Файл: Реферат По дисциплине Правоведение На тему Права человека в конституции. Студентка муми мохамед.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17
-обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения, приговора, определения или постановления суда;
-изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
-обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Закон, наделяя Уполномоченного правом на обращение в
Конституционный Суд РФ с индивидуальной жалобой, не предоставляет ему возможности обращаться в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности законов, подзаконных нормативно-правовых актов и международных договоров.
15
Деятельность Уполномоченного может быть направлена на защиту права граждан на осуществление местного самоуправления, в частности, на защиту отдельных составляющих данного права, право самостоятельного определения структуры органов местного самоуправления.
16
В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон (ст.21) допускает такую возможность в случаях получения информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, в случаях, имеющих особое общественное значение либо когда необходимо защищать интересы лиц, которые не в состоянии самостоятельно использовать правовые средства защиты (престарелые, больные, несовершеннолетние). Например, в Алтайском крае с 1 января 2007 г. учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае, на основании Закона Алтайского края от 5 октября 2006 г. №102-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об уполномоченном по правам человека в Алтайском крае»
Результаты работы Уполномоченного находят отражение в ежегодном докладе парламенту. Кроме того, доклад направляется в другие высшие органы государства: Президенту РФ, Правительству РФ, Конституционному
Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ,
Генеральному прокурору РФ. Все ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию. (рав и свобод
человека и гражданина.ностного лица, в действиях и решениях которого
усматривается нарушениетивного производст


18
С учетом федеративного характера устройства нашего государства
Закон (ст.5) предусматривает возможность децентрализации службы
Уполномоченного путем учреждения подобных органов в субъектах
Российской Федерации, т.е. создание нескольких уровней уполномоченного на территории страны. Многие субъекты РФ ввели у себя подобные должности, например в Пермской, Астраханской, Волгоградской областях, в
Республике Татарстан. Однако уполномоченные субъектов Федерации не находятся в иерархической подчиненности у Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Они действуют самостоятельно в рамках своей компетенции, но в тесном контакте с Уполномоченным.
17
В Алтайском крае работает Уполномоченный по правам человека при главе администрации
Алтайского края, на основании Закона Алтайского края от 11 ноября 2002 г.№70-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае» с изменениями. Уполномоченный назначается на должность Алтайским краевым Советом народных депутатов (ст.7).
Недопустимость прекращения или приостановления деятельности
Уполномоченного либо ограничения его компетенции в условиях введения чрезвычайных режимов (ст. 4 Закона) не только подчеркивает независимость его деятельности и неприкосновенность правового статуса, но и повышает его ответственность за безусловное соблюдение прав и свобод человека при любых политических условиях.
Представляется, что полномочия российского Уполномоченного в большей степени необходимо сосредоточить на защите прав граждан от нарушений, возникающих в сфере деятельности исполнительной власти.
Именно Уполномоченный должен реализовать неразвитые контрольные функции парламента над правительством и всей администрацией в области защиты прав граждан. Однако он не должен быть контролирующим органом по каждому решению.
18
Полагаю, что работа Уполномоченного чрезвычайно важна, поскольку является одним из факторов, способствующих формированию правового государства и гражданского общества в
России.
Деятельность
Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. В отличие от органов судебной системы Уполномоченный не обязан основывать свои решения только на правовых доводах, и может формулировать рекомендации, используя моральные аргументы.
Нравственным и служебным долгом Уполномоченного в случаях массового нарушения прав человека является осуществление им гуманной миссии по моральной поддержке пострадавших и формированию общественного мнения в их защиту.


19
4.Обращение в Европейский Суд по правам человека как международно-
правовое средство обеспечения прав человека в России: правовые
основы, процедура, юридические последствия
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях
Российской Федерации.
Одной из форм международной защиты прав и свобод выступает
Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением
Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т.е. и в отношении России. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено
«справедливое возмещение».Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г.
Учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском Суде
(назначается Президентом РФ).
19
Повышенный интерес к Европейскому Суду со стороны России наблюдается с момента ее вступления в Совет Европы и ратификации
Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). Россия находится в юрисдикции Европейского Суда по правам человека с 5 мая 1998 г.
20
Европейский Суд по правам человека рассматривает два типа жалоб:
-жалобы от физических лиц, неправительственных организаций либо группы частных лиц, считающих, что в результате нарушения государством требований Конвенции были ущемлены их права и свободы (ст. 34 ЕКПЧ);
-межгосударственные жалобы государств–участников Конвенции (ст.
33 ЕКПЧ).
Советом Европы установлены очень жесткие требования к обращениям в
Европейский суд по правам человека. Несоблюдение этих требований


