Файл: «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД» (Понятие оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 12702

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности

1.2 Основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации

Глава 2. Основные группы источников правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности

2.1 Конституция Российской Федерации и акты федерального законодательства как основные источники правового регулирования ОРД

2.2 Нормативно-правовые акты органов государственной власти как источник правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

2.3 Ведомственные нормативные акты, а также другие нормативные акты и их значение для правового регулирования ОРД

2.4 Проблемы правового регулирования ОРД и пути их решения

Заключение

Список использованных источников

Введение

Борьба с преступностью на современном этапе развития общественных отношений обладает достаточно высокой актуальностью и общественной значимостью, что представляется вполне естественным. Не секрет, что эффективная борьба с преступностью едва ли представляется возможной без оперативно-розыскной деятельности, так как процессуальные меры гласного характера не всегда способны решить задачи, стоящие перед правоохранителями. Представляется, что на фоне значимости оперативно-розыскной деятельности, а также специфики методов и средств, используемых при ее реализации, особое внимание стоит уделить правовому регулированию данной деятельности, так как она нередко связана с ограничением конституционных прав и свобод граждан. Таким образом, объективной необходимостью является проведение комплексного анализа правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, что предопределило актуальность представленной курсовой работы.

Цель курсовой работы - проведение комплексного анализа правовой основы оперативно-розыскной деятельности;

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть понятие оперативно-розыскной деятельности;
  2. Выявить правовые основы оперативно-розыскной деятельности;
  3. Изучить Конституцию РФ и федеральное законодательство;
  4. Определить основные акты органов государственной власти;
  5. Охарактеризовать ведомственные акты;
  6. Выявить проблемы и пути их решения.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие на фоне правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности;

Предмет исследования - нормы действующего законодательства, осуществляющие правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности;

Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально-логический метод, исторический метод, методы анализа и синтеза. Также при написании работы были использованы частно-научные методы познания, а именно сравнительно-правовой анализ, догматический метод и формально-юридический метод.

Структурно курсовая работа состоит из списка сокращений, введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Глава 1. Основы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности

Определение оперативно-розыскной деятельности (далее-ОРД) содержится в Федеральном законе от 12.08.1995 года № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее-ФЗ № 144-ФЗ)[5]. В соответствии со ст.1 ФЗ № 144-ФЗ, под оперативно-розыскной деятельностью понимают вид деятельности, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на это действующим законодательством. Указанная деятельность осуществляется оперативными подразделениями в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также для обеспечения безопасности общества и государства от различных преступных посягательств[24; с.102].

Перед оперативно-розыскной деятельностью стоит определенная совокупность задач, которая содержится в ст. 2 ФЗ № 144-ФЗ. Так, в соответствии с данной статьей задачами оперативно-розыскной деятельности является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, которые подготавливают, совершают или уже совершили преступное деяние. Во-вторых, задачей оперативно-розыскной деятельности является осуществление розыска лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия или суда, а также уклоняются от уголовного наказания и розыска лиц без вести пропавших. В-третьих, в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности выступает добывание информации относительно событий и действий, которые создают угрозу государственной, экономической и иной безопасности Российской Федерации, а также установление имущества, которое подлежит конфискации.

Оперативно-розыскная деятельность представлена определенными мероприятиями, которые именуются оперативно-розыскными. Перечень мероприятий подобного рода содержится в ч.1 ст.6 ФЗ № 144-ФЗ. Так, к указанным мероприятиям относят опрос, наведение справок, наблюдение, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров и иные. Представляется, что реализация данных мероприятий проводится с применением специализированных технических средств. Стоит отметить, что оперативно-розыскная деятельность должна производиться в соответствии с основаниями и условиями проведения такой деятельности, которые предусмотрены ст. 7-8 ФЗ № 144-ФЗ.


