Файл: Социальное страхование и его функции (Виды социального страхования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Одна из основных черт рыночных отношений – наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.

В государствах с социально ориентированной экономикой развиты системы социальной защиты граждан, двумя основными составляющими которыми являются социальная помощь и социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер. Как правило, система социальной помощи является институтом попечительства, вспомоществования и вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.[1]

Актуальность работы заключается в том, что страхование является одной из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.


Цель: рассмотреть социальное страховании РФ и его особенности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить основные принципы и функции социального страхования;

- проаннотировать законодательство РФ в области социального страхования

- провести сравнение системы социального страхования РФ и ведущих зарубежных стран.

Объект: Социальное страхование.

При написании работы были использованы учебные, научные материалы, статистические исследования, законы и другие необходимые документы.

Глава 1 Система социального страхования в Российской Федерации

Основные принципы и функции социального страхования

Безопасность во все времена занимала приоритетное место в жизни государства и общества. Каждый человек заботится о сохранности своей жизни, своего здоровья. Люди хотят защитить себя от каких-либо непредвиденных обстоятельств, способных навредить, внести отрицательные изменения в повседневную, и без того не всегда легкую, жизнь. Для удовлетворения данных потребностей существует социальное страхование.[2]

Что такое социальное страхование? В современных источниках информации существует множество трактовок. К примеру, в семантическом значении социальное обеспечение – это оказание различных форм поддержки нуждающимся членам общества. В юридической и экономической науке взгляд на социальное обеспечение объясняется неоднозначно и поныне не является общепризнанным. Приверженцы экономической теории подразумевали под социальным страхованием всевозможные виды помощи нуждающимся членам общества за счет общественных фондов потребления, последователи правовой концепции с самого начала строили свою позицию параллельно на нескольких порой совсем не совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они полагали, что обеспечение затрагивает не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся специфической защитой со стороны государства.[3]


Зачем вообще было создано страхование социальное? Это необходимо для того, чтобы оказывать финансовую помощь лицам, что согласились на данный механизм в случае наступления предусмотренных рисков. Страхователи обязаны своевременно начислять взносы для этого дела. Когда же наступает страховой случай, то человеку необходимо обратиться к фонду Соцстраха и документально подтвердить тот факт, что он имеет право на получение денежных средств от государства. Это ещё один способ социально обеспечить людей, которые состоят в трудовых взаимоотношениях с работодателями. А кто же предлагает государственное социальное страхование? В этом деле могут помочь три организации фонд социального страхования, пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования.[4]

На каких принципах строится система социального страхования? Наиболее важным, согласно оглашенным целям, является установление партнерских отношений. Затем идёт формирование и использование различных целевых фондов. Также важную роль в рамках системы отводят профилактике социальных рисков. Что же является важным для функционирования всего механизма социального обеспечения? Когда осуществляется страхование социальное, это подразумевает наличие определённых фондов, из которых и идёт финансирование потребностей. Причем специфика здесь такая, что средства должны покрывать имеющиеся затраты, что возникают в связи с выполнением взятых на себя обязательств. Кроме этого, вышеперечисленные организации заинтересованы в том, чтобы увеличивать уровень жизни для разных категорий российских граждан. Возьмём, к примеру, социальное страхование от профессиональных заболеваний. Это настоящий бич нашего времени. Практически любой человек после десятилетий или, может, даже лет работы имеет профессиональное заболевание. В большинстве случаев оно не диагностируется до старости, но бывает, проявляет себя ещё до выхода на пенсию. Поэтому государственные организации напрямую заинтересованы в том, чтобы человек сохранял своё здоровье как можно дольше – ведь тогда им не придётся выплачивать ему деньги. Для этого могут использоваться самые разные средства, начиная от определённых ограничений и требований, заканчивая профилактическими мерами слежения за соблюдением норм отдыха.[5]

