходить к поиску партнера. Эффективный страховой полис ДМС смогут предложить только хорошо капитализированные крупные участники рынка.[35]

В результате изучения законодательства в системе социального страхования, можно сделать вывод о усилении контроля, как со стороны государства, так и со стороны других участников ранка страховых услуг за своевременность и полноту уплаты страховых взносов, а также за качество предоставляемых социальных услуг.

Глава 3 Сравнение системы социального страхования России и ведущих мировых держав

Система социального страхования реализует функции по охране здоровья, социального обеспечения граждан и влияет на качество их жизни. Согласно докладу ООН от 2014 года, Россия занимает 57-е место из 144 стран в общем списке рейтинга по уровню жизни. Это позволяет сделать предположение о слабости отечественной системы социальной защиты населения и системы социального страхования.


Для всестороннего изучения сравнения системы социального страхования необходимо:

  1. Выявить природу и содержание системы социального страхования как императива системы социальной защиты;
  2. Провести сравнительный анализ статистических данных систем социального страхования России и за рубежом;
  3. Выявить основные тенденции социального страхования РФ;
  4. Оценить эффективность государственного регулирования социального страхования, как системообразующего элемента социальной защиты.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, поэтому социальной защите уделяется серьезное внимание. Согласно ФЗ РФ «Об основах обязательного страхования от 9 июня 1999 г. № 165-ФЗ, обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от него основаниям.[36]

В России предусмотрены различные виды социального государственного страхования населения.[37]

1.  Обязательное  пенсионное  страхование.

2.  Обязательное  страхование  на  случай  временной  нетрудоспособности 

(болезни)  или  материнства; 

3.  Обязательное  страхование  от  несчастных  случаев  на  производстве  и  профессиональных  заболеваний; 

4.  Обязательное  медицинское  страхование.

Система государственной социальной поддержки в каждой стране имеют различия в подходах и методах. В таблице 1, содержащей данные Организации экономического сотрудничества и развития, приведена сравнительная характеристика систем социального страхования России и ряда развитых стран (данные на 20 апреля 2015 г, по курсу валюты: доллар – 51,47, евро – 55, 41, шведская крона 5,89 руб.).[38] Из  данных  таблицы  можно  сделать  вывод  о  том,  что  в  России,  как  и  в европейских  странах,  система  социальной  защиты  населения  финансируется  в  основном  за  счет  страховых  взносов.  Но  в  России  эти  страховые  взносы  уплачивают  только  работодатели,  работники  при  желании  могут  вносить  свои  средства  в  негосударственные  фонды.  В  России  наблюдается  самое  наименьшее  ограничение  по  размеру  облагаемого  взносами  дохода  и  высокая  степень  государственного  вмешательства  в  систему  социальной  защиты  населения.