Действующее законодательство предусматривает несколько направлений использования результатов оперативно-розыскной деятельности в практической деятельности[23; с.116]. Так, согласно ч.1 ст. 11 ФЗ № 144-ФЗ, результаты оперативно-розыскной деятельности используются для подготовки и осуществления судебных и следственных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступлений и лиц, которые подготавливают преступление или уже совершили таковое. Кроме того, результаты оперативно-розыскной деятельности активно применяются для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, либо лиц, которые уклоняются от исполнения наказания и без вести пропавших граждан. Также стоит учитывать тот факт, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также использоваться в доказывании по уголовным делам (ч.2 ст. 11 ФЗ № 144-ФЗ). Одновременно с этим, вопрос использования результатов оперативно-розыскной деятельности является достаточно спорным и неоднозначным, несмотря на положение, которое содержится в федеральном законодательстве. Рассматривая проблему использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании на первоначальном этапе, стоит отметить наличие отличий оперативно-розыскной деятельности от уголовного судопроизводства. Так, помимо различия в своей правовой природе, принципиальные различия имеют результаты оперативно-розыскной деятельности и доказательства, перечисленные в уголовно-процессуальном законодательстве. Полагаем, что основное отличие результатов оперативно-розыскной деятельности от доказательств состоит в их различной правовой природе, предопределяющей допустимые пределы их использования в практической деятельности.

1.2 Основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации

Представляется, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности целесообразно рассматривать через призму фундаментальной части правового регулирования указанного вида юридической деятельности. Характер правового регулирования ОРД является служебным, так как оно направлено на регламентацию общественных отношений, возникающих между государством и гражданином в связи с необходимостью защиты общества, личности и государства от преступных посягательств[16; с.133].


Полагаем, что под правовой основой оперативно-розыскной деятельности стоит понимать совокупность законодательных, а также иных нормативных актов, которые регламентируют отношения, возникающие на фоне ее осуществления. В соответствии с ч.1 ст. 4 ФЗ № 144-ФЗ, правовая основа оперативно-розыскной деятельности представлена Конституцией Российской Федерацией.Вторым по значимости нормативным актом, составляющим правовую основу оперативно-розыскной деятельности, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ, а также иные федеральные законы и иные нормативные актыфедеральных органов государственной власти, принятые на основе данных федеральных законов. Органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность в практической деятельности, издают в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством нормативные акты, которые регламентируют тактику и организацию проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Особую роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности играют ведомственные нормативно-правовые акты, которыми регламентируется организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Стоит отметить, что ведомственные нормативно-правовые акты в обязательном порядке согласовываются с Федеральной службой безопасности РФ. Таким образом, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности осуществляется на нескольких уровнях. В-первых, на уровне федеральных законов РФ, во-вторых, на уровне нормативно-правовых актов РФ и, наконец, в-третьих, на уровне ведомственных и межведомственных подзаконных актов.

В результате анализа ст. 4 ФЗ № 144-ФЗ также можно констатировать, что понятие «правовая основа оперативно-розыскной деятельности» не является тождественным понятию «законодательство в области оперативно-розыскной деятельности», которое активно используется в правоприменительной деятельности. Во многом это обусловлено тем, что термин «законодательство в области оперативно-розыскной деятельности» может рассматриваться в широком и узком смысле, что нельзя сказать о понятии «правовая основа оперативно-розыскной деятельности». Так, в узком смысле законодательство в области оперативно-розыскной деятельности является совокупностью федеральных законов РФ, которая содержит правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством[25; с.74]. Данные общественные отношения возникают в рамках защиты общества и человека от преступных посягательств посредством применения специальных сил и методов. В свою очередь, в широком смысле рассматриваемое понятие рассматривается как формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт. Данный институт будет включать в себя законодательные, а также иные нормативно-правовые акты в определенной иерархической цепи.


Глава 2. Основные группы источников правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности

2.1 Конституция Российской Федерации и акты федерального законодательства как основные источники правового регулирования ОРД

Рассматривая Конституцию Российской Федерации (далее-Конституция РФ) как источник правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, стоит отметить, что на территории нашей страны Конституция РФ является фундаментальным, базовым источником правового регулирования оперативно-розыскной деятельности[2]. Известно, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы, а также иные правовые акты, которые принимаются в Российской Федерации, не должны вступать в противоречие с Конституцией РФ, что прямо указано в ч.1 ст. 15 Конституции РФ.

Положение относительно прямого действия конституционных норм на территории Российской Федерации имеет непосредственное отношение к осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Так, в главе ΙΙ Конституции РФ определены основные права и свободы человека и гражданина, которые составляют основу правового статуса личности в России. Полагаем, что Конституция РФ закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам можно отнести неприкосновенность жилища (ст. 25), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (55) и некоторые иные. Стоит отметить, что некоторые из указанных принципов нашли свое отражение в ст. 3 ФЗ № 144-ФЗ. Кроме того, в Конституции РФ закреплены полномочия органов государственной власти в сфере принятия законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (76, 90).