Файл: Минпросвещения россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный социальнопедагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1018

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «ВГСПУ»)

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра теории и методики начального образования
 

Коммуникативные технологии

в обучении младших школьников чтению художественной литературы 

Выпускная квалификационная работа

по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»,

профиль «Начальное образование»

«Прошла защиту» 

Оценка _________________

Дата____________________                                 

Исполнитель:

Агаджанян Рима Степановна

(гр. Д-ПБ-41) ___________

               (подпись обучающегося)

 

Преподаватели: ________________________

Научный руководитель:

Бардакова В.В., кандидат пед. наук, доцент _______


Волгоград

2023

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Текст художественного произведения как коммуникативная единица

1.2. Коммуникативные аспекты изучения художественных произведений в

начальных классах

Вывод по первой главе

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Сопоставительный анализ программ по литературному чтению

2.2. Методы и приемы анализа художественного произведения

на уроках литературного чтения

Вывод по второй главе

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

3.1. Коммуникативные технологии изучения художественных произведений


3.2. Формирование коммуникативных умений у младших школьников на уроках

литературного чтения

3.2.1. Диагностика коммуникативных умений у младших школьников на уроках литературного чтения

3.2.2. Система формирования коммуникативных умений у младших школьников

на уроках литературного чтения

3.2.3. Оценка качества коммуникативных умений младших школьников,

приобретенных на уроках литературного чтения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ

Ситуация современного школьного обучения требует от учащихся активного решения сложных коммуникативных задач, таких как организация делового общения, сотрудничества, взаимодействия с учителями и одноклассниками в ходе изучения нового материала.

Актуальность исследования обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2021г.) к результатам начального литературного образования. Среди требуемых результатов ФГОС НОО (2021) выделяются коммуникативные умения:

  • формулировать и воспринимать суждения;

  • участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения;

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста

  • читать произведения по ролям, участвовать в их драматизации и др. [ФГОС НОО. 2021, стр. 37-38].

Для того, чтобы обучить младших школьников осмысленному чтению художественной литературы, нужно научить их понимать прочитанный текст, обсуждать его с разными собеседниками и в разных ситуациях. Для этого педагог должен успешно применять коммуникативные технологии, которые помогают организовать диалог между педагогом и учеником, между автором произведения и учащимся через текст произведения.

Коммуникативные технологии – это комплекс техник, отобранных и выстроенных в логике достижения цели развития коммуникативных способностей. О.А. Кочергина считает, что коммуникативная технология опирается на интегративное обучение всем видам речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо). При этом содержание речевого поведения, является определяющим при выборе педагогом технологии, при помощи которой определяется функциональность обучения и воспитания. Посредством коммуникативных технологий у обучающихся формируются способности решать различные коммуникативные задачи в ситуациях межличностного и профессионального общения, используя комплекс языковых средств.



Именно поэтому создаются, совершенствуются и применяются коммуникативные технологии обучения, работа которых предполагает организацию обучения на основе общения, а также выстраивание отношений между участниками образовательного процесса на принципах сотрудничества, диалога и равноправия [Сираева, 2020, стр. 71].

В результате применения коммуникативных технологий на уроках литературного чтения учащиеся приобретают необходимые коммуникативные умения. Коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Развитие коммуникативных умений младших школьников чрезвычайно актуальная проблема еще и потому, что степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

ФГОС НОО сообщает, что выпускник начальной школы будет владеть коммуникативными умениями, которые включают два компонента:

1. Общение:

  • способность воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей и др.;

2. Совместную деятельность:

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы и др. [ФГОС НОО. 2021, стр. 34- 35].

Уроки литературного чтения играют очень важную роль в развитии коммуникативных умений младшего школьника. Традиционные уроки чтения сочетали наряду с задачей обучения ребёнка чтению задачи педагогического характера (нравственное воспитание ребёнка, расширение кругозора, развитие речи и т.д.), которые решались средствами художественной литературы. Современный подход к литературному образованию в начальных классах предполагает рассмотрение художественного произведения как эстетического объекта и в силу этого основное внимание уделяется организации процесса его адекватного восприятия и истолкования. Авторы рабочих программ считают основной целью уроков литературного чтения формирования у младших школьников культуры художественного восприятия, развитие читательских позиций младших школьников, настоятельно требующих освоение навыка чтения и законов художественного языка. В центре внимания учителя на уроках литературного чтения оказывается не только анализируемый художественный текст, но и читательское поведение начинающих школьников, взаимодействие разных читательских версий. Таким образом, наиболее перспективным подходом в преподавании литературного чтения становится коммуникативно-деятельностный подход.