20 зачастую влечет за собой отклонение обращений граждан и оставление без рассмотрения по существу.
Следует отметить, что жалоба должна быть приемлемой для рассмотрения в суде. Критерии приемлемости принятия жалобы Европейским
Судом следующие:
1. Нарушение права должно иметь место после 5 мая 1998 г., т.е. после вступления ЕКПЧ в силу для Российской Федерации.
2. У заявителя должно быть нарушено такое право, которое напрямую гарантируется ЕКПЧ. Даже если будет грубое нарушение права заявителя, которое не предусмотрено ЕКПЧ, жалоба будет признана неприемлемой.
3. Заявителем должна быть сама жертва. Только то лицо, чье право нарушено, должно самостоятельно решать- будет ли оно обращаться в
Европейский Суд за защитой своих прав. Допускается оказание помощи адвокатом или юристом в составлении жалобы от имени заявителя, причем жалоба принимается в простой письменной форме без печатей, штампов учреждений, так как суд первоначально исходит из презумпции добропорядочности жертвы, адвоката и т.д.
4. Жертва должна исчерпывать все возможные средства защиты внутри своей страны. Имеют место случаи неэффективного использования либо использования не тех средств защиты. При этом жертва обязана исчерпывать только эффективные средства правовой защиты, так что обращаться в порядке надзора, например, в Верховный Суд РФ, совершенно не обязательно. Реально можно обращаться в Европейский Суд после решения кассационной инстанции.
5. Другим важным критерием приемлемости является ограничительный срок, который в случае его пропуска не подлежит восстановлению. Этот срок-
6 месяцев после вынесения последнего судебного решения, чаще всего определения суда кассационной инстанции. Поэтому ожидание рассмотрения жалоб в порядке надзора может привести к пропуску шестимесячного срока.
6. Обращение заявителя должно быть обосновано и доказано приложенными к жалобе документами. Бремя доказывания нарушения по общему правилу лежит на заявителе.
7. Не должно быть дублирования обращений. Это означает, что неприемлема жалоба, поданная одновременно в Европейский Суд и другой квазисудебный орган, например в Комитет по правам человека при ООН.
8. Не допускаются злоупотребления правом обращения на защиту, а также жалобы, содержащие неопределенные формулировки о нарушении всех

21 возможных прав, голословные или оскорбительные формулировки в адрес судов, органов следствия и т.д.
Таким образом, на основании соответствия перечисленным критериям направленные в Европейский Суд жалобы могут быть признаны приемлемыми, частично приемлемыми или неприемлемыми. В ответ заявитель получает уведомление о принятии или отклонении его обращения на основании ст. 34, 35 ЕКПЧ без подробных разъяснений. В том случае, когда по подобному вопросу уже было вынесено решение Европейским Судом, государство должно будет принимать самостоятельные меры к устранению заявленных нарушений.
21
Жалоба может быть подана, если решение любого суда, в том числе первого звена, прошло через кассационную инстанцию и вступило в законную силу. Срок на подачу жалобы начинает течь после даты вынесения окончательного внутреннего решения либо после даты, когда гражданин, не присутствовавший на оглашении судебного решения, был официально уведомлен о принятии такого решения.
Датой подачи жалобы, как правило, считается дата поступления от заявителя первого письменного обращения, излагающего хотя бы в краткой форме предмет жалобы (ст. 47 Регламента Европейского Суда по правам человека). При этом суд, если сочтет это оправданным, может принять другую дату в качестве подачи жалобы (например, дату подписания жалобы, дату отправки жалобы по почте). Первое заявление может быть подано в произвольной форме на родном языке заявителя. В нем в хронологической последовательности следует излагать имеющие отношение к делу факты.
Поступившая в Европейский Суд по правам человека жалоба регистрируется в секретариате, заявителю направляются рекомендации по поводу дальнейших действий. К ответу прилагается формуляр жалобы (заявления). Суд вправе отклонить любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой, на любой стадии разбирательства.
22
Права и свободы, которые защищает Европейский Суд, определены в ст.
2-14 Конвенции.
Ст.2 ЕКПЧ провозглашает право на жизнь. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертельного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.
Ст.3 ЕКПЧ запрещает пытки. Гарантии этой статьи включают в себя требования недопустимости бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения, а также обеспечения гуманных, человеческих условий содержания лиц под стражей. Эта статья «работает» и в том случае, когда речь идет об экстрадиции. Государство, в котором находится


22 нарушитель, не вправе выдать его по требованию другого государства, если располагает очевидными фактами, что там лицо будет подвергаться пыткам.
Ст.5 ЕКПЧ провозглашает право на свободу и личную неприкосновенность. В основном обращения российских граждан по уголовным делам в Европейский Суд касаются именно этой статьи. В рамках ст.5 суд решает вопросы о законности заключения под стражу, включая точное выполнение процедуры, установленной национальным законодательством
(параграфы 1 и 2); о разумном сроке содержания под стражей, о критериях определения разумности такого срока (параграф 3); о гарантиях обжалования решения о содержании лица под стражей (параграф 4).
По смыслу параграфа 5 ст. 5 каждый, кто стал жертвой незаконного ареста или заключения под стражу, имеет право на компенсацию.
Восстановление нарушенных прав является обязанностью государства, которое осуществляется в гражданском порядке.
Ст.6 ЕКПЧ гарантирует право на справедливое судебное разбирательство.
ЕКПЧ содержит ряд статей, гарантирующих политические и гражданские права и свободы. Это ст. 8-11, требующие соблюдения права на уважение частной и семейной жизни, свободу мысли, свободу совести и религии, свободу выражения мнения, свободу собраний и объединений.
Ст.13 ЕКПЧ гарантирует право на эффективное средство правой защиты.
23
Выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, предполагает в случае необходимости обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем, чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в
Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Из официального признания Россией юрисдикции Европейского Суда обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней следует, что российским судам необходимо учитывать в своей деятельности прецедентную практику Европейского Суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ решения межгосударственных органов могут приводить к пересмотру конкретных дел высшими судами Российской Федерации, что открывает дорогу для