Файл: Социальное страхование и его функции (Виды социального страхования в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 463
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Система социального страхования в Российской Федерации
Основные принципы и функции социального страхования
Виды социального страхования в Российской Федерации
Глава 2 Законодательное реформирование системы социального страхования
Порядок расчета и уплаты страховых взносов
Глава 3 Сравнение системы социального страхования России и ведущих мировых держав
В отличие от других стран, в России ПФР и ФСС одновременно выполняют функции, как фонда, так и органа управления и контроля. ПФР администрировала взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Взносы на другие виды обязательного страхования администрировала ФСС. С 1 января 2017 года этим занимаете налоговая инспекция. В других странах этим занимаются отдельные органы. Во всех рассматриваемых странах общий контроль над всей системой социального страхования осуществляют министерства.
В России этим занимаются Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика систем социального страхования
Параметры сравнения |
США |
Германия |
Франция |
Швеция |
Россия |
Основные источники финансирования |
Социальный налог и другие налоги |
Страховые взносы |
Страховые взносы |
Страховые взносы и налоги |
Страховые взносы |
Плательщик |
Работодатель и работник |
Работодатель и работник |
Работодатель и работник |
Работодатель и работник |
Работодатель |
Степень государственного вмешательства |
Высокая |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
Максимальная база в месяц в нац. валюте |
9750 долларов |
4462.5 евро |
3129 евро |
36718 шведских крон |
53333 рублей |
в рублях |
501833 |
247267 |
173378 |
216275 |
53333 |
Относительный показатель сравнения (в сравнении с Россией), раз |
9,4 |
4,6 |
3,3 |
4,1 |
1 |
Распределение тарифов страховых взносов в 2014 г. представлено в таблице 2.[39]
Таблица 2. Распределение тарифов страховых взносов в 2014 г.
|
|
|
США |
13,65 |
7,65 |
Германия |
19,28 |
20,18 |
Франция |
41,00 |
18,80 |
Швеция |
31,42 |
7,00 |
Россия |
30,00 |
0,00 |
Наибольшая нагрузка на работодателей наблюдается во Франции. В отличии от зарубежных стран, в России страховые взносы платят работодатели: в Пенсионный фонд – 22% от фонда оплаты труда, в ФФОМС – 5,1%, в ФСС - 2,9%. Итого 30%. В Германии работодатель и работник платят примерно по равной ставке.
В таблице 3 представлен уровень расходов на социальное обеспечение.[40]
Таблица 3. Расходы на социальное обеспечение на 2015 год
Страны |
Удельный вес затрат на все виды социального обеспечения, % ВВП |
США |
20,0 |
Германия |
26,2 |
Франция |
33,0 |
Швеция |
28,6 |
Россия |
17,0 |
Доля ВВП, которая используется на социальные цели в России, составляет лишь 17%, и это самый низкий показатель среди развитых стран.
Уровень страховых выплат в зарубежных странах замещает около 60-80% от прежнего заработка. Этого в нашей стране пока еще нет. Следовательно, можно говорить о том, что в России не создана эффективная система социального страхования, поскольку страна не достигла соответствующего развития.
Обеспечить государственные гарантии человеку призван производящий основную часть страховых выплат Фонд социального страхования. ФСС работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплат по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством.[41]
При рассмотрении тенденций развития фонда социального страхования РФ, необходимо обратиться к данным ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ» за 2012-2017 гг., на основе которых, построена диаграмма, представлена на рисунке 1. Диаграмма показывает, что с 2013 года до 2015 года наблюдается снижение доходов и расходов бюджета. В 2015 году видно превышение доходов над расходами. Госдума приняла поправки в бюджет ФСС на 2017 год, согласно которым объем доходов бюджета в 2017 году сокращается, а расходы увеличиваются по сравнению с 2014 года. Основной причиной снижения доходов ФСС стало снижение поступлений на социальное страхование в связи с сокращением фонда оплаты труда приблизительно на 2,5%, а рост расходов связан, в том числе, с повышением рождаемости и увеличением соответствующих выплат.
Дефицит бюджета ФСС является одной из основных проблем системы социального страхования. На прогнозные 2018 и 2019 год планируется рост доходов и расходов бюджета ФСС.
Рисунок 1. Сравнительная диаграмма общего объёма доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования, млн. руб.[42]
Также целесообразно обратиться к данным Заключения Счётной Палатыот 10 октября 2016 года по разделу «Социальная политика», которые представлены в таблице 4.