В связи с этим выбрана тема выпускной квалификационной работы «Коммуникативные технологии в обучении младших школьников чтению художественной литературы».

Материалом для исследования послужили УМК «Школа России» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, и др.) и УМК «Начальная школа XXI века» (Л.А. Ефросинина).

Объект исследования: процесс начального литературного образования

Предмет исследования: технологии формирования коммуникативных умений в процессе изучения литературы

Цель исследования: выявить эффективные коммуникативные технологии в обучении литературе

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

    1. раскрыть понятие «коммуникативные технологии»;

    2. охарактеризовать текст художественного произведения как коммуникативную единицу;

    3. рассмотреть коммуникативные аспекты изучения художественных произведений;

    4. проанализировать рабочие программы по литературному чтению;

    5. освоить методы и приемы анализа художественного произведения на уроках литературного чтения;

    6. изучить и разработать диагностики коммуникативных умений;

    7. выявить систему формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения.

Методы исследования:

а) теоретические методы: анализ литературы по теме исследования.

б) практические методы: наблюдение; обобщение опыта педагогов начальной школы; моделирование.

в) экспериментальные:

База исследования: 

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованных информационных источников (НЕ МЕНЕЕ 50).
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД

К ИЗУЧЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Текст художественного произведения как коммуникативная единица
Уроки литературного чтения в начальной школе направлены на развитие речи, познавательных и художественно-творческих способностей. Эти способности начинают совершенствоваться, когда дети овладевают навыком чтения, который в свою очередь сочетает элементы и свойства мыслительной и речевой деятельности. В процессе чтения усиленно работают такие познавательные процессы, как восприятие, внимание, воображение, память. Когда ребенок читает, у него активизируются все накопленные ранее знания и представления об окружающем мире, о ранее прочитанном, прослушанном или просмотренном, что помогает ему лучше понимать текст изучаемого произведения.


Прежде всего, текст – это коммуникативная единица. Как таковую ее характеризует наличие коммуникативной задачи (сверхзадачи, если речь идет об опосредованном воздействии на адресата, как, например, в случае художественного произведения). Другими словами, являясь результатом целенаправленной деятельности, текст всегда отражает прагматическую установку его создателя. Как коммуникативной единице тексту свойственны такие признаки, как целостность, смысловая законченность, завершенность.        Целостность этой единицы проявляется в структурно-смысловой организации, т.е. в логико-смысловой структуре, интеграция частей которой обеспечивается семантико-грамматическими, лексическими средствами. [Михаева А.К, 2010.].

В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения художественных текстов. Это главное условие при воспитании грамотного читателя. Грамотный читатель — это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. В первые годы обучения необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, чтобы в дальнейшем ребенок сам понимал важность чтения. Чтение книг расширяет кругозор, оно дает новые темы для общения, способствует становлению интересным собеседником, а также совершенствует речь и формирует собственное мировоззрение.

Именно поэтому важно тщательно выбирать, с какими именно художественными произведениями знакомить обучающегося начальных классов.

Задача любого учителя — профессионально передать ученикам свое знание книг и умение пользоваться книгой: показать, как действует с книгой и среди книг квалифицированный читатель, приучить и приохотить детей к самостоятельному выбору и чтению книг, чтобы с помощью этого орудия, инструмента для чтения, его ученики в свою очередь всю жизнь смогли заниматься самосовершенствованием, саморазвитием, самовоспитанием, в полном соответствии со спецификой личных особенностей и запросов. [Светловская, 2019, стр. 15].

Взрослый, чтобы донести книгу до ребенка, должен любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать содержание, искренне увлекаться событиями, уметь передавать свои чувства и переживания детям, быть с ними на одной волне