Итак, у вас сейчас есть представление о том, что собой представляет страхование социальное. Это хорошо. Теперь же давайте рассмотрим, какие его виды существуют. На данный момент в Российской Федерации можно встретить такие типы: По временной потере трудоспособности. Медицинское страхование. От профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. Социальное пенсионное страхование граждан, работающих на данный момент. Это не все возможные средства. Особняком стоит добровольное страхование. В нём могут принимать участие лица, что самостоятельно обеспечивают себя работой. Следует также отметить, что в качестве страховщиков могут выступать негосударственные компании. Это имеет ряд своих преимуществ и недостатков. Относительно первых можно отметить довольно значительный уровень успешности действий (что подтверждает пример США). Но с другой стороны – государство не несёт ответственности за расчеты. Поэтому если нарваться на мошенников, вернуть свои кровно заработанные деньги будет весьма сложно. Субъекты и взносы. Главный актив, который имеет страхование социальное – это люди.[6] Кто же представляет наибольший интерес? Ответ – субъекты, коими являются застрахованные лица. К ним относят российских граждан, что состоят в трудовых взаимоотношениях со своим работодателем (в качестве которого могут выступать коммерческие компании, индивидуальные предприниматели и государственные организации). То есть к страхователям относят всех тех, кто предоставляет людям работу.[7]


Виды социального страхования в Российской Федерации

Система пенсионного страхования. В России, в настоящее время действует солидарная система пенсионного обеспечения, то есть пенсионные отчисления, производимые в бюджет ПФР за трудоспособных граждан, идут на финансирование выплат нынешним пенсионерам, производимые нынешним трудоспособным населением, расходуются на финансирование пенсий пенсионеров.

Страховые взносы в ПФР  перечисляются работодателями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. Порядок, размер, а также обязательность и своевременность уплаты взносов установлены рядом нормативных актов действующего законодательства.[8]

Сумма, перечисляемая в бюджет Фонда, определяется в зависимости от категории плательщика, вида деятельности и размера полученной прибыли.

Для определенных категорий законодательно лиц установлены особые условия уплаты взносов.

Некоторые пользуются пониженными тарифами, а кто-то может быть освобожден от необходимости производить этот вид перечислений в бюджет ПФР.[9]

В случае выявления нарушений со стороны плательщиков, к ним могут быть применены меры принуждения и штрафные санкции, предусмотренные законодательством.

Страховые пенсионные взносы, на основе которых формируется пенсионный бюджет, уплачиваются работодателями в процентном отношении к заработной плате работника, но при этом не вычитаются из нее, а являются отдельной статьей расходов страховщика.[10]

Основной тариф пенсионных взносов составляет 22 %. В случае, превышения величины базы для начисления взносов тариф увеличивается еще на 10%. Постановлением Правительства РФ №1265 от 26.11.2015 года установлена предельная величина базы в 2016 году в размере 796 000 рублей.[11]

В случае, если плательщик одновременно является индивидуальным предпринимателем и работодателем, то страховые взносы им выплачиваются отдельно по каждому из оснований.

В результате реформ пенсионной системы, которые происходят непрерывно в последние 25 лет, мы пришли к тому, что на сегодняшний день страховые взносы являются ее основой, а обязательным условием страхового пенсионного обеспечения является уплата работодателями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов в бюджет ПФР.


Целевым назначением пенсионных отчислений является финансирование выплат страховых пенсий. От суммы взносов, поступающих от страховщиков в бюджет Фонда, напрямую зависит размер будущей пенсии, а также, в некоторых случаях, возможность досрочного выхода на пенсию.[12]

Для того, чтобы гражданин был уверен в том, что его пенсионные права, при выходе на пенсию будут соблюдены в полном объеме, работодатель должен вовремя и полностью перечислять установленные законом взносы, а лицам, застрахованным в системе ОПС, необходимо осуществлять контроль над своевременностью и размером поступлений на свой лицевой счет.

Вводится новый институт досрочного негосударственного пенсионного обеспечения. Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется вкладчиком, являющимся работодателем по отношению к работникам, занятым на работах, определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, на основании пенсионного договора (договоров) досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемого указанным вкладчиком с фондом (фондами), определенным пенсионной программой работодателя, в пользу этих работников в силу существующих между ними трудовых отношений и с их согласия.

Согласие работника на осуществление в его пользу работодателем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения выражается путем включения в трудовой договор соответствующего положения о присоединении к пенсионной программе работодателя и заключением работодателем с работником отдельного соглашения о досрочном негосударственном пенсионном обеспечении в связи с работой на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, содержащего основные обязательства работодателя по отношению к работнику в связи с осуществлением в отношении его досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.[13]

Вводятся требования к:

- фонду, осуществляющему деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с пенсионными договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

- к пенсионным программам работодателя;