Таблица 4. Расходы Федерального бюджета на межбюджетные трансферты в бюджет ФСС РФ[43]
|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
закон |
роспись |
законопроект |
|||
Раздел 10. «Социальная политика», млн. руб. |
28731,6 |
31908,5 |
15996,5 |
5499,2 |
6183,6 |
Изменение к предыдущему году, млн. руб. |
− 79411,9 |
−79300,3 |
−15912,0 |
−10497,3 |
684,4 |
в % |
−73,4 |
−71,3 |
−49,9 |
−65,6 |
12,4 |
в % к общему объему по разделу |
0,8 |
0,9 |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
Из таблицы 4 видно, что наблюдается резкое снижение расходов федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджет у ФСС. Их доля составляет - 0,4% в 2015 году и 0,1% в 2016-2017 годах в общих расходах федерального бюджета по указанному делу, что обостряет проблему дефицита бюджета ФСС.
Можно предположить, что данная статистика негативно отразилась на развитии социального страхования и социальной поддержки населения.
Одной из главных проблем социального страхования является недостаточность средств пенсионного фонда для выплат пенсий гражданам. С целью ликвидации данной проблемы с 1 января 2015 года в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно реформе, вводятся два вида пенсии: страховая пенсия и накопительная пенсия. Расчет страховой пенсии осуществляется по пенсионной формуле с применением пенсионных коэффициентов - баллов.
Размер пенсии будет зависеть от факторов:
· продолжительности общего страхового (трудового и стажа за социально значимые периоды) стажа,
· размера заработной платы за каждый год,
· возраста, в котором обратились за назначением пенсии.
Переход на новую систему будет плавным: требования по страховому стажу увеличатся с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году, а по баллам — с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году.[44] Таким образом, величина будущей пенсии напрямую будет зависеть от того, какую негосударственную управляющую компанию или фонд выберет гражданин, и какая сумма пенсионных накоплений там аккумулируется, что в основном зависит от величины заработной платы. Работающие граждане сами станут активными участниками процесса формирования своей пенсии.
Это будет являться стимулом для получения «белой» зарплаты, наемные работники должны настаивать на официальном оформлении своих доходов, что должно стать сигналом для работодателей, а это и не сегодняшний день является проблемой.
Правительство РФ утвердило программу госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи (Постановление «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи), сократив норматив подушевого финансирования в сравнении с ранее запланированным уровнем. Это позволит федеральному центру сэкономить на субвенциях регионам примерно 30 млрд. руб. в год, тогда территориальные будут вынуждены пересмотреть темпы роста тарифов.[45] Например:
1. Расширены возможности зачета излишне уплаченных страховых взносов.
2. Облагаемых взносами выплат стало больше.
3. Утвержден период, за который уплачиваются пени.
4. Расширен перечень застрахованных лиц – иностранцев и др.
Основываясь на вышеперечисленных нововведениях можно говорить о попытке повышения эффективности государственного регулирования социального страхования. Тем не менее, на сегодняшний день система обязательного социального страхования в России еще не отвечает в полной мере тем задачам, которые она призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция.
Подводя итог вышесказанному, целесообразно указать выводы (приоритетные направления совершенствования):
1. Социальная роль страхования проявляется в разрешении ряда общественных вопросов, влияет на качество жизни населения, поэтому необходимо обеспечить эффективную реализацию функций социального страхования.
2. При реформировании социального страхования в России важно учитывать опыт применения подходов и методов, используемых в системах государственной социальной поддержки развитых стран.
3. В связи со снижением уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, требуется провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.
Заключение
Социальное страхование организовывается на следующих базовых принципах: всеобщность, универсальность, самоуправление, равенство граждан в праве на социальное страхование, разделение условий и размеров пенсий, пособий и др.
Система социального обеспечения предназначена для поддержания трудоспособности граждан на оптимальном уровне, а также для материального обеспечения лиц не способных к труду. Главная функция страхования – защитная функция. Заинтересованность страхователя в страховании заключается в получении защиты условий его существования, что в материальном плане выражается в защите своего имущественного положения. Страховщик за определенную плату предоставляет страхователю услугу в виде страховой защиты, при помощи которой и осуществляется защита условий существования застрахованного лица.
В сфере социального страхования существует ряд проблем. Первой можно назвать сохранение нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Вторая проблема – несбалансированность государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов. Следующей проблемой является незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования. В частности, до сих пор не принят Федеральный закон «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Неблагоприятные демографические тенденции, связанные с сокращением доли населения трудоспособного возраста, также можно причислить к проблемам в сфере страхования.
Накапливая большие средства, страховщики могли инвестировать их в промышленность, торговлю, строительство. Из этого следует, что страховой капитал играл не последнюю роль в развитии экономики всей страны.
Страхование возмещает материальный ущерб и потери в семейных доходах, возникающих по причине нетрудоспособности граждан в период болезни, инвалидности, либо по другим причинам. Уровень соответствующих пособий и пенсий обусловлены финансовыми возможностями государства на каждом отдельном этапе развития общества. Оно стремится поддерживать при помощи социального страхования определенный, минимально возможный жизненный уровень семей путём полного или частичного возмещения материальных потерь.